ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Экскурсия в Третьяковку. Часть VI

Поиск по статьям:

Экскурсия в Третьяковку. Часть VI

2023-03-14 12:37:19, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист Михаил Самуилович Бернер продолжает свою экскурсию по Третьяковской галерее и рассказывает о картинах, репродукции которых легли в основу дизайна почтовых марок.

*  *  *

Залы 23-27 Государственной Третьяковской галереи.

Вернёмся в зал №16. Здесь находится картина академика Императорской Академии художеств художника В.Г. Худякова (1825-1871) «Стычка с финскими контрабандистами» (1853).

Эта одна из первых двух работ, которые приобрёл П.М. Третьяков для своей галереи. Картина была куплена у Худякова в 1856 году за 450 р. Расписка была дана Худяковым о получении задатка 10 (22) мая 1856 года. Эта дата считается днём основания галереи.

На картине показан момент, когда местные финские крестьяне переправляли свой товар в Выборг, не оплачивая таможенные сборы. Таможенная стража пресекает эту попытку.

АО «Марка» включило картину в почтовый блок, посвящённый 300-летию таможенной службы. Картина показана на купоне, к марке «Каланчёвская площадь после постройки Николаевского вокзала и здания Московской складочной таможни».

В залах 23, 24 находятся полотна передвижников, посвящённые жанровой живописи.

Художником-передвижником был академик Императорской Академии художеств, первый директор Пензенского художественного училища К.А. Савицкий (1844-1905). К жанровой живописи относится его картина «Ремонтные работы на железной дороге».

Картина была представлена на 3-й выставке передвижников, открывшейся в Петербурге в январе 1874 года. В апреле того же года выставка переехала в Москву. Картина понравилась Третьякову и он изъявил желание её приобрести. Эта работа была показана в 1878 году на Всемирной выставке в Париже. Замысел картины появился у художника в 1873 году, когда Савицкий жил в Тульской губернии и наблюдал за работами по укреплению железнодорожного полотна.

Мы видим тяжёлый, изнурительный труд рабочих и орудия их труда. По мнению критика Александра Бенуа, картина «однородно по духу и теме» картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

В сюжет марки включен фрагмент портрета Савицкого, написанный художником Н.К. Грандковским. Портрет находится в Третьяковской галерее. Н.К. Грандковский (1867-1905) по приглашению Савицкого преподавал в Пензенском художественном училище.

Жанровая живопись художника-передвижника В.Е. Маковского в этом зале представлена картиной «Свидание». Почтовая марка, на которой показана картина, вышла в 1971 г.

В зале 25 находятся картины художника, академика, профессора Императорской Академии художеств И.И. Шишкина (1832—1898).

Иван Иванович был талантливым живописцем, владел мастерством гравёра. Пейзажная живопись Шишкина воплощена в его картинах, на которых он показал красоту леса.

В 1948 году вышла серия марок, посвящённых И.И. Шишкину, на которых показаны картины «Рожь» и «Утро в сосновом лесу», хранящиеся в Третьяковской галерее. Картина «Рожь» была написана Шишкиным в 1878 году. На  ней изображено Лекаревское поле близ Елабуги. В 1878 году у художника картину приобрёл П.М. Третьяков.  

Самое известное полотно, которое в 1889 году приобрел Третьяков - «Утро в сосновом лесу». Соавтором картины был друг Шишкина художник Савицкий. Он нарисовал медведей. При покупке полотна Третьяковым, там стояла подпись только Шишкина, Савицкий расписался чуть позже.

Автограф Савицкого Третьяков удалил, заявив, что заказывал картину только у одного художника. Шишикин поделился с Савицким полученным гонораром.

В конце 19-го века кондитеры фабрики «Эйнем» (в советское время «Красный Октябрь») разработали новый сорт конфет. Владелец фабрики Гейтс обратился к Третьякову с просьбой использовать на фантике фрагмент картины «Утро в сосновом лесу». Разрешение было получено. Эти конфеты популярны и в настоящее время.

Почтовые марки, с репродукцией работ Шишкина, оформил художник И.И. Дубасов. Картины на марках заключены в декоративный орнамент в виде рамы, благодаря чему создаётся впечатление присутствия в картинной галерее.

И.И. Шишкин был одним из самых активных членов Товарищества передвижных художественных выставок. На второй выставке Товарищества, в 1872 году, была выставлена его картина «Сосновый бор». В том же году ее приобрёл Третьяков.

В связи со столетием (1971г.) Товарищества передвижных художественных выставок, вышла серия марок, посвящённых картинам передвижников. На одной из миниатюр показана картина И.И. Шишкина «Сосновый бор». Полное ее название «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». На ней художник показал величие русской природы.  

В 1886 году Шишкин написал картину «Сосны, освещённые солнцем», которую в  1886 году продал Третьякову. На полотне изображён уголок леса под Сестрорецком. Почтовая марка, на которой показана эта картина, вышла в 1986 году в серии «Русская живопись».

Творчество И.И. Шишикина неразрывно связано с русской природой и красотой леса. Украшением тематической коллекции марок, посвящённых природе, являются марки, на которых показаны полотна Шишкина.

В зале 26 экспонируются картины художника В.М. Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в Вятской губернии в семье священника. Художественное образование получил в Императорской Академии художеств. В 1893 году стал ее действительным членом.

В творчестве Васнецова сочетается история и фольклор. В Москве художник познакомился с П.М. Третьяковым и, по воспоминаниям дочери Павла Михайловича А.П. Боткиной: «Безусловно и безоговорочно все у Третьяковых полюбили Васнецова».

Центральной работой в творчестве Васнецова является картина «Три богатыря».

Замысел картины «Защитники России» возник у Васнецова в 1871 году. Закончено было полотно в 1898 году. В июле 1898 года П.М. Третьяков приобрёл эту картину у Васнецова и передал в дар галерее, которая на тот момент уже была подарена Москве.

Марку в 1951 году оформил художник И.И. Дубасов. По краям миниатюры выполнен орнамент, похожий на раму, в которой заключена картина. Идеально подобран шрифт.

Марку на эту же тему, в 2006 году оформил дизайнер А. Дробышев. Наглядно видно, как изменилась за это время полиграфия и взгляд на оформление знаков почтовой оплаты.

В 1998 году отмечался юбилей художника. АО «Марка» выпустило сцепку из двух марок и купона. Картина, изображенная на марке «Иван царевич на сером волке» и «Автопортрет» на купоне, находятся в Третьяковской галерее.  

В 2013 году был представлен совместный выпуск Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины «1025 лет Крещению Руси». На почтовом блоке изображена фреска «Крещение Руси» работы Васнецова. В.М. Васнецов принимал участие в росписи Свято-Владимирского собора в Киеве.

В мае 1900 года Совет Галереи выступил с предложением о перестройке здания с изменением фасада. Создание графического проекта фасада было поручено В.М. Васнецову. Он предложил выполнить фасад в «Русском стиле».

В бывшем 3-м Троицком переулке (переулок Васнецова, 13) находится Дом-музей В.М. Васнецова. С 1986 года музей является филиалом Третьяковской картинной галереи.

В этом доме художник прожил с 1894 года по 1926 год. Там же находилась его мастерская. Васнецов является создателем «Русского стиля» в архитектуре, живописи, дизайне, театральных декорациях. «Русский стиль» в архитектуре виден на почтовых марках, на которых показан Дом-музей художника и фасад Третьяковской галереи.

В зале 27 находятся картины В.В. Верещагина (1842-1904). Художник-баталист В.В. Верещагин родился в Череповце, в дворянской семье. Получил военное образование. В 1860-1863 годах учился Петербургской Академии художеств, а затем за рубежом. В 1874 году Императорская Академия художеств присвоила Верещагину звание профессора, от которого он отказался. Принимал участие в военных походах в Средней Азии, на Балканах. Побывал во многих странах, в том числе в Индии. Устраивал выставки своих картин в Европе, России.

Русско-Японская война кончилась для него трагично. Художник погиб 31 марта (11 апреля) 1904 года вместе с адмиралом О.В. Макаровым, при подрыве на мине броненосца «Петропавловск», на внешнем рейде Порт-Артура.

В Третьяковской галерее находится обширная коллекция картин Василия Васильевича Верещагина. Одна из них приведена на почтовой марке, выпущенной в связи со 150-летием со дня рождения художника («Мавзолей Тадж-Махал в Агре». 1874-1876).

Литература:

1. «Третьяковская галерея. Путеводитель. Русское искусство Х1- начала ХХ века». Москва 2021 год.

2. «Искусство на почтовых марках. Каталог-справочник». Автор Ю.М.Климов. Москва «Радио и связь» 1984 год.

3. «П.М.Третьяков». Автор А.П. Боткина. «Искусство», 1986 год.

М.С.Бернер Заслуженный энергетик России

Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках

Экскурсия в Третьяковку. Часть II

Экскурсия в Третьяковку. Часть III

Экскурсия в Третьяковку. Часть IV

Экскурсия в Третьяковку. Часть V

Тайны Третьяковки




Комментарии к статье:
2023-03-16 10:49:54, Павел
Продолжение будет? В нетерпении

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru