ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО

Итальянский футуризм

Тульские открытки 150 лет назад

Чайковский в филателии


Главная  /  Марочные пирамиды


Петербурге официально стартовала 3-я биеннале музейного дизайна «Форма». В этом году биеннале – это шесть выставок в шести музеях, подготовленных дизайнерами из России, Дании, Германии и Норвегии при поддержке благотворительного фонда «Про арте».

Остановимся на одном  - «Филателия как искусство» в Центральном музее связи им. А. С. Попова.

Музей связи хранит восемь миллионов почтовых марок. Как показать их не филателистам, которые готовы часами корпеть над кляссерами? Норвежские дизайнеры Гордон Райн и Мортен Торгенсен предложили остроумный ход.

Представьте пирамиду, состоящую только из металлических ребер и срезанную почти на самом верху. Если положить ее на бок, то получится некое подобие телескопа. На срезе пирамиды помещается оригинал марки, а на ее основании – увеличенное в десятки раз изображение.

Но это техническая часть. А показывать что? На этот вопрос ответили на вернисаже Александр Бурдин, директор Музея связи, и Елена Коловская, руководитель биеннале. Было выбрано шесть сюжетов, отражающих определенное время и связанный с ним стиль в создании изображений для марок. Каждый сюжет проиллюстрирован шестью марками, часто вместе с оригинал-макетами. Они больше марок, художник представляет, что будет с картинкой при уменьшении. И этот обратный «зум» – еще один аргумент в пользу придуманного норвежцами дизайна.

Но какие марки из восьми миллионов поместить в матрицу «6 на 6»? Организаторы ограничились Россией и СССР и хронологическим отрезком чуть больше полувека. Фактически, это история советской страны. Начало выставки относится к 1913 году, когда была выпущена знаменитая «романовская серия» с портретами императоров, созданная художниками Серебряного века – Иваном Билибиным, Евгением Лансере, Рихардом Зариньшем. Эти марки почтовые служащие отказывались гасить: повреждение изображений монархов грозило уголовной статьей. К этой серии привязана тема «Лица и символы», в частности издание серии марок «В пользу воинов и их семейств. 1914 – 1915 годы», созданной теми же художниками.

Следующий раздел называется «Техника печати». В телескопе показана марка «2-я годовщина разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом», отпечатанная по эскизу художника В. Климашина в технике фототипии. Для главной марки в сюжете «История в миниатюре» выбрана почтовая миниатюра из серии В. Завьялова, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Не буду пересказывать все сюжеты, называть их заглавные марки. Иногда выбор выглядит достаточно субъективным. Но следует обратить внимание на серию марок карикатуриста Иосифа Ганфа «К 20-летию начала I мировой войны», выпущенных в 1935 году. Это настоящий фигуративный экспрессионизм. Он не такой яркий, как у немецких классиков этого направления, но Ганф имеет дело с миниатюрой, а не с картиной или большим графическим листом.

 

Если речь зашла о музейном дизайне, то пространство, выбранное для выставки, более важно, чем витрины. Явно неудачен выбор (или вынужденное решение) показывать марки в огромном атриуме, рядом с демонстрацией современных средств связи. Это стало наглядным после того, как разошлись гости открытия выставки и атриум наполнили школьники – обычные посетители музея. Завидев видеотелефоны, дети проходили мимо довольно больших пирамид, их даже не замечая.

По материалам: vecherka-spb.ru Фото: spbmuseumdesign.ru

 



Архив новостей


Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



 на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


общий КАТАЛОГ всех марок
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru