МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Почта 160 лет назад

Санкт-Петербургская городская почта: первая современная почтовая система в России


и еще газеты 100 летней давности о филателии

История почтовой службы в России восходит к 10-му столетию, когда знатные люди посылали друг другу письма в виде свитков, запечатанных восковой или свинцовой печатью. Однако лишь в октябре 1845 года Санкт-Петербургская городская почта выпустила в обращение предварительно оплаченные проштемпелеванные конверты, заложившие основу первой современной почтовой системы, которая сохранилась по сей день.

Конверт с символикой санкт-петербургской городской почты, 1848
Конверт с символикой санкт-петербургской городской почты, 1848
Пробный конверт санкт-перебургской городской почты, 1845 год
Пробный конверт санкт-перебургской городской почты, 1845 год

Первый дошедший до нас российский почтовый штемпель был проставлен на письме из Петербурга в Пернов и датирован 28 ноября 1765 года. Он был в виде напечатанного в одну строку не кириллицей, а на латыни слова “St. Petersbovrg”. Среди первых почтовых служащих было много немцев, и поэтому многие почтовые документы писались на немецком языке.

В 1833 году в Санкт-Петербурге и Москве были открыты первые почтамты. Спрос на почтовые услуги был настолько велик, что число почтовых отделений за какие-то два месяца увеличилось почти вдвое. Но система была громоздкой. Отправителям приходилось выстаивать в длинных очередях, теснясь в крохотных помещениях, чтобы купить за наличные у почтового служащего конверт и сверх того уплатить за доставку своего письма, после чего служащий опускал отправление в почтовый ящик.

Тем не менее, считалось, что почтовые услуги были по карману большинству жителей. Среднее жалование в Санкт-Петербурге составляло 25 000-70 000 копеек в год, а доставка письма в пределах города стоила всего пять копеек серебром плюс копейка за конверт.

Для того чтобы ликвидировать долгое стояние в очередях, связанное в немалой степени с неудобством уплаты наличными, в 1845 году в обращение были выпущены предварительно оплаченные штемпельные конверты. На первом конверте, выпущенном Санкт-Петербургской городской почтой, в углу был проставлен штемпель, а в центре – государственный герб и перекрещенные почтовые рожки синего цвета нескольких оттенков. По окружности штемпеля – надпись: “С.П.Б. Городская почта за письмо 5 к.с. за конверт 1 к.с.”.

Конверты были разных размеров и форм. В коллекции Смитсоновского института имеется несколько пробных образцов первого конверта с четырьмя разными вариантами штемпеля, нарисованными от руки.

Чтобы еще больше ускорить доставку почтовых отправлений, городские власти Санкт-Петербурга разрешили покупать предварительно оплаченные конверты и опускать их в специальные почтовые ящики, установленные в нескольких крупных универсальных магазинах. К 1849 году число таких почтовых ящиков в пределах города достигло 21, хотя никому не возбранялось по-прежнему покупать конверты и марки в почтовых отделениях по месту жительства.

После того, как в 1838 году от Санкт-Петербурга до Царского Села была проложена первая в России публичная железная дорога протяженностью 26 км, почтовые услуги были распространены на окрестные поселения и стали включать доставку газет. А к концу 1840-х годов почтовые принадлежности можно было купить уже на всей территории России.

Томас Лера руководит кафедрой исследований им. Уинтона Бланта в Национальном почтовом музее при Смитсоновском институте.

Обнаружены редкие российские “земские” марки

Более ста редких российских земских марок первого выпуска были недавно обнаружены в коллекции из 14 000 марок, пожертвованных Смитсоновскому институту в 1984 году. Первая из земских марок, выпускавшихся органами местного самоуправления, которые были созданы Александром II, появилась в России в 1865 году в Шлиссельбурге под Санкт-Петербургом.

Земства были созданы вскоре после того, как Александр II отменил крепостное право. Они были представительными собраниями в сельских губерниях или областях царской России. Земства, состоявшие из крупных и мелких помещиков, духовенства, городского населения и крестьян, имели право на ограниченное самоуправление, они управляли недвижимостью, занимались строительством и ремонтом дорог и осуществляли надзор над сельским хозяйством, торговлей, работой промышленности, медицинскими услугами и образованием. Однако в сферу обязанностей земств не входил надзор за имперской почтовой службой, которую царь решил сохранить под своим контролем.

Марки г. Богородска на северо-востоке Москвы, выпущенные в 1872 г
Марки г. Богородска на северо-востоке Москвы, выпущенные в 1872 г. Одна из этой пары марок оказалась перевернута из-за случайного поворота печатной формы.
Редкая котельническая черно-белая марка 1870 года
Редкая котельническая черно-белая марка 1870 года с неоторванным корешком. В 1870 году население Котельнича насчитывало около 5 000 человек.

Так как имперская почта не обслуживала сельские общины, земства открыли свою собственную курьерскую службу для перевозки важных документов между различными государственными учреждениями в пределах их собственной сельской юрисдикции. Постепенно перечень услуг был расширен и стал включать перевозку и коммерческих, и личных предметов. В первые годы эти предметы перевозились курьерами вместе с другими отправлениям, поэтому возникла потребность в средствах, позволяющих отличать эти предметы, отправляемые земствами, от тех, которые подлежали обложению имперским тарифом.

К 1870 году, когда более чем 25 земств начали издавать собственные марки, царь был вынужден сдаться и, в конечном итоге, санкционировал в России сельскую – или земскую – почту. Ей было разрешено доставлять в пределах земских юрисдикций не только обычные почтовые отправления, но и газеты, периодические издания и уведомления о застрахованных и заказных письмах и посылках. Она должна была выпускать свои собственные почтовые марки с уникальным рисунком, который отличал их от марок имперской почты, при этом земским почтальонам не разрешалось носить эмблему имперской почты. В конечном итоге, почтовые марки начали выпускаться почти в 150 земствах.

Из-за недостатка ресурсов многие из ранних земских марок имели очень простой рисунок и печатались на любой имевшейся в наличии бумаге. Некоторые земства нумеровали свои марки, в других к маркам прилагались корешки или талоны, что было одним из самых ранних способов отправлений заказной почтой.

Когда земская почта стала оформившейся и общепринятой частью российской почтовой системы, был заключен договор на дизайн и печать марок с Государственной типографией в Санкт-Петербурге, и стали выпускаться марки с более сложным рисунком. Однако в конце 1890-х годов с развитием железных дорог многие из маршрутов земской почты перешли в ведение имперской почтовой службы.

источник: сайт www.america.gov
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru