Как мы знаем нашу историю?
2016-08-02 22:22:08, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Давайте проверим, как мы знаем нашу историю? И для этого привлечем материалы филателии. Только используем в этот раз не почтовые марки, которые я надеюсь, многие знают хорошо. А выберем материал малоизвестный, а потому – и более интересный. Маркированные карточки и конверты. А точнее – рекламно-агитационные.
Вот первая загадка: Какой это год? «Снимай шкуры со всех резаных и палых (не заразных) свиней. За каждую сданную – ... и пару подметок БЕСПЛАТНО»
Пока Вы ломаете голову над ответом (а изображение я покажу ниже, чтобы марка на карточке и выходные данные не упростили Вам эту головоломку), я загадаю следующую, посложнее:
«ТОРГСИН продает: лучшего качества экспортные и импортные товары за золото, серебро, инвалюту, а также бриллианты…»
Если Вы подумали, что это 1918-1920 годы, то ошибаетесь… Ну и теперь самое сложное:
«Покупая билеты седьмой лотереи…..ТЫ можешь выиграть путешествий: 72 вокруг света, по Европе – 96».
Если Вы подумали, что это 1990-2000-е, то глубоко ошибаетесь. И это – не «Спортлото-82». На дворе – 1933 год!. А полностью рекламный текст на маркированном конверте звучит так.
«Осовиахим – опора мирного труда и обороны СССР
РАБОЧИЙ, РАБОТНИЦА
КОЛХОЗНИК, КОЛХОЗНИЦА
Покупая билеты седьмой лотереи ОСОВИАХИМА
ТЫ НАНОСИШЬ УДАР ПО ПОПЫТКАМ КОНТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ ПРОТИВ СССР.
ТЫ можешь выиграть путешествий: 72 вокруг света, по Европе – 96»
Мне кажется, что последняя фраза здесь совсем излишне. И врядли сейчас проверишь, сколько работниц и колхозников в 1933 году отправились вокруг света….Но однозначно можно сказать, что эта агитационная продукция работала «на все сто»!
А вот и наглядные ответы на первые вопросы:
1930 год. В стране еще были СИНДИКАТЫ.
1934 год. А кто говорил, что все экспроприировали еще в гражданскую войну?
Рекламно-агитационными они названы не случайно, ибо по определению Малой Советской Энциклопедии издания 1930 года «...в те времена метод рекламирования иногда понимался настолько широко, что стирались грани между ним и другими видами воздействия — агитацией, пропагандой».
Рекламно-агитационные карточки являлись не только документами своей эпохи, но и произведением искусства — плакатом в миниатюре. Попадая в самые глухие уголки Советского Союза, они отражали самые последние, самые актуальные задачи социалистического строительства, призывали к активному участию в нем, учили работать по-новому, являлись проводниками культуры в деревне.
На Народный Комиссариат почт и телеграфа (НКПиТ) была возложена и задача широкого осведомления трудящихся масс о хозяйственной, политической и культурно-бытовой жизни и достижениях СССР.
Постановлением СНК СССР в 1931 году была введена доставка почты колхозными почтальонами, в результате чего к началу 1933 года насчитывалось уже более 100 тысяч колхозных почтальонов. Все это позволило за годы первой пятилетки обеспечить массовую доставку печати и корреспонденции сельскому населению.
Этим целям как нельзя лучше отвечало использование почтовых карточек и конвертов, издаваемых НКПиТ, названных впоследствии рекламно-агитационными.
Появление первых рекламных маркированных почтовых карточек, очевидно, следует отнести к 1924 году (учреждение коммерческого агентства «Связь» при Народном Комиссариате почт и телеграфа), а рекламно-агитационных с текстом: «Сберегательная книжка — свидетель участия в советском строительстве» — к 1927 году.
Рекламно-агитационные карточки последующих 1928—1933 годов своим содержанием отвечали задачам первой пятилетки и издавались на основании инструкций и циркуляров НКПиТ.
Рекламно-агитационный текст и рисунки помещались на левой половине лицевой (адресной) стороны почтовых карточек. По своей форме они не должны были нарушать эксплуатационных требований и условий обработки почтовых карточек.
Рекламно-агитационные маркированные односторонние почтовые карточки, изданные НКПиТ в 1927—1934 годах, представляют собой филателистический материал. Однако отсутствие их описания в филателистической литературе привело к тому, что долгие годы они были не известны большинству филателистов.
Знаем ли мы нашу историю? Кто-то лучше, кто-то похуже, а кто-то и совсем не хочет знать. Но я уверен, что филателисты знают ее получше, чем "кто-то..."
использованы фрагменты из статьи В. Пантюхин. Рекламно-агитационные почтовые карточки СССР. "Филателия СССР". 1978. №5