ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Владимир Лязгин: Мне было бы скучно, если бы в моей жизни не было марок

Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»

Дмитрий Зимин: Мной движет чувство долга

«Обрезание» снижает цену


Главная  /  Тайны «Третьяковки»

Поиск по статьям:

Тайны «Третьяковки»

2018-08-23 08:46:00, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В конце августа 1892 года купец Павел Михайлович Третьяков преподнес в дар москвичам самое ценное, что у него было - дело всей его жизни - коллекцию, которую он собирал почти 40 лет.

Павел Третьяков, выходец из знаменитого купеческого рода, был не только хорошим предпринимателем, он обладал "коммерческой жилкой" и удачей, но и ценителем изобразительного искусства, на которое у него было особое чутье. Полагаясь лишь на свой художественный вкус, он умел отличить истинное искусство от полотен однодневок.

Собирая коллекцию, он покупал полотна вопреки критическим замечаниям публики и искусствоведов, не гнался за новомодными авторами. И сломить волю Третьякова практически было невозможно. Будучи убежденным в том, что его коллекция произведений искусства останется на века, он тщательно подходил к каждому своему выбору. Так по тем временам его непрофессиональное мнение противопоставлялось предпочтениям целой Академии художеств.

В каждой работе он прежде всего искал искренность и правдивость и, приобретая картины, слушал только свое сердце. Как-то заказывая Горавскому пейзаж, колекционер писал живописцу: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника...»

Вы удивитесь, но в свое время Павел Третьяков не захотел приобретать в свою коллекцию картины "Девочку с персиками" Валентина Серова и "Портрет неизвестной" Ивана Крамского, отклонив из-за излишней "красивости". Это уже после его смерти эти картины станут достоянием Третьяковки.

Начиналось все с двух картин: «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова и «Искушение» Шильдера. Павлу Третьякову едва исполнилось 24 года. Он был молод, силен и богат.

Путь к мечте

Павел был старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и держателя пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке. Он был совсем юным, когда умер их отец. И с 14-летнего возраста подростку пришлось принять все дела отца, чтобы содержать большую семью. Ведь кроме него у матери остались еще четверо детей. Павел, к счастью, оказался успешным предпринимателем: мануфактура их семьи стала одной из лучших в стране. Огромную роль в общем деле сыграл и младший брат Сергей, поддерживающий Павла во всех начинаниях: от бизнеса и до создания галереи. 

А все началось тогда, когда Павел 20-летним юношей, побывав в Санкт-Петербурге, посетил Эрмитаж, что чрезвычайно впечатлило молодого Третьякова. В своей следующей поездке он познакомился с Федором Прянишниковым, владельцем внушительного собрания русской живописи. Увидев его коллекцию, Третьяков загорелся мечтой и усердно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, посещал все выставки читал рецензии. И к тому же начал делать первые шаги в коллекционировании.

Павел, еще будучи подростком, частенько любил захаживать на Сухаревский рынок, где были завалы всякой всячины. А в 1854-55 годах на этом же рынке приобрел 20 полотен старых голландских мастеров. Ну а как позже выяснилось, часть купленных картин оказались подделками. И с того времени Третьяков зарекся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».

И он стал собирать произведения только русских мастеров. Однако были и исключения, когда коллекционер приобретал работы, ушедших из жизни мастеров. Но это были редкие случаи, когда он был уверен в подлинности картины на все сто. Павел Третьяков. Павел Третьяков. Спустя одиннадцать лет после первых приобретений в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пятьсот рисунков и с десяток скульптур. Молодые художники ходили туда набираться опыта и вдохновения, а уже маститые живописцы искали дружбы и покровительства Третьякова. И что примечательно, уже в 27 лет, отправляясь в заграничное путешествие, Павел Михайлович составил своё первое завещание: "Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…". Ключевое слово — "общественной": меценат считал своей миссией сделать искусство общедоступным и для состоятельных, и для простых людей.

Летом 1892 году он передал свое драгоценное детище в дар городу Москве. А через год официально была открыта Третьяковская галерея, ставшая первым общедоступным музеем России. Кто знает, где найдешь, где потеряешь К сожалению, Третьяков не всегда имел возможность приобрести понравившееся полотно того или иного художника. Конкуренция на русском художественном рынке существовала всегда, и за некоторые произведения приходилось серьезно побороться.

Тайны шедевров

Хранится в музее Христос и грешница"работы Василия Поленова. Первоначальное название полотна «Кто из вас без греха», запрещенное цензурой. 

Христос и грешница. Автор: Василий Поленов

Это полотно у коллекционера "перехватил" Александр III, впрочем как и "Запорожцев" *(1890, ГРМ) Ильи Репина. И это в то время, когда Третьяков вел уже с живописцами переговоры о покупке этих картин. Репину пришлось написать для Третьякова авторскую копию, которая после революции оказалась в Харьковском художественном музее.

Кто же не знает знаменитую картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Многие привыкли именовать ее проще — «Три медведя», хотя на полотне четко изображено четыре медведя. А связано народное название с популярностью советских конфет «Мишка косолапый» с репродукцией данного произведения на фантике, где четвертый мишка попросту не поместился.

Утро в сосновом бору. Автор: Иван Шишкин

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий — друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней — именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

Еще один забавный случай из жизни Михаила Нестерова, который так его прокомментировал: «Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова...» Так оно и случилось... Нынче целые экспозиции, посвященные творчеству художника время от времени открываются в Третьяковке.

Один из самых загадочных и знаменитых экспонатов Третьяковской галереи – Владимирская икона Божьей Матери. Согласно христианским поверьям именно она спасла Москву от хана Махмет-Гирея, а позже избавила страну от владычества над ней монголо-татарского ига. История гласит, что когда татары приблизились к столице, то увидели на противоположном берегу реки видение в образе Божьей Матери, которая заставила их отступить назад.

В 1999 году икона была передана Третьяковской галереи и до сих пор хранится там под пуленепробиваемым стеклом и специальной защитой от кражи.И все же не все картины ранее были столь мощно оборудованы сигнализацией.

16 января 1913 года неизвестный изрезал ножом полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако считалось, что действия вандала носили заказной характер, так как императору Александру III никогда не нравилась эта картина, и он даже запретил ее к публичному показу, приказав хранить отдельно от всех произведений. Позже запрет был снят. И в мае 2018 года именно это полотно вновь повредили. На этот раз в состоянии алкогольного опьянения посетитель разбил защитное стекло и металлической частью оградительного столба нанес порезы в районе изображения фигуры царевича.

Еще один случай произошел годами позже. Старообрядец и сын влиятельного магната Абрам Балашов порезал полотно Репина, которое по частицам, с трудом, но смогли восстановить. Узнав о том, что произошло, хранитель галереи Егор Моисеевич Хруслов покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд.

Знаменитая картина «Грачи прилетели» также хранится в Третьяковской галерее. Идея ее написания появилась у художника Саврасова после смерти его единственной дочери. А когда не стало и жены, художник принялся расписывать копиями стены трактиров за еду и алкоголь.

Кстати, в Третьяковской галереи присутствуют два варианта «Черного квадрат» от Казимира Малевича. Третий экспонат находится в Санкт-Петербурге.

Портреты - слабость коллекционера

Известный факт, что Третьяков особо ценил портретную живопись, поэтому в конце 1860 Третьяков надумал создать коллекцию «Русский пантеон», состоящую из прижизненных портретов русских знаменитостей. Коллекционер начал делать заказы лучшим художникам-портретистам, и в итоге он собрал великолепный пантеон цвета русской нации.

 

 

Портрет Владимира Ивановича Даля. (1872). Автор: В.Перов

А так как не всегда знаменитости готовы были служить моделями художникам, одни из-за нехватки времени, иные из-за суеверий, то Третьяков невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать того, кто раньше никак не решался быть увековеченным.

Не прост был случай с уговорами Льва Толстого стать моделью для заказного портрета Крамскому. Тот всяческими способами увиливал от просьб Ивана Николаевича на протяжении нескольких лет. Но все же сдался напористому передвижнику. И довольный Третьяков написал в письме Крамскому: «... я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого - поздравляю Вас!» И вот мы все можем лицезреть результат творения художника, уже больше века украшающий стены Третьяковской галереи.

Илье Репину также пришлось долго уговаривать Николая Ге ему позировать. Тот все время увиливал и намекал, что еще пожить хочет. А Репин даже не подозревал, что Николай Николаевич поддастся суеверию и начнет вполне серьезно переживать. Однако как бы там ни было - портрет художника был написан и продан Третьякову, а Ге еще прожил 14 лет.

Третьяков ради заполучения нужной картины оплачивал художникам дорогу к объекту творчества, который порой находился на очень даже приличном расстоянии от Москвы. Именно так произошло и с портретом Антона Чехова, для созданием которого Осип Браз был отправлен в Ниццу в 1898 году. Но тогда еще совсем молодому начинающему живописцу так и не удалось раскрыть на полотне черты характера известного писателя. Первый вариант, написанный в России в 1897 году, забраковал как сам художник, так и Третьяков. Второй же, созданный в Ницце, увы, не понравился самому Чехову, который написал о нем в одном из писем следующее: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».

Бесценный дар 

После того как Павел Третьяков передал галерею в дар Москве, ее стали называть Городская художественная галерея Третьяковых. В ее собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков и 10 скульптур.

Грамота об избрании П.М. Третьякова Московской городской Думой почетным гражданином Москвы. 1987.

За такой щедрый дар Александр III решил пожаловать Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался: «Я купцом был, купцом и останусь»,- заявил он. А в 1897 году меценат был удостоен звания почётного гражданина Москвы. До конца своих дней Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович также передал свою коллекцию французской живописи галерее, вслед на ним и некоторые другие меценаты отдали в фонд свои собрания.

Даже после смерти Третьяков позаботился о своем детище. В завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и был пункт, где он возражал, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер и потеряет свою привлекательность и ценность. Однако этот пункт, к счастью, выполнен не был, и сегодня Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений. Она является хранительницей одной из самых крупных и значительных коллекций русского изобразительного искусства в мире. К слову, в 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 их было уже 55 000. Собрание Галереи постоянно увеличивается за счёт подарков и плановых государственных покупок.

Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М.Третьяковых. 1898 год

Начиная с 1928 года, Третьяковская галерея приобрела статус государственной собственности города Москвы. После чего в помещениях рядом расположились: библиотека и отдел рукописи. Открытие еще одного корпуса пришлось на 1936 год. 

За всю свою историю галерея была закрыта 16 лет. Два года она не работала еще при своем создателе по его личному распоряжению. Произошло это в 1891 году, когда было украдено 4 картины. Затем - во время Великой Отечественной войны, когда картины пришлось развезти по разным городам, чтобы спасти от повреждений. Большую часть эвакуировали в Новосибирск. Потребовало 17 вагонов, чтобы отправить туда картины. И только в мае 1945 музей вновь продолжил свою работу, а само здание частично реконструировали. 

И последний раз галерея закрывалась почти на 10 лет, на реконструкцию.

 

Использованы материалы: kulturologia.rumoscow.zagranitsa.comria.ru

Фото из открытых источников



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Владимир Лязгин: Мне было бы скучно, если бы в моей жизни не было марок
  • Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»
  • Дмитрий Зимин: Мной движет чувство долга
  • «Обрезание» снижает цену
  • Хранители марок
  • День победы филателии
  • Гиганты неба. Курс на Арктику
  • Под крылом пеликана
  • Удивительные приключения цеппелина в России
  • Коллекция дедушки, или Судьба марок
  • Приглашаем к обсуждению. Дополнения к плану 2019 года
  • Билет в один конец
  • Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках
  • Мосты-победители
  • Маленькие картинки с историей
  • Золотая медаль за один цент
  • Коллекция для внуков
  • Коллекции жутких марок
  • Предлагаем обсудить. Требования к почтовым маркам
  • Ледокол «Малыгин» - почему филателисты знают больше других
  • Это наша с тобой биография
  • Профессор и его марки
  • МХТ. Предлагаемые обстоятельства
  • История почты. «Пони-экспресс»
  • Письмо Президенту Рузвельту
  • Рубиновые тайны, или Откуда дует ветер
  • С.С.С.Р. пострадавшему от наводнения Ленинграду
  • Альфред Нобель. Он знал зачем родился
  • Приключения «Почты Донбасса»
  • Две обувные коробки с марками
  • Конверт с провенансом
  • Что такое осень - Бабье лето
  • Новое дыхание филателии
  • Фокусник и его хобби
  • Исключительно для души
  • В. Коваль. Мелодии почтовой миниатюры
  • Он где-то в небе
  • Король почтовых марок
  • Почтовый ящик. Дизайнерский вариант
  • Путь к звездам открыт
  • Призрак бродит по отелю
  • Приглашаем к обсуждению
  • Место встречи - блошиный рынок
  • Звездный путь: новое поколение
  • Д.А. Устинов: Марки для меня - это все и даже чуть больше
  • Байкал. Пройти тест на прочность
  • Сюрреализм — это ОН!
  • Greenpeace. Зеленые спасатели
  • Филателия - стимул жить и развиваться
  • 16 сентября не обходится без «Ромео и Джульетты»
  • Папа Иоффе: вечное стремление вперед
  • Солнце ее жизни
  • Я не коллекционер, я – собиратель!
  • Сувенирная буклетия
  • Сын ювелира, собирающий марки
  • И снова фальшивки
  • Гавайские миссионеры. Цена марки - жизнь
  • Селфи для Рембрандта
  • Наш путь к Победе
  • Август, изменивший ход войны
  • Тайны «Третьяковки»
  • Родина-мать приглашает в Урюпинск
  • Август пахнет хлебом, медом и яблоками
  • Космические собаки
  • Знак ГТО на груди у него
  • FIFA в России глазами английского филателиста
  • Сирия: война и филателия
  • Лучше гор могут быть только горы
  • Дети с доставкой на дом
  • Великая Китайская Мистификация
  • Ильин день - время купаться в фонтанах
  • Доходные марки княжества Лих­тен­штейн
  • Император Всероссийский
  • Крещение Руси. Как это было
  • Придет ли время перемен?
  • Вслед за Гогеном
  • Интеллект и габариты. Размер имеет значение
  • От тотема до орла
  • Что такое Вебинары по Филателии?
  • Шах и мат
  • Маяковский: Мне и рубля не накопили строчки!
  • Только ты — рыба моей мечты!
  • Проект EUROPA-2017. Дух истории: тайны старинных замков
  • Мы хотим всем рекордам дать футбольные имена
  • Мы верим твердо в героев спорта. Нам победа, как воздух, нужна
  • Шоколада хочется именно потому, что хочется шоколада
  • НЛО: невероятное и необъяснимое
  • Математика футбольного мяча
  • Так выглядит любовь
  • Американский День Независимости
  • Цветок влечения
  • Неизвестный «Запорожец»
  • Союз футбола и пива
  • От эпохи Марадоны к веку блистательного Месси
  • Мосты через Европу
  • Их любят иностранцы
  • Двадцать второго июня, ровно в 4 часа
  • Москва – Северный плюс – Ванкувер
  • Тифлисская уника
  • Футбол и пиво близнецы-братья
  • "Черный квадрат" - плагиат?
  • Болельщик Папа Римский
  • Эй, небо, сними шляпу!
  • Вратарь, который забил 131 гол
  • Футбольное поле в рыбацкой деревне
  • Команда начинается с вратаря
  • Футбол. Только факты и курьезы
  • Картины и их тайны
  • Потомок Ганнибала
  • Филдневник ЧМ-2018. Он приедет! Значит, ждали мы не зря
  • Из жизни Королевы
  • Детство - это я и ты
  • Что тебе снится, крейсер Аврора?
  • День блондинок - кто самая популярная на марках?
  • Медовый месяц
  • Что могут короли?
  • Как пройти в библиотеку?
  • Исчезнувший гений
  • Сокровища погибших кораблей
  • Мы пионеры, дети рабочих!
  • Пираты Карибского моря
  • Пишу тебе письмо из 45-го
  • Окей, Гугл. Или сила печатного слова. Есть ли газеты без цензуры?
  • Indian. История двух колес
  • От шабаша до маевки
  • Самый, самый, самый
  • Живее всех живых
  • Аукционы 2017 года. Хиты продаж
  • Шедевры мировой культуры
  • История одной картонки
  • Он сказал «Поехали!»
  • Время собирать марки
  • Христос Воскресе!
  • Как Вас обманут
  • А Шмидт-то - ненастоящий!
  • Уртонная почта Золотой Орды
  • Филателия будет жить! Репортаж с выставки «Россия-2018»
  • Мой ласковый и нежный зверь
  • С чего начинается театр?
  • Мультики-пультики
  • Каждому по счастью
  • Право выбора
  • Люди-птицы
  • Самый женский день!
  • Как в СССР поздравляли женщин с 8 Марта
  • Марки Forever
  • Весна наступила, весна!
  • Один из тысячи
  • Тайна четырех океанов
  • Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru