ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Декабристы в окружении А.С. Пушкина

Эстетика милосердия

О башкире-певце и бесстрашном бойце

Памяти выдающейся писательницы


Главная  /  История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры

Поиск по статьям:

История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры

2024-02-15 09:44:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Представляем вашему вниманию статью-исследование «История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры».

*  *  *

1000-летию Суздаля посвящается

Многие отечественные художники и дизайнеры обращались к теме истории города Суздаль. Это требовалось им при подборе сюжетов оформления знаков почтовой оплаты, являющихся предметами коллекционирования в качестве образцов искусства почтовой миниаюры, составляющих объекты внимания филателистов и филокартистов в нашей стране и за рубежом.

Определение «белого пятна» в исследованиях данной темы состоялось в области выделения совокупности объектов культового назначения, которая изобилует памятниками русской архитектуры Владимиро-суздальской школы.

В советское время внимание к православному наследию было редуцировано, поэтому, только начиная с 1990-х годов, интерес исследователей к шедеврам древнерусской архитектуры получило достойное отражение в мире филателии.

Авторы данной работы намерены подтвердить гипотезу о том, что средствами советской и российской художественной графики в преломлении филателистической и филокартической продукции возможно создать рельефный и притягательный образ такого важного для отечественной и мировой истории города Суздаль.

Предстоит понять, каким образом эволюционировал сюжетный ряд почтовых миниатюр, так или иначе связанных с историей города.

Одним из ярких примеров работ художника-миниатюриста о Суздале следует назвать две советские почтовые марки 1977 года выпуска из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу».

Для придания рисунку праздничности и торжественности был выбран способ глубокой печати в сочетании с металлографией на мелованной бумаге с применением рамочного типа зубцовки размером 11,5:12.

Марки печатались в листах по 16 и 25 экземпляров в компоновке 4х4 и 5х5 соответственно, с оформленными полями, причем на каждом листе был поставлен неповторяющийся шестизначный номер и год выпуска «1977». Они хорошо заметны на рисунке, приведенном ниже.  Номер напечатан в правом нижнем углу листа таким образом, чтобы можно было увидеть поля, в художественном оформлении которых использована эмблема 22-х летних Олимпийских игр, состоявшихся в Москве в 1980 году.

Квартблок марок СССР, посвященных Суздалю, из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу», 1977 год

В правой части художественного поля почтовой миниатюры помещен герб города Суздаля, который располагается на щите французского типа, и восходит к эмблеме Ростово-Суздальской земли, нашедшей отражение уже на Большой государственной печати, используемой царём Иваном IV Грозным в период с 1577 по 1578 год. То есть ровно за четыреста лет до появления данного герба на рассматриваемой почтовой миниатюре.

Именно как герб города Суздаль данное изображение впервые нашло своё Высочайшее утверждение более полутора столетий спустя, только в 1729 году. Геральдический щит в поле герба разделяется горизонтальной линией на две равные части. Здесь верхняя часть синего цвета, переданного на почтовой марке как сиреневый, обозначает родовое понятие, а нижняя – красная – видовое.

Обе части соединяет изображение сокола, имеющего натуральную природную расцветку и увенчанного княжеской короной, призванной передать изначальное значение Суздаля в качестве древней столицы русского княжества.

Серебряный цвет фигуры сокола в геральдике воспринимается в качестве символа веры, чистоты и искренности. Помимо этого, за серебряным цветом закрепились также значения чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

Следует отметить, что на данной почтовой миниатюре применена несколько упрощённая цветовая гамма, поскольку в наиболее достоверной передаче корона и лапы сокола должны изображаться золотом, которое служит для передачи дополнительной необходимой геральдической символики - богатства, верховенства и величия.

Кроме этого, включение в цветовую гамму герба города Суздаль золотого цвета призвано отразить возвышенность мыслей и достоинство его жителей. Не будь этого, Суздалю вряд ли бы удалось в первой половине XII столетия стать центром Ростово-Суздальского княжества. В середине XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества. И ещё век спустя, в первой половине XIV века, Суздалю выпадает честь, добытая в кровавом бою – стать столицей Суздальско-Нижегородского княжества.

Этому событию предшествовала битва новгородцев с суздальцами, икону и изображение фрагментов битвы, мы видим на полях почтового блока №99 выпуска 2 сентября 1999 года, оформленного художником А. Плетневым.

На полях блока №99 РФ изображены фрагменты иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (XV в.)

Так же, как и первая миниатюра, данный почтовый блок был напечатан на мелованной бумаге. Многоцветная печать в данном случае выполнена офсетным способом с использованием рамочной перфорации 12 при размере блока 95×70 миллиметров.

Возвращаясь к серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу» 1977 года выпуска, нельзя не упомянуть ещё об одной миниатюре работы Л. Шарова, посвященной Суздалю, с изображением бюста князя Дмитрия Пожарского.

Лист марок СССР, посвященных Суздалю, из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу», 1977 год

Памятник уроженцу города, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому установлен в Суздале, в сквере, носящем его имя, у стен Спасо-Евфимиева монастыря. В 1950 году его изготовил Заир Исакович Азгур - народный художник СССР и Белоруссии. Архитектором данного проекта стал Григорий Алексеевич Захаров.

Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому был открыт 28 октября 1955 года, а в 2014 году был отремонтирован и предстал во всей красе перед взорами жителей и гостей Суздаля.

1977 год для Суздале, отраженном на почтовых марках, оказался судьбоносным. Помимо вышеназванных работ, в серии «Шедевры древнерусской культуры», представленной на кляйнбогене с лаковым покрытием, вышла миниатюра №4912, на которой была изображена скоба-маска, являющаяся деталью историко-архитектурного памятника «Златые врата» Рождественского собора в Суздале.

Марка и клянбоген СССР 1977 года выпуска, из серии «Шедевры древнерусской культуры»

Как и эта марка, весь малый лист был скомпонован и оформлен советским художником-миниатюристом Германом Комлевым. Изображение же Рождественского собора в целом появилось только на рисунке конверта с маркой, а уже в российской филателии прозвучало два раза подряд в художественнном поле маркированных почтовых конвертов Министерства связи Российской Федерации.

Первый из них, за номером № 232K-2003, приурочил к 255-летнему юбилею Владимирской губернии художник А. Безменов. Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор» был выпущен 25 сентября 2003 года. Купола собора окрашены в зеленый цвет.

Почтовый конверт «255 лет Владимирской губернии. Суздаль. Кремль. Рождественский собор»

Следующий конверт 238К-2004, «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XYI вв.», создал художник В. Кубасов. Конверт был выпущен 10 сентября 2004 года.

Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.», 2004 год

Третий конверт 161К-2007, «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.». Автор - фотограф В. Хмин.  Конверт выпущен 04 октября 2007 года. Здесь отчетливо видно, что купола собора окрашены в синий цвет.

Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.» 2007 года выпуска

Однако не только Рождественский собор представлен в суздальской филателии и филокартии. Так, художник А. Плетнев стал автором односторонней художественной карточки (открытки) № 94/окр-99, которая была посвящена 975-летнему юбилею Суздаля и вышла 2 сентября 1999 года. В живописном поле карточки изображается панорама старинной части города, а на нанесённой на открытку оригинальной почтовой марке, представлен бюст князя Пожарского с фрагментом художественной ограды памятника, а также композиция из сооружений древнерусской архитектуры.

Односторонняя художественная карточка (открытка) № 94/окр-99, посвященная 975-летнему юбилею Суздаля

Также панорама Суздаля представлена на оформленном дизайнером Х. Бетрединовой, по фотографии П. Сухова, почтовом конверте № 121К-2010/2010-082 «Суздаль (Золотое кольцо)», увидевшем свет 24 марта 2010 года.

Почтовый конверт № 121К-2010/2010-082 «Суздаль (Золотое кольцо)»

18 мая 2006 года дизайнер Р. Комса оформил почтовый конверт № 75К-2006 (№ 2006-056) «Суздаль Владимирской области. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта». Такие музеи позволяют доступным способом познакомиться с необыкновенными постройками, характерными для предыдущих веков развития суздальской архитектуры.

Почтовый конверт № 75К-2006 (№ 2006-056) «Суздаль Владимирской области. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта»

Из всех ранее рассмотренных экспонатах совокупной филателистической и филокартической коллекции СССР и РФ, наиболее представительно панорама Суздаля выглядит на почтовой открытке № 2018-168/5 «Суздаль. 35-й чемпионат Европы по пахоте», которая вышла 18 июня 2018 года. Ее оформил дизайнер Е. Коляда. Здесь панорама архитектурных сооружений культовой и светской направленности Суздаля является фоном для основного события. 

Маркированная почтовая карточка 2018-168/5 «Суздаль. 35-й чемпионат Европы по пахоте»

Заключительным экспонатом, на котором авторы считают возможным остановить свое внимание, является подготовленная к изданию коллективом сотрудников Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника маркированная почтовая открытка № 2022-111/1 «Зодчество Северо-Восточной Руси. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля в сокровищнице Всемирного наследия ЮНЕСКО», выпущенная 4 августа 2022 года.

Маркированная почтовая открытка № 2022-111/1 «Зодчество Северо-Восточной Руси. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля в сокровищнице Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Восемь контурных очертаний наиболее выдающихся памятников архитектуры мирового значения, возведённых как во Владимире, так и в Суздале, действительно, позволяют получить развернутое представление о величии и могуществе русского архитектурного гения. Поэтому даже в отсутствие многоцветных изображений они способны помочь каждому коллекционеру сформировать возвышенный художественный облик старинного русского города.

Сделаем следующие выводы.

Во-первых, было получено развёрнутое представление о том, что советские и российские художники и дизайнеры уделили значительное внимание оформлению почтовых марок, блоков, малых листов (кляйнбогенов), конвертов, открыток, карточек и иных филателистических выпусков для того чтобы историко-архитектурный облик города Суздаль предстал наиболее выразительным и достойным образом. Таким он явится на филателистических и филокартических экспонатах даже перед теми, кто ещё ни разу не имел возможности поучаствовать в туристической или исследовательской поездке в Суздаль.

Во-вторых, подтвердилась гипотеза о том, что средствами советской и российской художественной графики в преломлении филателистической и филокартической продукции становится возможным создать рельефный и притягательный образ такого важного для отечественной и мировой истори города, каким по праву является тысячелетний Суздаль.

Латышев О. Ю., Латышева П. А., Радаэлли Массимо, Луизетто Мауро, Опацкая Н.Н., Опацкая А., Опацкая Л.К.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru