ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как рождается «редкость»?

Пожарная техника в филателии

Марки рассказывают о стиле граффити

Охотники за светом


Главная  /  Юбилею архитектора Щусева посвящается

Поиск по статьям:

Юбилею архитектора Щусева посвящается

2023-10-11 10:57:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы возвращаемся к теме Татарстана, начатой в статье «День Республики Татарстан» и вспоминаем об одном из ключевых брендов Республики — башне Сююмбике в Казанском кремле. 

Поводом для этого стал 150-летний юбилей прославленного российского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, празднуемый 8 октября 2023 года.

Башня Сююмбике в Казанском кремле, из серии «1000 лет Казани» 

Алексей Викторович Щусев направлял своих учеников и последователей в Казанский кремль для произведения точных обмеров башни Сююмбике, очертания которой, в перекличке с образом Боровицкой башни Московского кремля, должны были лечь в основу главной входной группы здания Казанского вокзала.

В истории прототипа башни Казанского вокзала - башни Сююмбике - много необычного, что побуждает нас написать об этом ещё и третью статью как завершение своеобразного публицистического триптиха.

Сопоставление внешнего облика башни Сююмбике, входной группы Казанского вокзала и Боровицкой башни. Фотооткрытки (1-2). Фото: О.Ю. Латышев, 2005.

Однако, прежде чем мы вернемся к судьбе башни Сююмбике, позвольте совершить небольшой исторический экскурс в совокупность ключевых вех жизни архитектора.

А. В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото: П.К. Остроумов. 1914 год

Алексей Викторович Щусев появился на свет в столице современной Молдовы — городе Кишинёве, в 1873 году, 26 сентября по старому стилю и 8 октября по новому, послереволюционному календарю.

Ещё до Великой Октябрьской Социалистической революции, в 1908 году, Алексей Викторович был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

И уже буквально два года спустя, в 1910 году, ему присваивается звание академика архитектуры. К этому моменту он уже хорошо известен как автор проектов церквей неорусского стиля. К их числу будет справедливо отнести и Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, изображенный на юбилейном блоке 2023 года.

Щусев воздвигал храмы в национально-романтическом ключе, закладывая в основу их лейтмотива не столько симметрию и монументальность, сколько ярко звучащий рефрен лучших старинных храмов Пскова, Новгорода Великого и Первопрестольной. Именно на фоне одной из панорам, включающих столь ценные творения древних мастеров, Алексей Викторович изображен на обложке сувенирного набора, выпущенного к его полуторавековому юбилею.

Плавное перетекание одной архитектурной формы в другую, создает в его творениях подчас завораживающее и глубоко западающее в душу ощущение. В равной степени ему удалось реализовать свои архитектурные замыслы, следуя основам стилистики русской неоклассики и  стилистики «нарышкинского», «петровского» и «елизаветинского» барокко.

После Великой Октябрьской Социалистической революции Алексей Викторович возглавлял разработку генерального плана развития Москвы. Именно Щусева представляется целесообразным назвать в качестве единственного архитектора, который достиг  успеха последовательно в трёх эпохах, принадлежащих архитектуре Российской империи и СССР.

На протяжении своей многоплановой творческой деятельности Алексей Викторович уделил пристальное внимание как вышеупомянутому предреволюционному неорусскому стилю, так и конструктивизму, характерному для эпохи 1920-х годов.

В 1924 году, по поручению правительства молодого государства СССР, Щусев возводит два временных мавзолея Владимира Ильича Ленина у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Второй (деревянный) мавзолей, арх. Щусев.
И.И. Бродский «У Мавзолея В.И. Ленина», 1924  год

Мавзолей В.И. Ленина, 1930 г, арх. А. Щусев

Мавзолей В.И. Ленина, арх. А. Щусев 

В 1929 году здесь же им сооружен третий вариант мавзолея, ставший постоянным. Его фасад изображен на советской ПКОМ 1973 года издания.

Ко второй половине 1920-х годов относится ряд построек Щусева в стиле конструктивизма в Москве и на Кавказе.

С 1932 года Щусев овладевает стилистикой сталинского монументализма, к которой следует отнести здание института Маркса, Энгельса и Ленина, сооруженное им в столице Грузии городе Тбилиси.

 

Лично Иосифу Виссарионовичу Сталину понравились оба предложенные Щусевым проекта фасада гостиницы «Москва» — один из них смотрит на Манежную площадь, а второй – на Театральную. В работе над данным проектом Щусеву помогали советские архитекторы О. Стапран и Л. Савельев.

Среди эталонов советской архитектуры в работах Щусева особенно выделяются те его творения, которые были призваны прославить эпоху социализма, уже охарактеризовавшего себя своими первыми мощными и убедительными свершениями – в промышленности, сельском хозяйстве, искусстве и т.д.

Наиболее выдающиеся образцы его творений в стиле сталинской архитектуры 1930—1940-х годов запечатлены в живописном поле почтовой карточки с оригинальной маркой, увидевшей свет полвека назад. 

Москворецкий мост (1936-1938), арх. А. Щусев, инж. В. Кириллов  

В 1943 году Щусев был избран академиком Академии наук Союза Советских Социалистических Республик, главным архитектором которой он являлся с 1938 года.

Герб СCCP – элемент оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А.В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Кроме этого, он стал четырежды лауреатом Сталинской премии в 1940-м, 1946-м, 1948-м и 1952 годах.

Последняя премия ему была присвоена посмертно, что ещё раз свидетельствует о том, насколько велик был вклад архитектора в облик доминирующих городских наземных и подземных ландшафтов, по достоинству оцененных его современниками.

Станция кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина «Комсомольская», куда и по сей день попадают жители и гости столицы непосредственно из здания Казанского вокзала, и стала поводом для присвоения Щусеву Сталинской премии.

ХМК №15 — Станция «Комсомольская» был выпущен 25 июня 1957 г. в перевыпуске серии конвертов «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» 1956 года, с единственным отличием - датой выпуска, которая находится на лицевой стороне конверта.

Элементы оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А. В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Руководил Щусев строительством научных институтов в Москве, Киеве и Алма-Ате. Курировал возведение зданий органов государственной безопасности. Им создавались и осуществлялись планы восстановления после Великой Отечественной войны разрушенных городов.

Щусев организовал существенное расширение Государственной Третьяковской галереи в период 1920-1930-х годов. Здесь же, в дальнейшем, будет экспонироваться и его портрет кисти известного художника-передвижника Михаила Васильевича Нестерова.

М.В. Нестеров. Портрет А.В. Щусева, 1941, ГТГ

Одновременно с этим он создал Музей архитектуры, находящийся на улице Воздвиженка в Москве, названный его именем.

24 мая 1949 года Алексея Викторовича не стало. Но прекрасные его творения должны пережить века.

P.S. В электронной коллекции авторов данной статьи сохранились почтовые карточки, посланные братом А.В. Щусева, Павлом Викторовичем (1880-1957), который являлся русским и советским архитектором, доктором технических наук, а также членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Латышев Олег Юрьевич - п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва.

Латышева Полина Александровна - исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Россия.

Радаэлли Массимо, д.ф.н., вице-президент и глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.

Луизетто Мауро - д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.

 

Другие статьи авторов: 

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!

…И пермяком он тоже стал!

Место филателии среди «широких» культурных индустрий

Историограф Российского флота

Шестьдесят лет спустя

Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии

Януш Kорчак – педагог милостью Божией

К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова

Петергофу – 300!!!

Михаил Ломоносов – Homo Universalis

День Республики Татарстан

Климент Охридский – всеславянский просветитель  

Маэстро эсперанто 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!




Комментарии к статье:
2023-10-13 13:59:06, Любовь
Небольшие дополнения, из известного мне. По семейному преданию, место Куликова сражения на самом деле находится в приходе храма на Кулишках, что в Москве, близ Китай- города. Фрагменты человеческих скелетов находили повсеместно при застройке в советские годы. В свою очередь, многоуровневые фасады Сююмбике, Казанского вокзала и Боровицкой башни на Красной площади, те же Мавзолей и гостиница Москва, но уже без острых наверший, напоминают о шатровом стиле в архитектурном пространстве всего Московского кремля. В том числе, к нему можно отнести и собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву. Вспоминается о домовой иконе Дома Романовых, наиболее почитаемой в русском народе святом лике Пресвятой Богородице в списке Казанская. По все видимости, Москорецкий мост в творчестве архитектора Щусева не случаен. Замоскворечье в своих топонимах напоминает о восточных направлениях царских походов на Восток времен пятнадцатого века. Примечательно, что одежды Щусева в последние годы жизни, судя по кисти Михаила Нестерова, вполне себе восточные. Но, все-таки возник вопрос - чего больше в работах талантливого архитектора, репатриация или исход Востока из Москвы?
2023-10-19 20:50:11, Ольга
Нет никакой возможности игнорировать историю, как предмет, в котором все дороги переплетены - дань уважения к личностям, оставляющим свой след в истории развития стран, городов, может выражаться самыми разными способами. Память - это хранилище. Передача этой памяти - "вечный двигатель" этого развития . Большое спасибо авторам этой статьи . Прекрасные фотографии Олега Юрьевича и Полины Александровны - демострируют глубокое уважение к этой памяти и тех, кто сберегает эту красоту, и тех, кто не может пройти мимо.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru