ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Автографы Героев Советского Союза

К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки

Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России

Тени и силуэты в Пушкиниане


Главная  /  Русский мастер гравюры

Поиск по статьям:

Русский мастер гравюры

2022-01-12 13:09:21, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Полуторавековой юбилей живописца и графика А.П. Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) стал важным событием в культурной жизни России 2021 года. Эта дата небезынтересна и филателистам, так как творчество художницы нашло отражение на почтовых миниатюрах.

У А.П.Остроумовой было свое собственное видение Петербурга. Она видела город глазами поэта-лирика начала ХХ века. И это идеально соответствовало идеям художников объединения «Мир искусства» – они воспринимали город лирически, чувствовали необыкновенную атмосферу города-призрака. Но при этом мирискусники очень увлекались ретроспективизмом и мысленно проникали на улицы города восемнадцатого века или пушкинской эпохи. Их вдохновляла уэллсовская машина времени, позволявшая представить, каким был город сто или сто пятьдесят лет назад. А Остроумова-Лебедева никогда не отдавала дани ретроспективизму. Её интересовала современность, ощущение, свойственное той эпохе, в которую она жила.

Анна Петровна Остроумова родилась 5 мая 1871 года. Она училась в художественно-промышленном училище барона Штиглица. Ее наставником был выдающийся гравер В.Матэ. Это был уникальный мастер, способный перевести любую классическую картину в технику гравюры. Под его резцом живопись начинала говорить штрихами.

Молодая художница блестяще овладела техникой гравюры на дереве. Ей было суждено стать крупнейшим русским мастером гравюры ХХ века, настоящим новатором в этой области. Она возродила цветную ксилографию и создала в этой технике немало удачных произведений. Самыми известными из них стали виды Петербурга.

С 1892 по 1900 гг. Анна Петровна училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств у И.Е. Репина, К.А. Савицкого и П.П. Чистякова (все три знаменитых художника нашли отражение в филателии).

Важным этапом на творческом пути художницы стало пребывание в Париже. Ей очень хотелось обучаться искусству эстампа в ателье знаменитого художника Альфонса Мухи (1860 – 1939), хорошо известного филателистам, так как он был автором первых марок независимой Чехословакии. Муха успешно обучал молодых рисовальщиков искусству эстампа. Попасть к нему в ученики стремились художники из многих стран.

Встреча состоялась, но Муха запросил за обучение очень высокую цену. И молодая художница в расстроенных чувствах выбежала из ателье и сразу же обратилась у другому известному мастеру гравюры Джеймсу Эбботту Мак-Нейлю Уистлеру (1834 – 1903), преподававшему тогда в Академии Коларосси.

Уистлер начал обучать гостью из России, но на первых порах был недоволен ее умениями и высокомерно спросил, где училась русская художница. Когда Анна Петровна сказала, что училась в Санкт-Петербурге, да и не у кого-нибудь, а у знаменитого художника Репина, Уистлер довольно резко ответил, что такого художника не знает.

Отметим здесь, что в некоторых источниках указывается, будто Уистлер не только знал имя И.Е.Репина, но и ценил творчество своего русского коллеги. Будем надеяться, что так оно и было. Но в рамках данной статьи нам важнее, что сам Уистлер (его облик) и его талантливое творчество хорошо отражены на марках разных стран. Среди уистлеровских марок мы находим и городские пейзажи. Теперь, когда можно поместить рядом почтовые миниатюры, воспроизводящие урбанистические пейзажи Уистлера и Остроумовой-Лебедевой, филателисты имеют возможность сравнить индивидуальные стили учителя и ученицы. И в пейзажах Лондона и Петербурга будет выявлено много общего.

Но важен и ещё один факт. Уистлер сделал Анне Петровне брачное предложение, которое она не приняла. Впоследствии героиня нашего очерка соединила свою жизнь с известным ученым-химиком С.Лебедевым. У них была счастливая семья и брачное предложение Уистлера осталось в биографии художницы случайным эпизодом.

Итак, пребывание в Париже было удачным. Молодая художница многое узнала и усовершенствовала своё мастерство. Парижский опыт был полезен ей в течение всей творческой жизни.

Очень ценным для филателистов является факт наличия в наследии художницы непочтовой марки из благотворительной серии, изданной Обществом Святой Евгении. Марки этой серии имеют квадратную форму и разную центровку: некоторые экземпляры имеют непомерно широкое правое поле.

Однако обратимся к самому рисунку. Для этой миниатюры Анна Петровна выбрала очень интересную композицию – на переднем плане мы видим крупное изображение верхней части маяка (вероятно, это факел Ростральной колонны). Задний план – силуэт Петербурга, в котором выделяется Петропавловская крепость. Текст размещён на причудливо извивающейся ленте. Декоративно-плоскостная трактовка изображения говорит о том, что перед нами произведение графики модерна. Известны разновидности по цвету бумаги. Марка встречается также на конвертах и открытках, прошедших почту.

Силуэт крепости – очень интересная деталь. Ведь в те годы образ Петербурга часто появлялся на благотворительных и рекламных марках, но много ли было силуэтных изображений? Почти не было (автор этих строк насчитал четыре или пять рекламных марок). Возможно, что это первое изображение силуэта города в миниатюрной графике.

Вот что писал о творчестве А.П.Остроумовой-Лебедевой Александр Бенуа: «…В гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

В суровые годы блокады Ленинграда Анна Петровна оставалась со своим родным городом. Она тяжело переживала лишения военного времени, но продолжала работать. Пытливый глаз художника фиксировал те изменения, которые преобразовали город на Неве. В чёрно-белых произведениях этого периода мы видим блокадный Ленинград. Город стал мрачным и суровым. Анне Петровне было нелегко перейти от тонких лирических пейзажей к строгой фиксации города военного времени.

Известно, что Анна Петровна была незаменима как автор графического сопровождения к изданиям, посвященным городу на Неве. Она иллюстрировала такие книги как монографию В.Я.Курбатова «Петербург» (1912), труд Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», (1920). Нельзя не назвать и книгу «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах», целиком состоящую из работ художницы.

В этих книгах заявлена уникальная стилистика отражения города на Неве. Среди книжных украшений – заставки и концовки, которые очень разнообразят книжный ансамбль. В 1955 году Анна Петровна ушла из жизни в возрасте 83 лет. В СССР были изданы ее мемуары. Существует большая литература о творчестве художницы, ей посвящены книги и статьи. Филокартисты стремятся собрать все открытки, в разные годы созданные Анной Петровной. Марка с изображением факела и Петропавловской крепости известна гораздо меньше.

Вероятно, мы ещё увидим эстампы Анны Петровны и ее замечательные книжные украшения на конвертах и открытках. Однако вернёмся к филателистическим материалам. К юбилею выдающейся художницы выпущен блок, который стал настоящим подарком для любителей изящного. На полях мы видим картину А.П.Остроумовой-Лебедевой «Интерьер с собакой» (1917, ГРМ) и произведение К.А.Сомова «Портрет А.П. Остроумовой» (1901, ГРМ). Это первый случай, когда две работы двух членов объединения «Мир искусства» репродуцируются на одном филателистическом объекте. При этом эти работы отличаются друг от друга стилем исполнения.

Блок не имеет перфорации. Марка, расположенная в левой половине блока, знакомит нас с картиной А. П. Остроумовой-Лебедевой «Вид от Академии художеств на Адмиралтейство». Эта картина написана ровно сто лет назад, в 1921 году. Она хранится в Государственном музее К.А. Федина). Перед нами замечательный образец городского пейзажа. Этот почтовый выпуск порадует всех, кто коллекционирует марки по теме Петербург, и, конечно же, любителей темы «Изобразительное искусство на марках».

Подобно предыдущим блокам, посвященным русским и советским художникам, эмиссия в честь Анны Петровны имеет две формы выпуска. Традиционно вторая форма выполнена на бумаге, имитирующей холст. Для каждой из форм была подготовлена художественно оформленная обложка, и таким образом филателисты, разрабатывающие тему «Русское искусство», получили ещё и репродукции двух разных портретов художницы и замечательную виньетку, которая состоит из трех сюжетов. Виньетка сопровождает только первую форму выпуска.

Рассмотрим эту виньетку подробнее. В её оформлении использован принцип стилизации. Образ деревянной рамы, в которую вставлены все три сюжета, стал интересным художественным средством. Перед нами триптих, состоящий из частей разного размера, и это тоже работает на эстетический эффект. Слева расположена часть триптиха с репродукцией акварели «Вид с Тучкова моста в Петербурге» (1912). В центре портрет художницы, а справа мы видим репродукцию работы «Летний сад зимой» (1902).

Особенностью этой работы является то, что она выполнена с учетом художественных достижений японской гравюры. Анна Петровна очень хорошо разбиралась в техниках эстампа, не говоря уже о художественных стилях. И японские гравюры были ей хорошо знакомы. Филателист, который захочет отразить в тематической разработке художественные интересы Анны Петровны, сможет обратиться к маркам многих стран, репродуцирующим гравюры знаменитых мастеров Хокусаи, Хирошиге и Утамаро.

Эти закономерности соблюдены и при разработке темы зимнего парка. Вид Летнего сада поражает зрителя своей строгой красотой и тайным величием. Это впечатление достигается за счет упрощения изображаемых форм, их лаконичности. Черные стволы деревьев эффектно выделяются на белом снегу, превращаясь в изящные силуэты.

Обе пейзажные работы хранятся в Государственном Русском Музее. Нам представляется, что каждый из этих сюжетов мог бы быть самостоятельной почтовой маркой отличного качества, но и то, что в распоряжении коллекционеров есть эти прекрасные виньетки, уже достойно восхищения. Ведь наши филателисты не избалованы филматериалами о городских пейзажах (даже пейзажах с видами заводов, которые так часто появлялись на марках СССР, символизируя индустриальную мощь). А учитывая популярность петербургской темы, можно надеяться, что талантливой русской художнице будут посвящены новые почтовые эмиссии. И тогда, возможно, мы увидим ещё и талантливые работы в жанре портрета, созданные знаменитой художницей.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии
  • Кино и марки
  • ФилОбзор. Государственные награды Российской Федерации
  • Политическая карта мира в почтовых марках
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Платиновый юбилей
  • К «юбилею» распада СССР
  • Конверты «Самиздат»
  • Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?
  • Год Черного Водяного Тигра
  • Приключение мартышки - продолжение
  • Обзор марок за январь
  • Виртуальная выставка. Первые в космосе
  • Виртуальная выставка. Новогоднее чаепитие
  • Виртуальная выставка. Олимпийские игры в Мексике - 1968 год
  • Виртуальная выставка. Лениниана
  • Можно ли причесать мартышку?
  • Виртуальная выставка. Мой собственный зверинец
  • Виртуальная выставка. Транспорт - земля, вода, воздух
  • Приглашение посетить Лукоморье
  • Выживет ли почтовая марка?
  • Брестская крепость сквозь века и страны. Окончание
  • Брестская крепость сквозь века и страны
  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru