МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Марки с наведенным клеем и марки с наклейками - что дороже?

Ниже я привожу заметку, написанную мной по поводу реставрации марок. Теперь же придется особо оговорится по вопросу "наведения клея" на марки с наклейками. Это сейчас приняло такой массовый характер, что пожалуй стоит отделить этот процесс от понятия реставрации.

Почему эта деятельность так активизировалась и какую преследует цель? Вопрос риторический. Разумеется - только с целью перевести марку из категории (*) в категорию (**). То есть, банально превратить 1000 рублей в две или даже три тысячи.

Чтобы не интриговать читателя дальше, я сразу отвечу на поставленный в заголовке вопрос. Марки с наведенным клеем должны стоить ДЕШЕВЛЕ!. И чем хуже наведен клей, тем существенно дешевле они должны стоить. Это - не тема для обсуждения. это - аксиома! Но все-таки и аксиому следует разъяснить.

Чем отличается марка с восстановленным клеем от оригинальной, пусть даже с наклейкой? Правильно! Ее - "мучали". То есть, она подвергалась воздействиям, механическим, химическим, температурным. Исходный клей в большинстве случаев удаляется. Ведь все делается для того, чтобы скрыть следы наклеек. И удаление происходит с примением водного раствора. Иногда, и с химическими примесями. Не буду указывать на целые серии и отдельные марки, которые вообще не допускают контакта с водой из-за не стойкости краски. Филателисты со стажем их прекрасно знают. Но кто осмелится сказать, что воздействие марки с водой улучшает "самочувствие больного"?

Часто не достаточно просто опустить марку в воду (что делают только дилетанты) или легким касанием кисточки смыть наклейку. Приходится оказать на марку механическое воздействие. И это - только начало! Далее нужно молиться, чтобы ткань (самое удачное сравнение), т.е. бумага марки не начала коробиться, пузыриться местами. Для этого для верности марку кладут под пресс, что также является механическим воздействием.

А дальше начинается самое ответственное. Магическое действие - нанесение нового клея. Этому предшествует подбор клея. По составу, цвету. Нанесение клея на марку - это сровни действию сапера. Ошибка...и марка уже не выдержит повторных "мучений", смывания, рихтования, прессования и т.д.

После "удачного" нанесения клея, когда все кажется прошло удачно, еще требуется зачистить зубцы. Ведь клей затекает по краям. Для этого применяется перебивка зубцов, т.е. прохождение специальным инструментом с правильным шагов по зубцам. Т.е. фактически их подрубание.

Разумеется, есть секреты, о которых "специалисты" никогда не расскажут. Но большинство из выше перечисленных действий все равно осуществляется. Кто решится сказать, что марка после этого стала лучше?! Возможно, что если глядеть на марку только с одной стороны, со стороны клея, она стала выглядеть симпатичнее. Как новодел. И чем старательнее подбирали клей, наносили его и зачищали зубцы, а иногда и еще специально "старили", тем клеевой слой выглядит привлекательнее. Но с лица? Скорее всего марка будет иметь "лицо" повидавшего виды человека, которому хочется только бы лечь в кляссер, и чтоб его закрыли и никогда больше не открывали.

Так как в большинстве случаев процессом наведения клея занимаются "не профессионально", то в 102 случаях из 100 специалист отличит "реставрированную" марку с расстоянии 20-30 см даже без использования лупы. Хотя следует также отметить, что так как специалистов не так уж много из общей массы коллекционеров, а среди реставраторов иногда встречаются профессионалы, то результат распознания восстановленной с наведенеим клея марки достигает показателей 50:50

Прокомментировать эту заметку, поделиться своими мыслями можно написав сюда и возможно это прочтут и другие коллекционеры.



РЕСТАВРАЦИЯ МАРОК

....В одном углу стоял особый котел, где отваривались и отклеивались старые марки. Посередине комнаты был стол с чертежными досками, на которых высушивались и заново обмазывались клеем марки. Но что интереснее всего – это то, что в наши руки попало несколько тысяч марок целыми листами. Тут же лежал один лист в работе, еще не законченный, и по нему мы имели возможность восстановить картину и способ его выделки. Оказывается, брались вычищенные и еще несколько влажные марки, раскладывались на чертежной доске клеевой стороной вниз по десять и двадцать штук в каждой стороне, в зависимости от желаемого размера квадрата. Укладывались эти марки чрезвычайно тщательно, а именно так, чтобы краевые зубчики одной входили в промежутки зубчиков другой и образовывали этим самым как бы непрерывную общую массу. После этого бралась узенькая (не шире миллиметра, а может, и менее) ленточка тончайшей папиросной бумаги длиной во весь лист и осторожно наклеивалась по сошедшимся зубчикам между рядами марок. Затем брался особый инструмент (тут же лежавший), напоминающий собой колесико для разрезания сырого теста, но отличавшийся от кухонного инструмента тем, что по краям этого колесика (перпендикулярно периферии) торчали частые и острые иголочки. Если взять этот инструмент за ручку и прокатить колесико по обклеенному междумарочному пространству, то на нем опять пробьются дырочки, но ряды марок, благодаря оставшейся папиросной бумаге, окажутся плотно связанными друг с другом, и разве с помощью чуть ли не микроскопа вы различите эту поистине ювелирную работу. ..... За 6 месяцев своей работы они успели раскинуть широкую сеть по всей России. В каждом крупном городе имелись и агенты, вербовавшие сбытчиков, и "коллекционеры", снабжавшие их старыми марками. Организация была настолько многолюдна, что перед Варшавской судебной палатой, где слушалось это дело, предстало несколько сот обвиняемых. ....

А. Ф. Кошко «Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведывающего всем уголовным розыском Империи».

Я привел отрывок из дела более столетней давности в подтверждение фразы "старо как мир". Но недавно перечитывая журналы "Филателии" 70-х годов вдруг наткнулся на такой опус, что советский коллекционер должен бережно относиться к маркам как к культурно-историческому наследию, для чего обязан заниматься "восстановлением состояния марок до коллекционного".

Писал уважаемый коллекционер. Может быть он имел в виду нечто другое? А именно, что молодые собиратели марок должны бережно относиться к маркам. И уж тем более - к редким и старым маркам, вдруг попавшим им в руки. Не буду развивать тему, как часто особенно в советские времена старые редкие марки могли попасть в случайные руки начинающих филателистов. Меня заставила задуматься эта фраза потому, что и в те времена, и значительно раньше, да и сейчас тема восстановление марок до лучшего (желательно идеального состояния), тоже была актуальной.

Итак. Восстановление марок - это реставрация или имитация? Имеет ли это деяние право на жизнь? Или оно - запретно, уголовно преследуемо? А может быть почетно? И люди, занимающиеся этим делом - должны быть самыми уважаемыми?

Столько вопросов! А ответ на них я нашел в Мадриде, в музее Прадо. Но перед тем, как озвучить свой ответ, я поясню, почему я его искал так долго? Потому что сейчас в 98% случаях занимаются не реставрацией, а имитацией с единственной целью продать после этой процедуры марки существенно дороже. Что понимать под имитацией? Это - относительно не дорогая и не трудоемкая процедура восстановления похожести исходного состояния марок. Это - снятие наклеек, удаление следов наклеек, наведение клея, перебивка зубцовок. Иногда - это и удаление микротрещин, надрывов, восстановление зубцов, удаление следов штемпеля.

Я написал "относительно не дорогая..." - потому что следуя цели имитации, нужно потратить на нее столько усилий и средств, чтобы результат после продажи был положительным. Я слышал, что есть минимальная расценка на наведение клея: 1 доллар за марку. Ну это - нанести ровно клей без подбора его состава. В 99 случаях из 100 Вы сразу догадаетесь, что клей наведен. Но даже при таких расценках на серию скажем из 5 марок эта услуга стоит 150 рублей. Стоит ли это делать для серий, где разница между (*) и (**) составляет всего 200-250 рублей ? Абсурд. Также абсурдно для достаточно дорогих серий делать наведение клея по таким дешевым расценкам. Значит там цена работы возрастает. При чем без всяких гарантий, что "комар носа не подточит"

Вы рискнете отдать свой очень дорогой экземпляр (например стоимостью в 100 тыс. рублей) на реставрацию "без гарантий"? Сомневаюсь. А я видел редчайшую марку, которую крутил вертел в руках, смотрел под лупой, и не мог ни к чему придраться. И потом мне сказали, что она склеена из двух половинок разных экземпляров. Неиспользованные половинки догадываетесь в каком были состоянии, если пошли на такую процедуру. Но зато - как это было сделано?! остается загадкой! Вот это и называется "реставрацией". Когда нельзя всеми доступными способами отличить отреставрированный экземпляр от подлинниками. И скорее всего, даже уважаемый эксперт этого не сделает.

Реставрация - очень кропотливый процесс. Требущий знаний, технологической оснастки, материалов (бумаги, краски) и ..."легкой руки", потому что риск все равно остается. Вот это я и увидел в специальной помещении в музее Прадо, где был показан процесс реставрации известной картины, которая и была выставлена в основном зале.

Если Вы спросите, явялется ли имитация и реставрация фальсификацией? С формальной точки зрения наверное - да. Как к этому относиться? - решайте сами. Заодно также определитесь, как относиться к неофициальному допечатыванию тиражей, не уничтожению штемпелей. И постарайтесь не попасться на удочку к тем, кто распространяет новоявленные редкости, только что напечатанные с пропусками цвета, перфорации, без зубцов или другими несуразностями. Ведь возможности современной полиграфии выросли настолько, что махинаторов 100-летней давности сейчас бы хватил удар....

Прокомментировать эту заметку, поделиться своими мыслями можно написав сюда и возможно это прочтут и другие коллекционеры.




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru