ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Курьезы на марках

Поиск по статьям:

Курьезы на марках

2016-11-30 12:39:28, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Разновидности почтовых марок и курьезы на марках

Ввиду участившихся обращений и вопросов: «а нужно ли собирать разновидности марок? И какие из них вообще достойны внимания?», мы решили затронуть эту тему еще раз.

Начнем от «печки», с определения. Точнее, с отсутствия такового общепризнанного всеми. С одной стороны, Википедия говорит:

Разновидность – это марка, отличающаяся от остальных экземпляров бумагой (сортом), рисунком (деталями, и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, положением и проч.), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками и др.

Вот эти «и др.», а также обилие перечисленных факторов, порой совсем не определяемых «невооруженным глазом» (сорт бумаги, клей…) – и не дают покоя многим коллекционерам.

Разгадка пожалуй лежит на поверхности. И называется она – каталог. Каждый коллекционер выбирает один (или несколько) каталог, на который и ориентируется. То есть – доверяет ему. В нем автор обычно дает пояснение, что считается разновидностью, и какие марки и как выделяются таким образом.

Основные виды разновидностей выделяются по бумаге, различиям в деталях рисунка или надпечатки, по перфорации, по типам печати. Для марок СССР введены еще различия по растрам.

Как относиться к таким разновидностям? – вопрос сугубо индивидуальный. В конце мы решили привести целиком статью В. Скрипицына «Что считать разновидностью почтовой марки», написанную в форме спора нескольких коллекционеров.

Мы же сейчас остановимся на более интересной из разновидностей, а именно – в деталях рисунка и текста марок. И коснемся вопроса курьезных ошибок. Почему самых интересных? Да потому, что они заметны, наглядны и часто несут в себе понятную всем информацию. Часто – полезную, или курьезную и даже порой – смешную.

Тут к месту сразу вспоминается «не хороший» студент, у которого из кармана выпала бутылка прямо на параде, с марки 1957 года, посвященной всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Или марка СССР 1972 года, где Собинов назван «народным артистом СССР», хотя такого звания не имел, и потом это было исправлено на «народный артист республики»

Такие Разновидности возникают часто в случае запланированных почтовым ведомством различий тиража почтовой марки ввиду исправления ошибки или корректуры клише. Но также они могут возникать в результате ошибок, связанных с процессом печатания марок (как в случае со студентом). Сразу оговоримся, что стоит отделять значимые и «смысловые» различия от всякого рода «марашек», происхождение которых бывает просто из-за попадания сторонних предметов на печатную форму.

Об известных разновидностях времен СССР мы упоминали полгода назад (http://philately.ru/article/philately/43131/kak-vi-otnosites-k-raznovidnostyam/) и тогда же зафиксировали результат голосования по опросу «как Вы относитесь к разновидностям?». Итоги были таковы: 43% ответили,  что их игнорируют. При этом 39% признались, что ищут их на марках, либо даже специально покупают.

А самые пытливые филателисты не ослабляют поиск новых если не разновидностей, так хотя бы курьезов. Вот и сегодня пришло аж несколько таких сообщений. На марке СССР 1982 года в серии планеризма на марке номиналом 6 коп планер изображен в перевернутом виде. Этого не может быть! Ведь это же безмоторный планер!

Пришлось сообщить исследователю, что…. «28 октября 1930 г. летчик В. А. Степанченок на этом планере совершил выдающийся полет - три раза выполнил мертвую петлю.  И это в одном неуправляемом полете!! «Мертвые петли», выполненные В А. Степанчонком, стали сенсацией седьмого слета планеристов. С. В. Ильюшин особо подчеркивал научно-экспериментальное значение новой конструкции С. П. Королева»

Фото: Выполнение мертвой петли летчиком В.А.Степанченком на планере СК-3 "Красная Звезда" конструкции С.П.Королева в Коктебеле в 1930г.

Фото: современный планер

Недавно коллекционеры из Тюмени обнаружили смещение рисунка на выпущенном в 2016 году блоке, посвященному музею-заповеднику Кижи. Кресты и колокола как бы «уплыли» сторону.  А вот другой филателист не поленился и дотошно изучил в ультрафиолетовых лучах блок Абрамцево (2016 г.) и сообщил всему миру, что не только сам блок за счет скрытой надписи на поле отличается от обычного, но и марки на нем!! Чем?! А вот я не скажу Вам…изучите сами и найдите отличия!

Курьезы с марками современной России продолжаются. Можно вспомнить марку Ленинградской области из серии «регионов», на которой многие приведенные знаковые места и символы как оказалось не находятся на территории этой области.

1. Эта марка была подготовлена к выпуску в обращение 20 мая 2008 года вместе с другими пятью марками серии "Регионы России" образца 2008 года

2. Был напечатан полный тираж этой марки (210 000) и разослан во многие города

3. Когда ИТЦ "Марка" анонсировал сюжет этой марки, то выяснилось, что при её оформлении допущены грубые ошибки в сюжете (все объекты, изображённые на марке, кроме Старой Ладоги, находятся на территории Санкт-Петербурга, а не в Ленинградской области)

4. Было принято решение об отзыве этой марки изо всех городов в Москву для дальнейшего решения судьбы этой марки, марка не поступила в обращение 20 мая

5. 17 сентября ИТЦ "Марка" начинает продажу этой марки, несколько позже проводится "гашение Первого Дня" от имени почтамта Москвы.

6. С середины сентября по конец ноября ИТЦ "Марка" реализовал от 15 до 20 тысяч этих марок

7. В декабре почта России издала приказ о полном уничтожении остатков тиража

Коль бывают ошибки, курьезы, значит сохраняется интерес и повод поискать что-то в будущем. Разве не этим также привлекательна филателия?

Присылайте свои находки, делитесь результатами своих исследований. Об интересных мы обязательно сообщим всем и вместе обсудим.

Ну а напоследок – обещанный спор двух коллекционеров, в который вмешался третий:

ЧТО СЧИТАТЬ  РАЗНОВИДНОСТЬЮ ПОЧТОВОЙ МАРКИ?

В.СКРИПИЦЫН (из журнала "Коллекционер №2" за 1964 год)

Однажды я оказался свидетелем одного спора между филателистами по вопросу что такое разновидность почтовой марки. Следует ли её считать полноценным коллекционным материалом, включать в каталоги и, наравне с основными марками представлять на общественные выставки?

Один из спорящих безоговорочно признавал и горячо защищал все разновидности, понимая под разновидностью любую марку, чем-либо отличающуюся от основной, включая сюда и типографский брак. Его оппонент, наоборот, начисто отрицал все разновидности и считал, что филателисты должны заниматься коллекционированием только основных марок. Он утверждал, что все так называемые «разновидности» не что иное, как выдумка отдельных лиц, которые свои личные вкусы пытаются узаконить

и навязать другим коллекционерам. Третий филателист, принимавший участие в разговоре, занимал среднюю позицию: он был готов признать только определённую часть разновидностей, носящих, как он говорил, «объективный характер». Этот спор мне показался интересным и даже принципиальным.

— Собирать основные почтовые марки — дело не хитрое! — говорил защитник разновидностей. — Все они заметно отличаются одна от другой. Имеют свой рисунок, цвет, номинал, размер, форму. Но встречаются почтовые марки, которые по своему внешнему виду вроде ничем не отличаются друг от друга. Однако любознательный филателист при внимательном рассмотрении обнаружит в них определённые отличия. Вот эти отличия и определяют разницу между основной маркой и её разновидностью.

— Этот любознательный филателист должен пользоваться при этом микроскопом? — не без иронии спросил оппонент,

— Нет, эти отличительные признаки можно обнаружить и обыкновенным глазом. Я могу назвать их. Это:

— качество и цвет бумаги — плотная и тонкая, с водяным знаком и без него, белая, серая, желтоватая и т, д.;

— характер и размер зубцовки — с зубцами и без зубцов, с зубцами крупными или мелкими, комбинированная зубцовка и др.;

— размер рисунка — эта разница обычно не превышает 1—1,5 мм;

— детали рисунка — разные «типы» марок — различные начертания цифр и (в, различное их расположение на рисунке, разная ширина рамки и т. д.;

— рисунок водяного знака или его расположение;

— оттенки основных цветов — синий, темно-синий, ультрамариновый и т. д.;

— состав и цвет клея;

— дефекты полиграфического производства, которых нет на основных марках, — перевёрнутая или двойная надпечатка, двойной оттиск, сдвинутый или «пропущенный» н, сдвинутый или перевёрнутый центральный медальон, сбитые отдельные буквы или цифры, пропущенная перфорация и т. п.

Так вот, после того как на марках обнаружены те или иные отличия, необходимо установить, какие признаки определяют основную марку и какие — её разновидность, затем, так как обе марки выпущены почтой и, значит, обе совершенно законны, их следует включать в каталог и представлять на выставках.

— У меня одна марка довольно долгое время случайно пролежала на свету и выцвела. Для вас, наверное, она была бы редчайшей разновидностью! — бросил оппонент.

— Извините меня, но если вы так упорно не хотите замечать никаких отличительных признаков на марках, значит, вы просто собираете «картинки»! — горячился защитник разновидностей.

— Нельзя же забывать, что некоторые из указанных мною признаков отличают не только основные марки от их разновидностей, но и марки отдельных самостоятельных выпусков, тоже весьма схожих между собой по внешнему виду. Вспомним хотя бы некоторые стандартные выпуски наших советских марок, например, выпуски почтовых марок, получивших общее название «Первый стандартный выпуск марок СССР». В действительности, этот «Первый стандартный» состоял из ряда совершенно самостоятельных выпусков,

выходивших в разное время и имевших свои, не очень заметные, но всё же определённые отличия. Известно, что первый выпуск этих марок проходил с октября 1923 г. по январь 1924 г. и печатался литографским способом, второй выпуск — с февраля 1924 г. по январь 1925 г. и печатался типографским способом. Клише для второго выпуска делались с оригиналов рисунков первого выпуска, но имели свои отличия (характерные признаки марок этих выпусков указаны в каталогах ГФК). Кроме того, второй выпуск имел марки высоких номиналов, которых не было в первом: в 2, 3 и 5 руб. Последующие выпуски этих стандартных марок также выходили в разное время и имели свои отличительные признаки.

— Простите, простите, но это не разновидность! — запротестовал оппонент, — Это отдельные официальные выпуски марок. Мы с вами говорим о другом — о разновидностях, которые вы произвольно «выявляете» среди марок внутри одного выпуска и происхождение которых вы объяснить не можете; и это не удивительно, так сак появление их — чистейшая случайность: не тот сорт бумаги, не тот клей, не тот оттенок! Да я вам покажу марки разных оттенков, расположенные на одном марочном листе. Объяснение несложно — простая небрежность печатника, неодинаковая густота типографской краски — и всё! А вы сразу — «разновидность»! «Редкость»! В каталог её! Несерьёзно это...

— Я тоже могу показать вам марки разных оттенков, взглянув на которые, можно совершенно определённо сказать, что это не разная густота одной типографской краски, а совершенно другая краска, что, возможно, указывает на новый тираж...

— Ни на что это ещё не указывает! — не сдавался оппонент. — Возможно, краска на вашей разновидности действительно оказалась другая. Не хватило при печати одной краски — пустили другую. Какое это всё имеет отношение к основной зада филателии — знакомству по почтовым маркам с историей, политическим и социальным укладом жизни той или иной страны, с её культурой и искусством, географическим и этнографическими особенностями, флорой, фауной и т. д.? Никакого значения эти ваши «тонкости», еле заметные «отличия» для существа содержания коллекции не имеют. Любая тематическая коллекция с исчерпывающей полнотой раскрывает в марках основных выпусков, а всякие полиграфические «уродцы» лишь засоряют экспозицию.

— Не спорю, для отдельных видов филателистического коллекционирования не которые разновидности, видимо, не имеют значения, — согласился защитник разновидностей. — Но смею вас уверить, что эти не признаваемые вами разновидности могут рассказать филателистам очень много интересного, особенно тем, которые собирают систематические коллекции и изучают историю самой почты. И вы как филателист должны знать, что некоторые выпуски марок имели дополнительный тираж, Его, конечно, нельзя считать самостоятельным выпуском, хотя в ряде случаев марки нового тиража имели свои отличительные признаки: другая бумага, разница в размере рисунка, другие оттенки цветов и т. д. Вызывалось появление дополнительных тираже разными причинами: новый, специальный заказ, преждевременное истощение основного тиража, гибель основного тиража или части его и т. д. Все эти факты совсем небезынтересны для филателиста и бесспорно являются страничкой в истории почты

— Не все эти «странички» заслуживают внимание филателистов, — возражает оппонент. — Стоит ли, например, поддерживать чисто коммерческие тенденции некоторых почтовых ведомств, выпускающих пресловутые беззубцовые марки?

— Не знаю, о выпусках каких именно беззубцовых марок вы говорите, — продолжал защитник разновидностей. — Первые выпуски почтовых марок в большинстве стран были беззубцовыми (перфорационные машины появились позднее) и этим отличались от последующих выпусков, имевших тот же рисунок, но уже прошедших перфорацию. В более поздние годы появление беззубцовых марок вызывалось другими причинами. Были случаи, когда почтовое ведомство той или иной страны не успевало напечатать и отперфорировать марки, приуроченные к какому-либо памятному дню или знаменательному событию. Тогда в памятный день на почту срочно доставлялась небольшая часть тиража в неперфорированном виде (без зубцов), а через некоторое время, закончив печатание и перфорацию всего тиража марок, их выпускали обычным порядком. Как правило, почтовые ведомства избегают выпускать для почтовых целей беззубцовые марки, так как пользоваться ими менее удобно, чем перфорированными. Однако такие факты всё же имели место и бесспорно вошли в историю поты. Иногда одновременно с зубцовыми марками сравнительно небольшим тиражом выпускаются беззубцовые марки того же рисунка и номинала. Их выпуск имеет больше памятный,

сувенирный, чем почтово-служебный характер. В этом случае пуском беззубцовых марок почтовое ведомство выражает как бы своё особое внимание к событию, в честь которого выпускаются марки. Сам по себе факт такого отступления от общего правила представляет интерес для филателистов, собирающих как систематические, так и тематические коллекции. Здесь в разговор вступил третий филателист. Он сказал примерно следующее:

— Я признаю только те разновидности, о которых знала почта, когда выпускала, и официально объявила об этом. Я признаю и беззубцовые марки, за исключением тех беззубцовых, которые выпускаются малыми тиражами в дополнение к каждой новой выходящей марке или серии марок. В некоторых странах такие искусственные «редкости» создаются в дополнение к каждому выпуску. Никаких исторических и памятных моментов выпуск подобных беззубцовых марок не отражает.

Я не считаю также разновидностью марку, отличающуюся от основной размером рисунка, если эта разница в размере произошла вследствие неравной усадки бумаги, которую перед печатью смачивают. Это явление чисто случайное. Марку, отличающуюся от основной своей зубцовкой (линейная, гребенчатая), я признаю разновидностью, имеющей филателистическую ценность, только в том случае, если эта разница является свидетельством дополнительного тиража марок и этот факт может быть документально доказан. Недопустимо считать разновидностью пробные марки, которые, к сожалению, иногда попадают даже в каталоги. Коллекционировать пробные марки можно, но это будет уже особый вид коллекционирования, имеющий специфический характер и свои задачи. Я не признаю «разновидности», появившиеся в результате типографского брака: не к месту стоящие на марке точки, чёрточки, кавычки или отдельные сбитые буквы и цифры, двойные и тройные оттиски и надпечатки, пропуски перфораций, «новые» оттенки цветов марок, которые получились в результате различной густоты типографий краски. Всякий типографский брак — случайность. Так почему же её надо каталогизировать и узаконивать как полноценный филателистический материал, чуть ли не как редкость?! Итак, — подвёл итог филателист, — настоящей разновидностью считаю только ту, которая действительно отражает какой-то определённый исторический момент в развитии почты, а не является результатом случайности, типографией небрежности или искусственно созданной «редкостью». Подлинность разновидности всегда должна быть доказана документально. Соображения этого коллекционера мне показались наиболее убедительными, и я готов был с ними согласиться. Но тут в разговор снова вмешался защитник разновидностей.

— С вами спорить почти невозможно, — сказал он. — На вашей стороне логика, вы гарантированы от случайных ошибок. Конечно, без ошибочнее и, если хотите, академичнее собирать только те марки и их разновидности, которые имеют точную и выверенную родословную. Однако нельзя забывать, что происхождение даже некоторых основных марок нами до конца ещё не изучено, а что касается разновидностей, то здесь вообще очень много белых пятен и нераскрытых тайн. Поэтому вряд ли на сразу отбрасывать ту или иную разновидность только потому, что её происхождение не установлено. Надо обязательно попытаться установить его.

Одна из главных задач филателии — изыскательская работа. Она придаёт, коллекционированию большое познавательное значение и поднимает его до общественно полезного дела. Вот почему я полагаю, что позиция «непогрешимости» — ещё не сам лучшая позиция. Признавать то, что признано и документально обосновано другими, нехитрое дело. Куда почётнее и полезнее самому раскрыть и исследовать новую, доселе неизвестную страничку в истории почты. Можно, конечно, изучать историю только основным её этапам, скажем, историю почты — по основным выпускам почтовых марок, но индивидуальную окраску, неповторимое своеобразие любому явлению придает отдельные характерные детали, частные моменты и даже некоторые «отступления» общих правил, вносящие, если хотите, поэтическое, легендарное начало в строгий рисунок исторической закономерности. Вот почему я за разновидности и, конечно, постоянные и настойчивые поиски и исследования.

На этом спор по существу и закончился. Каждый, видимо, остался при своем мнении. На следующий день я встретился ещё с одним филателистом, пересказал ему спор и сказал, что сам думаю по этому поводу.

— Если я правильно вас понял, — сказал он, — вы тоже не признаёте за полноценную разновидность марку с типографским браком?

— Да, конечно! — решительно ответил я.

— Но в Вашей коллекции я видел марку, возникшую в результате явного типографского брака!

— Это какую же?!

— А марку в 70 руб. из «Первого стандартного выпуска марок РСФСР» 1922 Обычная марка в 70 руб. лилового цвета, а эта оранжевая — точно такая, как марка того же выпуска, но номиналом в 100 руб. Это же типографский брак! При печати листа 100-рублёвых марок, состоящего из 25 отдельных клише, наборщик по ошибке сунул одно клише 70-рублёвой марки. Вот так появилась эта необычная по цвет марка. Типографский брак и больше ничего!

— Постойте, — запротестовал я, — но эта марка была принята почтой, она имел хождение! Её отличие почтой отмечено и узаконено!

— В этом я совсем не уверен. Может быть, вы скажете, по какой цене она про давалась на почте, — по 70 или по 100 руб.? Вам известно какое-либо официальное распоряжение почты об этой марке?

— Я специально не изучал этого вопроса и не могу вам сейчас ответить...

— Я тоже не изучал, — сказал мой собеседник, — поэтому нам трудно закончить этот спор. Но в одном я с вами полностью согласен: в истории почты, почтовых марок еще существует ещё очень много неясного, и наша задача выяснить эти неясности и создать в филателии твёрдую научную основу.

Да, спор по поводу 70-рублёвой марки не закончен. Может быть, нам кто-нибудь поможет решить его? А заодно и выскажется по существу затронутых вопросов.»

_________________________________________________________________________

Ну и когда мы закончили писать, нам было прислано еще письмо про находку разновидности на марке Всесоюзной выставки 1939 года:

«Обнаруженная мною марка изначально показавшаяся с "Марашкой" по факту оказалась - разновидностью. Прикладываю сканы.

1 - скан с квартом - участвовал в аукционе

2 - скан моей марки.

Встречались ли вам еще марки с подобной разновидностью? Я нигде не могу найти хоть какую-то еще информацию о данной разновидности»

у левого рога

Теперь Вам, уважаемые коллекционеры, судить о важности подобной находки.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru