Уникальные экспонаты Челябинского архива
2023-03-28 09:07:25, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
26 марта 1872 года в России выпустили первую почтовую карточку. Разобремся в непростой истории даты, а в качестве подарка читателям, Объединенный государственный архив Челябинской области покажет несколько необычных экспонатов.
А был ли праздник?
На самом деле, дата 26 марта — довольно спорная. На эту роль с не меньшими основаниями могут претендовать еще по крайней мере три даты.

У этих вещей собственная любопытная история
Предложили ввести открытку — точнее, открытое письмо — 30 января 1871 года. Директор почтового департамента высказался за возможность людям «вести переписку открыто, не в запечатанных конвертах». Такая практика уже существовала в Европе. Обсуждение инициативы затянулось вплоть до первой декады мая, и все равно представители двух губерний высказались против: боялись «возможности неприятных столкновений с должностными лицами и публикою», если содержание писем окажется непристойным.
Несмотря на возражения, новшество утвердили: циркуляр № 9854 «О новых постановлениях по почтовой части» постановил ввести открытые письма с 1 января 1872 года. Именно этот день отмечают как день рождения открытки в челябинском Музее почтовой связи.

Специальной экспозиции к этому празднику в музее нет, но интересные выставки открыток сменяются постоянно
В обращение открытые письма поступили 1 мая 1872 года. Так что первый экземпляр, действительно, мог выйти из печати 26 (а по некоторым источникам — 25-го) марта, между официальным утверждением и запуском в оборот. Но столь мелкая техническая подробность не была внесена в государственные документы.
Первое открытое письмо мало походило на современные открытки. Из картинок на нем был только небольшой герб Российской империи с двумя почтовыми рожками, место для марки да простенькая рамка. Пять строчек отмечали место для адреса, и то, что «на этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другаго писать». Обратную сторону отводили для текста.

Скан с сайта russianstamps.com
Привычные нам яркие иллюстрированные карточки начали выпускать лишь в 1894 году. Зато популярность этой открытки вскоре взлетела до небес. Именно такие иллюстрированные открытки мы сегодня будем смотреть.
Пахнет морем и порохом
В официальной описи специального фонда Объединенного государственного архива Челябинской области почти 1,5 тысячи открыток. Но на самом деле в архиве карточек гораздо больше: нередко они попадают на хранение среди личных документов известных людей и остаются с другими бумагами. Поэтому не стоит удивляться, что среди экспонатов, которые мы решили рассмотреть, оказалась коричневая тетрадь.

В коричневом дневнике не хватает страниц, зато почерк каллиграфический. Вот тебе и корабельная качка!
— У нас хранится такой интересный документ: дневник матроса Андрея Гавриловича Туренко, — уточняет заведующий отделом публикации и научного использования документов архива Александр Лымарев. — Это матрос, который служил на русском флоте в начале XX века. В этом дневнике хранится несколько открыток.
Как видно по надписи на обороте, открытки все еще называются открытыми письмами. Но иллюстрации на них уже есть. Карточки, по всей видимости, раньше были вклеены в какой-то альбом: на задней стороне — неровные клеевые пятна. На одной открытке из-под них виднеется карандашный рисунок: ручки-ножки-огуречик, а вместе — бравый лопоухий матрос. Всего карточек шесть. Часть из них выпущена в России, во Владивостоке, часть напечатана во Франции.

Это как раз французская открытка, хотя изображен наш «Аскольд»
— Среди кораблей, на которых служил этот матрос, был «Аскольд». Это достаточно известный корабль, который в годы Первой мировой войны находился в Средиземном море, помогал нашим союзникам, французам, в борьбе с немецкими и турецкими кораблями, — рассказывает мой собеседник. — На память об этих событиях, должно быть, и появились открытки.
На трех открытках сам «Аскольд» — в порту, под бомбами и в шторм. Еще на двух — корабли «Жемчуг»и «Триумф». А последняя, шестая, сама по себе готова рассказать интересную историю.

Чем заняты люди на этой открытке?
На карточке матросы выстроились в очередь, а перед ними стоит небольшой котелок. Что происходит, без историка не разберешься.
— Если я правильно помню, до 1909 года во флоте существовала традиция: моряки угощались спиртными напитками, чтобы компенсировать тяжесть службы, — приходит мне на помощь Александр Лымарев. — Два раза в день им выдавали по чарке: одну перед обедом, другую — перед ужином. Как раз эта процедура здесь и зафиксирована.
Судьба «Аскольда» оказалась печальной: во время Гражданской войны он остался у англичан, потом вошел в состав их флота. Со временем судно выкупили и вернули на родину, но к тому времени оно уже годилось только на лом. А матрос Андрей Туренко в 1918 году оказался в Челябинске, нашел работу. В 1937 году его сын передал открытки вместе с дневником в Челябинский музей местного края, а потом документ оказался в архиве.
Предания старины глубокой
Государственный архив — не совсем то место, где ожидаешь увидеть открытки. Кажется, здесь должны храниться только серьезные скучные документы. А разноцветным печатным карточкам не место в аккуратных коричневых конвертах, как и сообщению об их выпуске — в официальных формулярах.
— Мы живем в эпоху визуализации, когда большая часть информации — картинка. Красивая яркая картинка. Открытки в этом плане для архивистов представляют огромнейший интерес, так как на них запечатлена эпоха. Через эти картинки мы можем понимать особенности того времени, — готов опровергнуть эти соображения Александр Лымарев. — И еще одна важная вещь: мы в Советском Союзе и в России историю чаще всего воспринимаем некой объемной конструкцией. Она захватывает большие временные периоды, войны, грандиозные стройки. Но есть еще микроистория. Судьба одного человека в этом огромном временном пространстве очень любопытна.

Иногда оборотка не менее интересна, чем сама картинка
Как рассказчик человеческой и семейной истории открытка бесценна. Историки и архивисты обращают внимание не только на лицевую сторону, но и на оборотную. Хотя, конечно, здесь приходится действовать деликатно, чтобы не нарушать закон о защите персональных данных.
Пример карточек, которые интересны не только картинками — пара новогодних открыток времен Великой Отечественной войны. Они выпущены в 1943 году. На рисунках — сценки из солдатской жизни: служивые бегут на лыжах, сидят на привале большой компанией. На одной из них подпись: «Жаль, что не пришлось побывать в кругу этой веселой жизнерадостной братвы».
— История этой подписи тоже была бы очень интересна, — замечает архивист. — Может, речь о человеке, который был под бронью и не смог попасть на фронт. Может быть, оказался ранен и был демобилизован.

В честь неофициального праздника челябинский архив показал некоторые экспонаты впервые
Следующая пара открыток — экспонаты, которые еще никогда не показывали гостям.
— Мы очень заинтересованы в том, чтобы люди приходили к нам, дарили какие-то вещи. Последний такой день был 10 марта, в День архивов. И среди подарков, которые нам принесли — две открытки религиозного содержания, — объясняет Александр Лымарев. — Они еще не описаны. Что называется, только что с рук.
Карточки напечатаны в Одессе в начале века (1909 год). На обратной стороне есть информация о том, какому сюжету посвящена картинка. Корреспонденты «Вечерки» в качестве гостей госархива увидели их первыми, но далеко не последними: с экспонатами работают исследователи, их выставляют в двух залах, часто устраивают выставки на других площадках. Так что, если хочется одновременно обеспечить старым предметам бережное хранение и показать их людям, это повод заглянуть в челябинской архив.

Эта открытка тоже интересна не рисунком, а надписью
— Мы готовы принимать еще предметы: для нас это очень важные артефакты, — подчеркнул Александр Лымарев. — Микроистория сейчас очень важна. Она просто необходима. Восстанавливать историю семей, конкретных людей — это тоже работа и историков, и архивистов.
Напоследок еще один интересный экспонат. Эта открытка лежит в числе поздравительных «С Днем рождения», хотя архивисты думают о том, чтобы переложить ее к карточкам, посвященным празднику Октября. Необычно то, как она подписана: не на изнанке, а прямо поверх изображения. Надпись выполнена мастерски. Может, сам отправитель был художником, а может, подошел серьезно и заказал работу художнику или граверу.
Добавляет интереса текст: «Поздравляю с Юбилеем Родины!», а дата — 7 ноября 1967, то есть 50-летие Революции. Кто-то в конце 60-х годов очень серьезно и сердечно отнесся к государственному празднику. А может, день был особенным для Александра Федоровича, которому и подарили открытку?

То, что в глазах коллекционера убивает открытку, архивиста может привести в восторг
Старая открытка — это всегда не только красивая картинка, а целая история. Среди таких историй в фондах областного Объединенного государственного архива хватает нерассказанных или незаконченных, но при встрече с ними еще более отчетливо чувствуешь время и причудливость человеческой судьбы.
Давайте поздравим себя с возможностью увидеть эти кусочки прошлого, а почтовую открытку — с ее днем рождения. Лишний праздник, чтобы провести его за историями, никому не повредит.
Фото Олега Каргаполова
Надежда Медведкина
Источник: vecherka.su