ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Эволюция кляссера: от Алисы в стране чудес до девочки Лиды

Поиск по статьям:

Эволюция кляссера: от Алисы в стране чудес до девочки Лиды

2016-05-12 13:00:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Каждый коллекционер хранит свои марки в альбоме. Хотя есть исключения. Кто-то кладет в конверты, в коробочки, «под подушку» и даже в банковскую ячейку…Но мы сегодня поговорим о кляссерах. Современных альбомах для марок. Как они появились? Как видоизменялись с годами?

С появлением почтовых марок появилось и новое увлечение для человечества – их коллекционирование. Поиск, приобретение, раскладывание, любование…и разочарование от их порчи. Следовательно, для укладывания и любования марки нужно было грамотно и красиво хранить, и чтобы не было разочарования. Так появились альбомы для наклеивания марок.

Полагают, что первый альбом был придуман и издан в феврале или марте 1862 года Джастин Lallier, французским археологом. Он не содержал никаких иллюстраций, и расположение марок было несовершенно. Однако этот альбом выдержал четырнадцать изданий вплоть до 1876.

В 1866 году в Лондоне было осуществлено первое издание альбома Оппен. До его опубликования, английские коллекционеры использовали французские альбомы с английским названием страниц, и некоторые из более ранних немецких альбомов с двойным текстом. Альбом Оппен в Англии сразу же стал популярен, почти полностью вытеснив французские и немецкие . И лишь через несколько лет появились альбомы Альфреда Смита & Co., и Стэнли Гиббонс & Co.

В Америке первый альбом для марок Appleton был издан в начале 1863 года и был достаточно удачлив. Титульный лист был украшен разрезом земного шара. Страны хоть не размещались в алфавитном порядке, но под главами разных континентов. Северная Америка разумеется была поставлена первой, а затем - Южная Америка, Европа, Азия, Африка и Океания в указанном порядке. В начале каждого подразделения фигурировала карта континента, в начале каждой страны указывалось название, площадь, население и название крупнейшего города, а также краткий каталог своих марок. Ниже были разлинованы пространства для марок.

На многих альбомах тех лет места для наклеивания марок были напечатаны как ячейки для всех существовавших в то время почтовых знаков мира, каждая в форме соответствующей марки и с обозначением ее номинала и цвета. И начиная с 1870 гг. начались попытки размещать в тех клетках изображения самих знаков почтовой оплаты, однако рисунки эти часто были довольно грубые. В самых роскошных альбомах конца XIX — начала XX вв. на нечетных страницах были ячейки для марок и иллюстрации, а на четных  -выписки из каталогов и технические данные. У них были роскошные сафьяновые переплеты и тяжелые бронзовые замки.

В России широко известны были альбомы Кирхнера под редакцией И. И. Кревинга (  инициатор и составитель первого иллюстрированного альбома для марок на русском языке, издаваемого в разных форматах фирмой Отто Кирхнера). Альбомы продавались в конторе фирмы на Малой Морской, 14 и Большой Пушкарской в Санкт-Петербурге.

Однако, у альбомов для наклеивания марок обнаружились недостатки. Марки прикреплялись к страницам альбомов с помощью маленьких кусочков бумаги (правильный подход), или же непосредственно клеем марки (самый простой, при этом варварский не культурный метод). Хоть в дальнейшем бумажки для наклеивания (наклейки) и совершенствовались, их складывали пополам и смачивали, затем приклеивали одной половиной к верхней части марки (с обратной стороны), а другой - к листу.

Наклейки самого лучшего качества покрывались двойным слоем клея, и при отрывании от марок почти не повреждали их, хотя какие-то следы все-таки оставались. Но все же вероятность повреждений марок была высока, особенно в тех случаях, когда марки вынуждены были перемещаться из альбомов. Меняли хозяина. Либо владелец решал украсить ими другой более новый альбом.

альбом марок фирмы Кихнер 1914 года

характерный пример листа альбома после перемещений марок.

Естественно, появилась идея как хранить марки НЕ наклеивая их. И эта идея в 1889 году пришла в голову Льюис Кэрролл, автору Приключения Алисы в стране чудес. «Удивительная книга для почтовых марок». Кэролл сделал ее карманного формата, чтобы удобно было носить с собой. Внутри было 12 секций для марок разного достоинства.

Но автор Алисы – известный выдумщик, добавил в Книгу «Живописные сюрпризы» и еще и 9 мудрых советов. На обложке изображен был образ Алисы, держащей плачущего ребенка герцогини, иллюстрация, которая не появляется в книгах Кэрролла. Фокус был в том, что когда Вы берете в руки марку из ячейки и тащите ее, ребенок превращается в свинью. На оборотной стороне Книги была иллюстрация Чеширского кота.

Девять мудрых советов как  писать письма являются самородками остроумия , они  представлены в форме бесед между Кэрроллом и читателем, что делает их чтение  занимательным

Там мысли о том, как начать, продолжать и закончить письмо, золотое правило как писать разборчиво и многое другое, что заставило бы и сегодня работников всех почтовых отделений аплодировать.

Кстати сказать, идея раскладывать марки в ячейки по номиналам, была использована на практике в настольных и переносных коробочках, которые я сам видел в некоторых музеях старинного быта.

А что же с кляссерами? В 20 веке иллюстрированные альбомы все более совершенствуются, популярность их только растет. Всем известны сохранившиеся изданные в СССР альбомы для марок начиная с 1918 года. Тиражи этих альбомов исчислялись десятками тысяч. Но постепенно к профессионалам от филателии и коллекционерам  приходило понимание, что неиспользованные марки (негашеные) встречаются значительно реже и сохранность их (внешний вид) куда лучше и приятнее гашеных. И разность в цифрах оценки в каталогах между чистыми и гашеными марками все больше стала отражать именно редкость марки, а не факт ее возможного использования по номиналу для почтовых нужд. Попутно выяснилось, что марок не наклееных («первозданных») осталось существенно меньше наклеенных в многочисленных альбомах. О неаккуратности наклейки мы уже говорили.

После второй мировой войны в Европе появилась страсть к неиспользованным чистым маркам, которой затем заразился весь мир. Дилеры поощряли ее, устанавливая существенную разницу в цене между марками со следами наклеек и без них. Один из обходных путей был брать нетронутые марки только из краев или углов листа, вырезать их вместе с кусками полей и приклеивать наклейки к получившимся кромкам.

Второй путь сохранности марок был казалось бы на поверхности. Марки нужно вкладывать не приклеивая. У меня сохранились страницы из альбомов, где полоски для вкладывания были сделаны из такой же плотной бумаги, как сам лист альбома. Марки из них выглядывали лишь частично, что конечно же не могло радовать желающих любоваться полным изображением на марке.

Кляссеры, в которых такие полоски стали уже прозрачными, появились на рубеже 1940-1950-х годов. Технологии изготовления и крепления пленки были еще настолько не совершенны, что к моему удивлению я обнаружил информацию о патенте на подобный кляссер датированный лишь 1966 годов?! Разумеется мы знаем, что в Европе и Америке кляссеры были уже широко распространены в 1950-е годы. И даже отдельные коллекционеры в СССР каким то путем приобретали в те годы альбомы из ГДР, Польши, а затем – Румынии. Свои же кляссеры мы начали производить лишь в 1960-х годах.

За эти годы кляссеры совершенствовались, их вес и габариты уменьшались, а число листов увеличивалось. Они «обрастали» приятными на ощупь обложками, мягкими под кожу. Прокладочные страницы из пергаменты становились более прозрачными, а потом и появились полностью прозрачные пластиковые.

Следует отметить, что и иллюстрированные альбомы не пропали. Только коллекционеры теперь не наклеивали сами марки, а вкладывали их в специально изготовленные ячейки с подложкой для наклеивания и сверху прозрачной защитной пленкой. Фирмы производители сориентировались под потребности коллекционеров, и затем уже в альбомах места под марки стали делать в виде полностью прозрачных кармашек (клемташи), под которыми оставалось видно цветное изображение марки.

подарочный альбом марок СССР 1983-1991

……………..

«добрый день. альбомы получили, большое спасибо!!!

дети довольны аки слоны»  (Евгений, Ростов-на-Дону)

.............................

(фото Лиды, Ростов- на –Дону)

К сожалению, мы не Льюис Кэрролл. И не располагаем возможностями сделать каждый альбом для ребенка индивидуальным и с сюрпризом. Но поверьте, подобные отзывы нам очень приятны, и радость Лиды (на фото) – это тот самый лучик теплого света, который каждый родитель ощущал, сидя в обнимку с ребенком и читая ему «Алису в стране чудес».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О будущем альбомов для марок мы обязательно еще поговорим, а пока

Предлагаем Вам поучаствовать в нашем очередном опросе:

Какие альбомы вы предпочитаете использовать?

- только иллюстрированные

- кляссер большой

- кляссер компактный

- кляссеры СССР

- дорогой красивый альбом

- все равно




Комментарии к статье:
2022-02-07 20:13:12, Сергей Борисович
При аккуратном и правильном хранении, они вечные!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru