К юбилею Н.А. Некрасова
2021-11-23 12:10:31, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Прошел юбилей Ф.М. Достоевского и теперь мы ждем нового юбилея: Н.А. Некрасова. Излишне говорить, что эта дата значима и для филателистов.
Николаю Алексеевичу Некрасову (1821 – 1878) посвящено не так уж много почтовых миниатюр. Поэтому настоящим подарком для филателистов, увлекающихся литературной тематикой, стал новый красочный блок, приуроченный к юбилею писателя. Он вышел в свет 17 июня 2021 года и уже стал популярен среди поклонников литературоведческой тематики.
Юбилейные мероприятия ещё раз подтверждают, что Некрасов – неотъемлемая часть нашей культуры. Мы начинаем знакомиться с ним со школьной программы (а иногда и до школы) и часто возвращаемся к нему в зрелом возрасте. Поэт и сегодня необыкновенно популярен. Его творчество входит в нашу жизнь с раннего детства и остается с нами навсегда. Стихотворения “Мужичок с ноготок”, “Дядюшка Яков”, “Крестьянские дети” – важная часть детского чтения. А в юности приходит время чтения взрослых поэм – “Русские женщины”, “Кому на Руси жить хорошо”. Поэзия Некрасова обладает удивительной способностью делать школьника настоящим гражданином.
Некрасов по праву считается социальным поэтом, мастером гражданской лирики. Из-за этого из него пытались сделать революционера-демократа, даже в школьной программе подавали его социальные стихи как призыв к революции. Но он был очень далек от мировоззрения Чернышевского и Добролюбова, не исповедовал революционных идей и был ближе скорее к Тургеневу.
Поэт не раз становился объектом критики. При жизни много писали о противоречивости и непоследовательности его социальной позиции. Он мечтал об освобождении крестьян, но порой и сам поступал как богатый барин и брал с сельских мужиков большие налоги. Барин, защищающий крепостных мужиков, – разве такое могло быть? Оказывается, могло. Боролся за честность и справедливость, но и сам иногда допускал определенное лукавство. Высказывался за отмену охоты на медведей, но и сам в ней участвовал. Противники Некрасова не уставали искать в его облике противоречия.
И все же Некрасов живет в нашей памяти благодаря своим лучшим качествам. Он был гуманистом, хотел улучшить быт крестьян и тонко подмечал особенности сельской жизни, которые постоянно находили отражение в его стихах.
Поэт сочувствовал волжским бурлакам, поэтому марка со знаменитой картиной И. Репина “Бурлаки на Волге”, вполне может быть отнесена к некрасовской тематике. Некрасов блестяще владел словом и очень колоритно описывал русский быт. Он хорошо знал народные типы. Да и жизненные ситуации он находил нестандартные, ярко характеризующие девятнадцатый век.
Две марки с портретом Н.А. Некрасова вышли в 1946 году. Они имеют номиналы 30 и 60 копеек. Оригинальные рисунки для этих марок создал выдающийся мастер советской почтовой графики И.И.Дубасов. Он обогатил композиции красивыми орнаментами. Эти почтовые миниатюры и сегодня смотрятся как шедевры графики малых форм. Сегодня в почтовый дизайн пришло много цветье и даже голография, но марки старых мастеров графики по-прежнему выглядят прекрасно. Их орнаментика не устарела.
Обе марки имеют одинаковый рисунок. В основе знаменитый портрет писателя работы И.Крамского. У филателистов есть возможность поместить марку с автопортретом Крамского в подборку, посвященную Некрасову, так как этот портрет является самым известным и его чаще других помещают в хрестоматиях и отдельных изданиях некрасовских произведений.
В 1971 году портрет Некрасова работы Крамского был вновь воспроизведен на почтовой миниатюре. На этот раз репродукция была цветной. Рисунок марки был выполнен художником В.Тирдатовым. На марке год смерти поэта указан ошибочно: вместо 1878 указан 1877 год. Печаталась марка по 15 штук в листе. Принято рассматривать эту почтовую миниатюру как часть серии из двух марок: второй маркой был знак почтовой оплаты с портретом Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова. Писатели были современниками, постоянно знакомились с творчеством друг друга, поэтому не случайно марки оказались рядом.
В год 150-летия Некрасова в Ярославле были выпущены сувенирные листки, репродуцирующие марки 1946 года. В центре листков были размещены некрасовские марки 1946 года. На однотонных полях был расположен памятный текст. Эти издания могут стать эффектным дополнением к некрасовской коллекции.
Наряду с Крамским Некрасова рисовали и другие крупные художники, например, Николай Ге (1831 – 1894), но портрет Некрасова его работы мы пока не находим на знаках почтовой оплаты. Для полноты характеристики исторической эпохи и культурной среды мы можем поместить портрет Н. Ге в мини-коллекцию, посвященную Некрасову. Ге был замечательным портретистом и хочется верить, что мы ещё увидим на марке изображение Некрасова его работы.
Поскольку мы всё же не имеем возможности создать большую подборку некрасовских марок, можно привлечь побочные мотивы. Со школьных лет мы запомнили, что поэт интересовался сельской жизнью, бытом крестьян, охотой. В этот раздел коллекции можно отнести марки с репродукциями произведений живописи на охотничью тему и на тему русской этнографии.
Например, могут быть использованы марки с репродукциями картин В.Г. Перова “Охотники на привале” и “Птицелов”. К счастью художники-передвижники создали немало картин из жизни простого народа. Марки с репродукциями работ В.Маковского, И.Пукирева и других передвижников вполне могут быть помещены в нашу подборку.
Нельзя не упомянуть имени Корнея Ивановича Чуковского, а заодно, конечно же, и марки с его портретом. Чуковский изучал творчество Некрасова в течение всей своей жизни. Корней Иванович советовал начинающим литературоведам выбрать какую-нибудь тему, которой следует посвятить всю жизнь. Для Чуковского (очень многостороннего литературоведа) такой темой было “Творчество Н.А. Некрасова”. И постоянно занимаясь своей любимой темой, Корней Иванович сделал немало ценных открытий.
Теперь скажем несколько слов о только что выпущенном блоке. Он выполнен на основе рисунка И. Ульяновского. На марке дан портрет поэта. По типу изображения это скорее жанровая сцена. Некрасов на прогулке держит в руках блокнот или планшет. По-видимому, рождаются новые стихи, и мы становимся свидетелями творческой работы.
На полях мы видим пейзажный мотив и вид музея-заповедника поэта “Карабиха”. Общий колорит изображения соответствует традиционному настроению лирики Некрасова – неповторимому истинно некрасовскому элегическому состоянию.
Блок имеет размер 108 х 82 мм, в то время как марка в блоке имеет размер 50 х 37 мм. Номинал блока 100 рублей. Его тираж составил 30 тысяч экземпляров. При обработке нового выпуска специальными штемпелями гасили как целый блок, так и отделенную от блока марку. Были выпущены также немаркированные открытки с портретом Некрасова, на которых гасили марку из блока.
Этот выпуск успешно продолжает ряд блоков, которые вышли в последние годы и посвящены русским писателям: М. Булгакову, А. Гончарову, А. Куприну, М. Лермонтову, А. Фету и (только что) Ф. Достоевскому.
За последние годы среди эмиссий литературной тематики появились марки овальной формы и блоки сложной геометрии. Будем надеяться, что новые эмиссии на литературную тему будут стимулировать интерес юных филателистов и к литературе вообще, и к маркам литературоведческой тематики в частности.
Выпуск блока удачно дополняет конверт первого дня с изображением разных изданий книг Н.А. Некрасова. Их оформление менялось с течением времени. Менялся и стиль иллюстрирования произведений поэта. Среди знаменитых художников, которые создавали иллюстрации к Некрасову, нельзя не назвать знаменитого Аркадия Пластова, создавшего цикл акварелей “Мороз, красный нос”. Эта красочная иллюстративная сюита полюбилась читателям.
Штемпеля специального гашения с портретом поэта применялись в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калининграде и Красных Ткачах Ярославской области. Можно с уверенностью сказать, что новые филматериалы обрадуют коллекционеров.
Филокартистам куда больше повезло с некрасовской тематикой. С дореволюционных времен выпускались открытки с портретом поэта. И среди них мы находим не только вышеупомянутый портрет работы И. Крамского, но и многочисленные фотографии Некрасова, живописные произведения, отражающие сцены из жизни поэта.
Художники разных десятилетий окружали изображение знаменитого автора декоративными рамками в разнообразных стилях. И хранящиеся в собраниях коллекционеров открытки позволяют сравнить декоративное обрамление разных типов, сопоставить его с исторической эпохой.
В целом 200-летие Николая Алексеевича Некрасова стало важной датой в культурной жизни страны. Некрасова помнят, читают, цитируют и проходят в школе. И для коллекционеров этот юбилей тоже является заметным событием.
А.П. Дьяченко, филателист,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)