ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Вселенная Эдвина Хаббла


Главная  /  Самый самый блок мечты

Поиск по статьям:

Самый самый блок мечты

2017-04-11 22:36:11, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Уважаемые коллеги!

С сожалением, узнаю о прекращении деятельности одного филателистического печатного издания. Речь идет о журнале "РУС".

Это грустное событие послужило поводом опубликовать одни из последних статей из последнего номера 12 за 2016 год. Статьи очень интересные, и мы приводим их фактически без купюр.

БЛОК МОЕГО ДЕТСТВА

Александр Кругляков   Филателистический журнал «РУС» №12 2016

....моя первая  тема коллекциони­рования  называлась: «Новый номинал». Это бы­ли чистые, негашёные поч­товые марки, которые вы­пускались после Денеж­ной реформы в СССР 1961 года (так называемой «ре­формы Н.С. Хрущева» по деноминации денег). Я помню его высказывание: «Теперь каждый нагнётся, чтобы поднять копейку».

Я отдал все иностран­ные марки младшему бра­ту, а себе оставил только чистые советские марки.

Из марок нового номинала было три трудные позиции: блок с крас­ной надпечаткой «25-летие дрей­фующей станции «Северный полюс-1» (ЦФА 2694, Michel-Nr. 2605); комплект листов «Грибы» с купона­ми (ЦФА 3123А-3127АMichel-Nr.2983у-2987у) и первый советский номерной блок «XVIII летние Олим­пийские игры в Токио» (ЦФА 3085, Michel-Nr. 2938), которые проводи­лись с 10 по 24 октября 1964 года в Японии.

Блок стал редкостью с первого дня его выхода. Он продавался на Московском почтамте только один день, 31.07.1964. Тираж его был ми­зерным - 35.000 штук - по сравне­нию с миллионными тиражами других марок и блоков.

Рис. 3. Мой первый блок

 По абонементу членам общества его не выдавали. Купить его было очень трудно и очень дорого. Мне, 14-ти летнему мальчишке, его предлагали купить за 25 рублей. Для меня это было нереально. Поэтому долгие годы приобретение этого блока было несбыточной мечтой. В 1974 году я был аспирантом Ленинградского кораблестроительного института. Моя стипендия составляла 93 рубля. У нас с женой только родилась старшая дочь. Мне предложили купить этот блок за 180 рублей. Я как раз получил премию за ав­торское свидетельство по разработке нового типа ин­струментальной стали и согласился купить его за эту сумму. Мы договорились встретиться с продавцом. Ког­да я пришёл с судорожно зажатыми в руке 180 рубля­ми, мой знакомый с извинениями сказал, что он, к со­жалению, уже продал этот блок за 220 рублей. Я смог купить этот блок только 12.10.1989 года за 750 рублей (рис. 3). Так получилось, что я покупал этот блок вмес­те с моей 15-ти летней дочерью Олей. Когда я платил деньги, я посмотрел на дочь и увидел, что глаза от удивления у неё становятся «квадратными». Она у ме­ня спросила: «Папа, за этот листик бумаги ты заплатил такие деньги?!». Действительно, в то время это были очень большие деньги (средняя зарплата по стране составляла 210 рублей). Но в то время мне было легче

заплатить 750 рублей, чем в 1964 году - 25 рублей.

На блоке художник Е.Д. Анискин изобразил гимнастку, исполняющую вольные упражнения на фоне стадиона, и олим­пийскую эмблему советс­кой команды на Олимпий­ских играх в Токио. Прооб­разом гимнастки явилась выдающаяся советская спортсменка Лариса Се­меновна Латынина - девя­тикратная олимпийская чемпионка (1956, 1960, 1964), Заслуженный мастер спорта СССР (1956), не­однократная чемпионка мира и Европы (1957-62), СССР (1956-64) в личных и команд­ных соревнованиях (рис. 4).

Ее называют символом эпохи: толь­ко медалей разного достоинства -олимпийских, с чемпионатов мира, Ев­ропы и СССР - у нее более полутора сотен. Ее имя занесено в Книгу рекор­дов Гиннесса и в список выдающихся спортсменов, украшающий Зал олим­пийской славы в Нью-Йорке.

Была выпущена памятная медаль Олимпийского Комитета СССР с эмб­лемой команды (рис. 5).

Рис. 4. Олимпийская чемпионка Лариса Латынина

Рис. 5. Лицевая и оборотная стороны медали

Рис. 6. Первый вариант проекта олимпийского блока

Рис. 7. Проект блока с номером под эмблемой                                                         Рис. 8. Проект блока с номером посередине

Токийский блок - это первая работа в спортивной филателии известного художника марок Евгения Дми­триевича Анискина. В дальнейшем он принимал учас­тие в создании нескольких олимпийских выпусков.

Это первый советский номерной олимпийский блок, золотисто-зеленого цвета с красным номером. Выпущен он был «Гознаком» в июле 1964 года за но­мером заказа 12334. Печать - автотипия, на белой ме­лованной бумаге. Без перфорации с клеем. Размер блока 90x70 мм. На блоке контуры фигуры гимнастки и рамка с датой и олимпийскими кольцами вокруг сер­па и молота напечатаны металлической золотистой краской, которая наносилась на специальный слой синтетического покрытия.

В процессе работы над рисунком блока эмблема то­кийской Олимпиады в левом верхнем углу была заме­нена олимпийской эмблемой советской делегации, о чем свидетельствует указание тогдашнего министра связи СССР Н.Д. Псурцева: «Дать эмблему советской делегации», сделанное 23.06.1964 года (рис. 6).

Проследив путь от первого проекта через различ­ные варианты к выпущенному в обращение блоку, можно увидеть, как менялся его внешний вид, распо­ложение деталей и нумерации в процессе подготовки (рис. 7,8 и 9). Можно предположить, что первоначально он не планировался номерным. Также в процессе ра­боты была несколько изменена цветовая гамма ри­сунка.

Рис. 9. Утвержденный проект блока с выходными данными (иллюстрация предоставлена В.Б. Загорским)

Я не помню, как получилось, возможно, сказалась не угасшая детская обида или вспомнилась, казалось бы, несбыточная мечта, но я решил, имея определен­ные средства, собрать коллекцию по номерам из каж­дой тысячи по одному блоку (35 шт.), из каждой сотни первой тысячи по одному блоку (10 шт.), а также бло­ки из первой сотни (рис. 10).

Рис. 10. Диапазон номеров блоков в моей коллекции

За 25 лет я собрал достаточно большое количест­во блоков. Моя коллекция составляет, примерно, 0,3% от общего тиража. В этом многообразии я нашёл все из­вестные, а также и новые разновидности.

Основной и хорошо описанной [1-7] разновиднос­тью является деформированная звезда (рис. 11) в эм­блеме. Эта регулярная разновидность возникла за счёт дефекта клише при печати. Типографский лист, предположительно, состоял из шести (2x3) блоков. Блок с деформированным верхним лучом звезды рас­полагался на третьей позиции, как показано на схе­ме на рис.12 и на рис.13. Остальные блоки имели нор­мальную звезду. Можно легко сосчитать, что блоки с деформированной звездой составляют шестую часть всего тиража (~ 5800 штук).

Изучая представленный типографский лист, сле­дует отметить ещё один интересный факт: проставление номеров делалось на листе, а не на разрезанных блоках перед упаковкой в пачки. Шаг нумерации меж­ду 3 блоками по вертикали составлял 334 номера. Из 334 типографских листов можно было собрать две пачки по 1002 штуки (334 листовхЗх2).

                                 

Рис. 11. Деформированная (слева) и нормальная (справа) звезда                      

 Рис. 12. Схема типографского листа

            

Рис. 13. Типографский лист (иллюстрация предоставлена В.Б. Загорским)

Видно, что блоки с деформированной звездой попа­дали не в каждую тысячу и должны были иметь три по­следние цифры номера в интервале 335-668. Это вер­но, если типографский лист действительно состоял из 6 блоков. Но у меня в коллекции имеются блоки с де­формированной звездой с номерами 019911, 020862, 021247, 022019, 022716, 023227, 023946, которые не подтверждают высказанное предположение. Следо­вательно, данный лист, очевидно, является частью боль­шого типографского листа. Этим можно объяснить на­личие деформированной звезды у блоков из каждой тысячи. Еще можно предположить, что не в каждой части большого листа имелись блоки с деформиро­ванной звездой. И остается открытым вопрос, почему блоки с деформированной звездой чаще всего встре­чаются с номерами от 019000 до 024000. Хотя можно встретить эту разновидность у блоков и с другими номерами (000659, 032368, 034482).

По первой версии, в каждой пачке оставалось два блока, которые могли быть с номером 000000. Один из них наклеивался как ярлык на пачку, а второй ос­тавался нетронутым. Такой блок в идеальном состоя­нии имеется в коллекции Э.В. Лурье (см. на обложке журнала). В этом случае блоков с номером «000000» должно было быть 70 штук. Хотя заслуживает вни­мания и второе предположение, что блоки с нулями могли быть отпечатаны в каком-то количестве (не менее 35 штук) при подготовке блока или при отладке нумератора.

Рис. 14. Настоящий блок с номером «000000»   (иллюстрация предоставлена В.Б. Загорским)      

Рис. 15. Фальшивый блок с номером «000000»

Рис. 16. Фальшивый блок с номером «000000» на сфабрикованном почтовом отправлении

продолжение с иллюстрациями читайте ДАЛЕЕ -->>



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru