ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Судьба художника

Поиск по статьям:

Судьба художника

2023-03-06 11:50:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы продолжаем вам рассказывать о том, как прошла творческая встреча с художником-миниатюристом и иллюстратором, Владимиром Ивановичем Бельтюковым, автором множества марок, открыток и конвертов, которые мы с удовольствием коллекционируем.

Встреча получилась очень интересной и насыщенной. Владимир Иванович рассказывал о своей семье, об учебе, работе и, конечно, все присутствующие задавали ему вопросы, на которые он терпеливо отвечал.

НАЧАЛО>>>

*  *  *

Со мной в общежитии жили, как мы их называли, ребята-«стекольщики», которые учились на отделении «Керамики и стекла». Попутно, они успевали работать и подрабатывать. Да еще и свободное время оставалось. А я с планшетами, перспективами, афишами таскался из общежития на Соколе в Строгановку, потом обратно. Никакой личной жизни, что называется.

После оформления кафе, мне не давала покоя мысль, что я буду делать бесполезную, никому ненужную работу. Смотрел на «стекольщиков» и начинал по-немногу завидовать им. Дело кончилось тем, что я перешел на «Стекло». Этот факультет мне очень нравился и я с головой ушел в учебу, занимался общественными делами, был старостой. Защитился по «Технике пескоструя».

Расскажу вам случай. Отмечала наша страна 100-летие Союза архитекторов и наш ректор должен был их поздравлять и вручать Союзу подарок. Решили преподнести вазу с рисунком, выполненным техникой пескоструя.

Эту работу поручили мне. И вот основные моменты выполнены, осталось завершить процесс. Все манипуляции мы проводили на заводе им. Калинина. Я приехал туда накануне торжества и начал смывать эмульсию, которой была покрыта ваза. Это делается слоями – снимаешь эмульсию и пескотруишь, потом опять снимаешь эмульсию и опять пескоструишь. Тогда получается рельеф и красивый глубокий рисунок.

И вот мы, после очередной смывки, роняем эту вазу в раковину и она разбивается на две части. Наступает мертвая тишина. Немая сцена: стоят педагоги, завкафедрой и с грустью смотрят на эти половинки. Потом начинается движение: ищем кладовщика, он привозит со склада заготовку и вся команда, за одну ночь, проводит заново всю работу.

В общем, утром я еду с вазой к ректору. Мне был выделен «почетный караул», чтобы никто ко мне близко не подошел… не дай бог… Но все прошло хорошо. Подарок архитекторам вручили уже без приключений.

Защитился я на «отлично». К слову сказать, это надо было постараться, чтобы получить тройку. У всех были красивые работы, яркие, цветные – просто сказка. А когда мы еще и подсветку включали, то члены Госкомиссии вообще от восторга слова не могли вымолвить и ставили всем заслуженные пятерки.

*  *  *

Но Строгановку я окончил не с отличием – женился, появились другие интересы, нужно было работать. Тогда же я познакомился с открыткой. И опять вмешалась судьба.

Однажды, пришел ко мне мой приятель Герман Огородников, известный книжный график, поиграть в карты. А у меня был срочный заказ. И чтобы помочь мне, ну и, соответственно, провести больше времени за игрой, Герман, а он на тот момент работал в только что созданном Издательстве изобразительного искусства, говорит: «Что ты сидишь над непонятными работами, давай, я сейчас тебе эскизик набросаю, отнеси в издательство».

Сказал - и принялся за работу. Я немного подправил, написал поздравительный текст и отнес редактору.  Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что худсовет принял мою работу. Более того, ее отдали в производство и мне выплатили гонорар. Не знаю почему, только открытка эта не вышла. Но я попал в редакцию! Так и началась моя работа с открытками.

Редакция только рождалась, и поэтому было интересно там работать - изумительная атмосфера, талантливые люди.

Худсовет был жесткий. Принимались и обсуждались не фамилии, а именно работы. Это всегда были оригиналы с прорисованными деталями. И если эскиз принимался, он сразу же отправлялся в производство. 

Однажды, я делал открытку, на которой должен быть герб Советского Союза. И его неоткуда было взять, пришлось вырезать самому, лезвием «Нева». Все детали герба вырезал, даже зернышки у колосков.

А вот открытка с портретом Ленина, вышла тиражом в 5 миллионов экземпляров! За основу я взял известный портрет Андреева.

Открытка может быть образной и ассоциативной. Посмотрите, на этой открытке изображено 49 человек, включая мою дочь. Вот она, с книжкой. Я рассыпал на бумаге стеклярус и в соответствии с тем, как легли бусины, нарисовал людей.

- Владимир Иванович, а ваши идеи другие художники использовали?

- Да, конечно, плагиат был. Однажды, зашел в Военторг на Воздвиженке, и увидел свою открытку с Днем Советской Армии. Огромная такая, 7 на 3 метра, на стене висит. Уже молчу о политических плакатах, которые я рисовал. Никто не стеснялся перерисовывать. А перед Олимпиадой, еду на дачу и вижу - вдоль дороги мои плакаты. Как потом успокоили меня друзья: «Да у нас вся страна в твоих рисунках».

- А была конкуренция?

- Конечно, но она была очень интересная и подстегивала нас конкурировать, создавать что-то свое, необычное, новое, то, что до тебя еще никто не делал. Вот, к примеру, открытка 1974 года выпуска. Когда я работал над ее эскизом, то долго думал, как сделать так, чтобы она смотрелась необычно. И придумал - взял звезду 1918 года с плугом и молотом и соединил с современной звездой. На контрасте получилось очень даже хорошо. Отнес редактору. Он посмотрел, вытащил из ящика открытку (по-моему, автора Исакова, но мы не были с ним знакомы) и говорит: «Кто из вас первым это придумал?». Мы так были поглощены данной темой и поиском нового, что даже мыслили одинаково. 

Я взял этот эскиз и отнес в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. Получается, что я сотрудничаю с «Маркой» 50 лет. Таких старожилов там сейчас нет, и я желаю, чтобы они появились. Но пока конкуренты отсутствуют (смеется). С этой открытки и началась моя работа в «Марке». 

Творческая жизнь моя сложилась хорошо и она ярко раскрашена мазками – книга, открытка, марка. И все это было параллельно. Были у меня заказные работы. В том числе открытки. Вот, например, два комплекта открыток «Иван-крестьянский сын» и «Три медведя». Их я сделал на основе иллюстраций из одноименных книг, над которыми работал.

Когда делал раскадровку, впервые задумался над смыслом. И некоторым моментам удивлялся. Вроде бы сказка должна учить добру, а здесь и голову отрубили, и убили, и яблоню срубили, а потом понял, что это русский народ, в лице Ивана-крестьянского сына сражается с врагами и побеждает их. Поэтому я и открытку сделал в таком стиле – на возвышенности город (Россия), стоит Иван (русский народ) закрывая собой свою землю от Змея (врага). 

Когда готовился к работе над книгой «Три медведя», мы снимали дачу, и я все лето рисовал с натуры природу, изучал строение цветов, изгибы трав, потом все соединял воедино и стилизовал.

С 1964 года по 1984 год, работал в журнале «Спутник». Тираж уходил в Индию. На обложке, на заднем плане, фигура – девушка со скрипкой. Это моя жена.

По этой открытке сделан плакат, которым я поздравил любимое Издательство «Марка» с юбилеем.

А вот это еще одно из многих вех моего творчества – грамоты.

Я работал в Издательстве «Плакат» ЦК КПСС, где по моим эскизам было выпущено больше 100 грамот. 

- А на грамотах не пишут их автора?

- Я всегда был против этого. Но на всех грамотах, которые вы увидите, есть моя фамилия. Просто требование есть такое.

- А президентские грамоты тоже вы делали?

- Нет, не довелось. Но Госкомиздат СССР награждал моим знаком Отличников печати.

- А про марки не расскажите?

- У меня в жизни было два положительных стресса. Первый случился, когда я пришел в студию Дворца культуры Машиностроителей и ко мне подошли эти Боги, которые прекрасно рисуют. Снизошли, подсказали, направили и приняли меня, неопытного несмышленыша, в свой коллектив. А второй момент случился, когда мне впервые предложили нарисовать марку.

- Как у вас получается черпать такое вдохновение, что глядя на ваши работы становится тепло на душе?

- Потому, что я сопереживаю и вникаю в тему. Люблю, когда мне для работы дают много материала. Я начинаю попутно искать, что было сделано ранее по данной теме. Стараюсь предложить что-то свое. Например, композиция с дятлами. Можно было, конечно, нарисовать на каждой марке дятла с веточкой или без. А мне пришла мысль разместить их всех на одном дереве.

- Тогда вопрос по теме. Какая ваша любимая птица?

- Наверное, птица Счастья. Она есть и мне помогает.

- Кто ваш любимый художник-миниатюрист?

- Так сказать трудно. Талантов очень много. Вот, например, у нас с 2013 года работает Сергей Ульяновский. Очень одаренный и способный. У него получаются удивительные работы. Недавно «Шахматы» вышли. И это не просто шахматная доска, а ШАХ-МАТЫ, все продумано.

- Вы любите марки?

- Очень. Разбуди меня в любое время и я всегда буду готов что-то сделать. В 2014 году мне предложили создать марку по Крыму. За одну ночь я выполнил четыре эскиза. Через неделю, точно также, сделал марку по Севастополю.

- На ваш взгляд, марки на какую тему не хватает в РФ?

- Затрудняюсь ответить.

- В конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, кто бы победил - человек или искусственный интеллект?

- Однозначно, человек. В любую работу нужно вкладывать душу. Сейчас механический труд вытесняет умение делать что-то своими руками. Я считаю это огромным минусом. Машина, безусловно, должна облегчать бытовые и рабочие моменты. Но только там, где это, действительно, необходимо. Вот белый лист и нужно гуашью создать эскиз, если ошибешься и покрасишь не той краской, начинаешь выходить из положения, думать, пробовать. В итоге может родиться шедевр. А на компьютере? Раз-два и готово - лишнее убрал, добавил любой шрифт, цвет и думать не надо. Для меня компьютер - вспомогательный инструмент. Я все рисую сам, а если что-то не получается, то тогда уже дорабатываю на этой электронной машине. 

- Любовь - часть нашей жизни. Была ли у вас марка, посвященная этому чувству?

- Марка нет, а открытка - да.

- Ваша самая любимая марка?

- Первой моей марке, посвящённой 175-летию со дня рождения Джузеппе Гарибальди, исполнилось 40 лет. Я ее очень люблю.

- Изучаете ли вы выпуски других стран мира, чтобы не повторять их. Или, наоборот, почерпнуть какие-либо интересные моменты? Следите за тенденциями?

- За тенденциями, конечно, не слежу, но марки просматриваю. Что-то нравится, что-то не нравится. Но их очень уж много.

- Марки каких стран нравятся больше всего?

- За границей выпускается много интересных марок. Кстати, англичан не люблю, но дизайнеры у них работают неплохие. И марки интересные, бывают просто дизайнерские находки. А вот королеву я бы не изображал на марках. Сам факт ее присутствия там мне не нравится. Как пятно какое-то. 

- Какая у вас была самая незабываемая творческая встреча?

- Наверное, это встречи, когда я был еще студентом. В разное время, в Казань, приезжали два великих художника - Евгений Вучетич и Николай Жуков. Они приходили к нам в училище. Я их видел и даже беседовал с ними. Это оставило у меня неизгладимые впечатления.

- Какой самый трогательный момент был в вашей жизни?

- Ждал сына – родилась дочь.

- C каким местом вашего родного города у вас связаны самые теплые воспоминания?

- Берег нашего пруда.

- Присылал ли вам кто-то, в качестве поздравлений к празднику, ваши открытки?

- Да, и много раз.

- Какая из марок связана с самой яркой вашей любовью?

- Желтовский. Я подготовил паспарту с портретом Желтовского. Хочу отдать его в музей Строгановки. Если возьмут, то буду благодарен. 

- Будет ли продолжение серии «Знаки Зодиака»?

- Если вы имеете в виду марки, то, скорее всего, нет. А вот открытки, может быть. 

- А сейчас появился новый, тринадцатый знак - Змееносец. Это середина ноября-начало декабря. Может, стоит внести его в серию?

- Я человек старых традиций. Более того - старообрядец и тринадцатую марку делать не буду (смеется).

- Можно ли ждать марку вашей работы в стиле металлография?

- Я, конечно, хотел бы мечтать о такой марке, но не довелось. На сегодняшний день мною сделано 285 марок. Плюс еще 8 находится в производстве. Так что, надеюсь, если здоровье позволит, в следующем году буду отмечать выход 300-той марки.

- А при обсуждении эскизов, вы сразу понимаете, какой лучше быть данной марке - выпуклой, с напылением или тиснением?

- В работе все бывает. Вот вы говорите, что я автор. Но на самом деле, за маркой стоит целый коллектив. И автор, собрав воедино мнения всех заинтересованных людей, является последним этапом в этой длинной цепочке.

- А вы сами коллекционируете марки?

- Раньше собирал, сейчас занимаюсь этим крайне редко. Люблю марки СССР, в частности, посвященные Олимпиаде. 

- А открытки новые можно ждать? Или, может быть, старые будут переиздаваться? Хочется пополнить коллекцию новыми открытками...

- Некоторые открытки уже не раз переиздавались. В настоящее время заказов на них мало. Но, скажу честно, я сейчас занят марками, с ними я, что называется, отвожу душу. Мне они больше нравятся. Это как у Ярослава Смолякова: «И вроде стыдно жить стихами, но жить без них уже нельзя», тоже самое и у меня с марками.  

- Что бы вы пожелали начинающему художнику?

- Все люди талантливы от рождения. А вот как они это все увидят или сверху им пошлют сигнал - нужно почувствовать. Главное, не упустить свой счастливый случай. 

- А какой случай в вашей жизни был самым счастливыми?

- Когда я после первого курса приехал в Ижевск, то узнал, что в местном университете открыли Худграф - отделение, которое готовит учителей рисования и черчения. И откройся оно раньше, меня бы не отпустили в Казань, и жизнь моя не сложилась так, как сложилась, ушла бы в неизвестные края. Поэтому, я всегда говорю - не гневите Бога, он знает, как надо. И считаю, что у меня все же есть ангел-хранитель. 

 

PS Редакция портала Филателия.ру благодарит Владимира Ивановича Бельтюкова за интересный творческий вечер и за согласие дать нам отдельное интервью, в котором он обещал подробно рассказать о своей работе в АО «Марка». 

Елена Кравцова

Часть I. Настоящий художник!




Комментарии к статье:
2023-03-06 17:21:06, Сухарев А.И.
С удовольствием прочёл. Благодарствую. Желаю повторения таких встреч и подобных интервью. Свежо и немонотонно.
2023-03-06 18:35:07, Борис
Большое спасибо настоящему художнику за многолетнюю радость видеть его работы, и коллективу Филателии за эту встречу. Одновременно с чтением статьи появилась грусть - рано или поздно уйдут последние "могикане", умеющие думать головой и рисовать руками, и останется нам морщиться на "Спартак" и Нацпроекты. ps/ За Крым и Севастополь (и всю серию "Регионы") отдельное огромное спасибо!
2023-03-07 13:40:07, Александр
Прочитал обе статьи, и стало как-то тепло на душе. Спасибо!!! Но появился один вопрос. А где мужики на фотографиях? На этот девичник их не пустили или не пригласили? Неужели не интересно?
2023-03-11 00:58:32, Валерий
Прекрасная работа и рассказ. Спасибо.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru