Сама жизнь подсказала новую тему для обсуждения и голосования. Перед определением своего выбора считаю полезным просмотреть видео ролик о коллекции марок Александра Беляева.
Ну а теперь варианты голосования:
- игнорирую
- ищю, просматривая все марки
- специально покупаю
- собираю в первую очередь
- считаю что это ерунда
Так что понимать под разновидностями?
Вспомним определение. Разновидностью называется экземпляр, отличающийся от остальных экземпляров:
бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, его положением), зубцовкой или просечкой, клеем (сортом, рифлением, цветом), печатью, надпечатками.
Следует отметить, что раньше разновидности у марок возникали и обнаруживались в результате ошибок, связанных с процессом печатания марок, например, из-за использования другой бумаги, другой краски, неправильного положения листа бумаги в печатной машине, или неправильной компоновки печатной формы.
К сожалению, имеется немалое число примеров, когда разновидности создавались искусственным образом, а не по ошибке. Достаточно вспомнить «Милькинские линейные зубцовки», или негласные допечатки тиражей марок СССР (экспортные новоделы 1955-1956 годов).
Какие разновидности следует считать признанными? Так как мы все пользуемся каталогами, то признание (или не признание) разновидности является прерогативой авторов каталогов. Если исключить те случаи, когда автор добавляют что-то в свой каталог по «настоятельной просьбе» третьего лица, то можно заметить, что авторы включают в каталоги только наиболее существенные из обнаруженных разновидностей. Те, что прошли проверку временем и оценкой многочисленных экспертов. Для остальных же разновидностей выпускаются специализированные каталоги. Которые, следует сказать, выходят совсем редко, что кстати говорит о не востребованности у большинства коллекционеров. Например, в ближайшее время ожидается выход специализированного каталога по маркам 5-го стандарта РФ (в простонародье называемого "зайчики"). Это многолетний исследовательский труд, который будет интересен даже тем, кто "считает ерундой" все эти "растры", конфигурации фона и то, что различимо только с десяти-кратной лупой.
В последнее время наибольший интерес и самые сильные споры проходят о беззубцовых выпусках. Кто-то их даже называет «неофициальными выпусками». Правда, никто официально не признается в их происхождении, нет информации об их тиражах и каким образом они попадают «в народ»?
Беззубцовые марки обнаруживались и в советское время в 1970-1980-х годах. И даже некоторые попали в каталоги. Знаете кто "убил" эту тему? Современные качественные принтеры....и легкие на руку дельцы.
Приведем несколько самых известных историй про разновидности.
В 1990 году широко отмечалось 150-летие первой почтовой марки, не осталось в стороне тогда и почта СССР.
Когда же наша делегация привезла в Лондон для демонстрации на грандиозной филателистической выставке, посвящённой юбилею, свою серию из трёх марок и почтового блока, разразился скандал.
Художником советской марки был Владислав Коваль, который прекрасно разбирался в филателии — первый заказ почты СССР он выполнил в 1976 году, и с тех пор постоянно делал рисунки для марок. Такой человек не мог не знать, что "Чёрный пенни" был выпущен в 1840 году листами по 240 штук: 20 рядов по 12 марок. Каждый ряд и каждая колонка имели в нижней части марки буквы английского алфавита — "А"–"А" на первой марке в левом верхнем углу, "Т"–"L" на последней марке в двадцатом ряду.
Однако, несмотря на однозначный порядок букв на английской марке, Коваль ставит на своём эскизе буквы "V"–"K", "N"–"K" и "T"–"P".
"Чёрный пенни" с буквами NK вполне имел право на существование, а вот буквы VK и TP никак не вписывались в порядок, который предусмотрела британская почта 150 лет назад.
Когда художника вызвали на ковёр, в своих собственных инициалах он признался прямо с порога, другого же человека выдавать отказался.
Позже выяснилось, что В. Коваль просто взял и поставил на "Чёрный пенни" свои инициалы VK, инициалы своей жены NK и инициалы своей замужней дочери ТР.
В Москву поступила срочная команда немедленно отпечатать правильный тираж.
Но почта СССР уже успела напечатать большое количество "неправильных" марок, и многие уже были проданы, поэтому уничтожить тираж было невозможно. Единственным выходом стала допечатка исправленного тиража. Так появились марки с буквами "А"–"Н" и "Т"–"F", в обращение выпустили и те, и другие марки.
А вот история с известным блоки Ленина 1970 года. После начала печати тиража этого блока, когда первые экземпляры уже покинули не цеха Гознака, по небрежности типографских рабочих случилась авария, и было повреждено клише. Потом подсчитали, что к тому моменту было выпущено 5000 экземпляром
Ни вернуть их, ни объявить недействительными уже не представлялось возможным. Как ни старались в типографии изготовить совершенно идентичное клише - разница оказалась всё же заметна.
Первые экземпляры этого блока так и именуются теперь во всех отечественных и зарубежных каталогах марок: блок, тип 1 (или А).
И стоят они в сотни раз дороже тех, что выпущены были позже основной массой тиража. Большая часть первых блоков была наклеена на конверты и погашена печатью "Первого дня"
блок 1 типа на КПД
Еще одна довольно редкая разновидность имеет дату своего рождения в июле 1962 года в связи со 100-летием со дня рождения азербайджанского поэта Алекпера Таирзаде Сабира. Вместо слова «АЗЕРБАJЧАН» — (исправленный, конечный вариант) на типографии первоначально отпечатали марки со словом — «АЗЕРБАJЧАНЫН». Нужно добавить, что марка опоздала к празднованию юбилея, который отмечался в конце мая, а специальная почтовая марка поступила в обращение лишь 16 июля. Разновидность с ошибкой стречается крайне редко.
Мы приветствуем любую информацию и Ваши мнения по поводу разновидностей как современных марок, так и давно изданных. Любую интересную информацию мы будем размещать на сайте.