МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

МАРК ГАЛЛАЙ. 100-ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ - почтовые выпуски

16 апреля 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Марка Лазаревича Галлая (1914-1998)  – выдающегося лётчика-испытателя, Героя Советского Союза,инструктора-методиста первой «шестёрки» космонавтов, писателя, книги которого определили профессиональный выбор многих нынешних авиаторов и космонавтов.

28 марта 2014 года подведомственное Федеральному агентству связи ФГУП Издатцентр «Марка» выпустило в обращение почтовую марку: «100 лет со дня рождения М.Л. Галлая (1914–1998), лётчика-испытателя».

Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Марк Галлай был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.

Международный Астрономический Союз 11 апреля 1997 года назвал малую планету 6719 Солнечной системы – «Галлай».

Биография Марка Галлая соединяет историю советской авиации 1930-х-50-х и отечественной космонавтики 1960-х годов. Так вышло, что Марк Галлай стоял у истоков формирования двух новых профессий XX века - лётчика-инженера и лётчика-космонавта. В своей жизни ему удалось найти сопряжение тем авиации и космоса, одержимости полетами как таковыми и покорения иных, нездешних миров. И сцементировать эти темы корпускулами той духовной субстанции, о которой точно сказал однажды его близкий друг Эльдар Рязанов: "Если бы нужно было создать эталонную единицу абсолютной порядочности (как скорость света), ее надо было бы назвать "один галлай".

Марк Галлай родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Окончил Ленинградский политехнический институт и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ и в том же году стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.

Еще в тридцатые годы Галлай провёл ряд весьма сложных и рискованных лётных испытаний, связанных с малоисследованными в авиации явлениями, в том числе, первым в нашей стране он провёл испытания на "флаттер". В июле-сентябре 1941г. Марк Галлай - лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы), - совершил 9 боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолёт противника в самом первом воздушном бою над Москвой в ночь на 22 июля 1941 года.

М.Галлай освоил 125 типов летательных аппаратов (не раз уже цитировалось высказывание: "Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может"). Поднял в небо первый отечественный реактивный истребитель МиГ-9 и дальний бомбардировщик Ту-4, провёл испытания стратегического бомбардировщика М3. Звание Героя Советского Союза Марку Лазаревичу Галлаю было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Долгое время он проработал в Лётно-исследовательском институте в г.Жуковском. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве испытаниями новейших летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и многих других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора. Кстати, он был чуть ли не единственным в нашей истории доктором наук среди лётчиков-испытателей.

В начале 1960г. открылась новая страница рабочей биографии М.Л. Галлая, - по рекомендации Б.В. Раушенбаха он встретился с С.П. Королёвым. Проговорили более 2-х часов. Нужен был "наставник" для будущих космонавтов. А кто лучше высококлассного лётчика-испытателя может представить сам и обучить подопечных, как вести себя в полёте, в том числе, и в "нештатных" ситуациях? …Королёв лично вписал в штатное расписание новую должность: "инструктор-методист по пилотированию космического корабля". Первым инструктором первой шестёрки стал Марк Галлай.

Вот как описываются ежедневные тренировки первых космонавтов и их наставника: каждое утро один из будущих космонавтов садился в кресло тренажёра, имитирующего кабину космического корабля, последовательно перечислял показания приборов и положение всех ручек и тумблеров. - К полёту готовы? - звучал голос инструктора-методиста. - Готов! - Ну, тогда давай, поехали! - произносил Галлай. Кто же знал, что это слово "поехали!" (вместо уставного "Экипаж, взлетаю"), - видимо, ещё из первых дней авиации, от тех планёров, которые надо было вывозить на полосу, - вскоре станет словом-символом, с которым первый землянин полетит в космос! После возвращения на Землю первый космонавт Ю. Гагарин дал высшую оценку первому инструктору космонавтов: "Всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня".

Литературное творчество Марка Галлая, ставшего для многих любимым писателем, было связано с авиацией. Он сумел в своих книгах и талантливо изложить документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации и космонавтики, и создать при этом яркие, запоминающиеся художественные образы. Кстати, по многочисленным отзывам, фигура М.Л. Галлая - это глыба не только в лётно-испытательской работе и науке, но и несомненный пласт в мемуарной литературе.

Поколение нынешних 40-50-тилетних, тех, кто любил приключения, рассказы про героев войн и революций, кого манили бесконечные пространства небес и океанов, - росло вместе с его книгами. Во многом благодаря авиатору-писателю Галлаю, весь Союз открыл для себя мир неба, лётных испытаний, мир, где соседствовали романтика мужской работы и строгая проза научных расчётов. …"Первый бой мы выиграли", "Через невидимые барьеры", "Испытано в небе (Записки лётчика-испытателя)", "С человеком на борту", "Жизнь Арцеулова", "Третье измерение", "Полоса точного приземления", "Небо, которое объединяет", "Я думал: это давно забыто". Известен и кинофильм, снятый по его сценарию: "Три процента риска" с К.Лавровым в главной роли. Многие современники именно после этих произведений мысленно примеряли на себя кожанку штурмовика Великой Отечественной, гермошлем лётчика-испытателя, а потом и скафандры Гагарина или Титова.

К знаменательной дате была выпущена карточка с оригиналь ной маркой и специальный конверт, подготовлены специальное гашение.






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru