Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
2023-08-29 13:44:23, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
150 лет тому назад, в 1873 году австрийская полярная экспедиция под руководством Карла Вайпрехта, открыла в Арктике неизвестный архипелаг, который был назван в честь австрийского императора Землёй Франца-Иосифа. Ныне — это самые северные острова России.
14 марта 1895 года Фритьоф Нансен и его друг Иогансен покинули «Фрам», который находился тогда на 84° с.ш. и направились к полюсу.
Путь оказался значительно труднее, чем предполагал Нансен. Они шли в замёрзшей одежде, которую негде было высушить. Когда залезали в спальне мешки, одежда оттаивала, но утром вновь замерзала...

Видя бесполезность усилий, достигнув 86°41' с.ш., Нансен решил повернуть на юг и пошёл к Земле Франца-Иосифа.
После трёх с половиной месяцев тяжёлого пути по ледяной пустыне, наконец, показалась открытая вода. Спустив каяк, под парусом добрались до Земли Франца-Иосифа. Из камней, земли и шкур моржей соорудили хижину-нору и зазимовали...
В июле 1896 года Нансен и Иогансен вышли к южной оконечности Земли Франца-Иосифа...
Нансен внезапно услышал лай собаки, пошёл в ту сторону, откуда он доносился и вскоре услышал человеческий голос.

Этот момент Нансен описывал так: «Мы постепенно приближались друг к другу. Я замахал шляпой, человек сделал то же. Потом мы протянули друг другу руки. С одной стороны — цивилизованный европеец в клетчатом английском костюме, высоких резиновых сапогах, тщательно выбритый и причёсанный... С другой стороны — дикарь, одетый в грязные лохмотья, с длинными всклокоченными волосами и бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественно белого цвета нельзя было различить под толстым слоем ворвани и сажи».
Незнакомец первым начал разговор:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте, — ответил Нансен.
— Я чрезвычайно рад вас видеть.
— Благодарю. Я тоже.
— Вы здесь с кораблём?
— Нет, его здесь нет.
— Сколько вас всего здесь?
— Со мной один товарищ. Он ждет меня у кромки льда.
Вдруг незнакомец пристально посмотрел Нансену в лицо и быстро произнёс:
— Не Нансен ли вы?
— Да, я Нансен.
— Клянусь, я страшно рад вас видеть!
Это был руководитель английской экспедиции по исследованию Земли Франца-Иосифа Джексон...

В 1896 году англичане занялись изучением островов архипелага и дали этим островам свои названия: самый большой — Земля Георга, другой в честь жены будущего короля Великобритании Эдуарда VII. Земля Александры (сестры императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III), острова Солсбери, Нортбрук, Артура... пролив Британский канал (Северный родственник Ла-Манш — Па-де-Кале), один из островов был назван по имени руководителя экспедиции Джексона.
Самый северный остров архипелага — остров Рудольфа находится на 82°с.ш. и ныне является самой северной землёй России.
Остров Рудольфа — самая северная земля России
...13 сентября 1913 года «Св. Фока» достиг Земли Франца-Иосифа. Георгий Седов для зимовки выбрал на острове Гукера спокойную бухту, назвав её Тихой.
Предстояла вторая зимовка без топлива. Котлы потухли. Помпы, откачивавшие воду из трюма, не могли работать без пара. Судно пришлось поставить на мель, чтобы оно не затонуло.

Наступили морозы. Печки топили обломками ящиков, на которые бросали куски моржового сала. Иллюминаторы не открывали, чтобы сберечь тепло. От сырости капало с потолков...
От скудного питания у многих началась цинга: распухли дёсны, шатались зубы. К новому году на судне остались здоровыми только 7 человек.
Седов, несмотря на недомогание, с Нового года начал готовится к путешествию на собаках на Северный полюс...
15 февраля 1914 года Георгий Седов с двумя матросами - Пустошным и Линником отправились в поход к Северному полюсу. Предстояло пройти 2000 км с провиантом, рассчитанным на четыре месяца.

Прощаясь с товарищами, Седов сказал: «Я выступаю в путь не таким крепким. Пришло время, и мы начнём первую попытку русских достичь Северного полюса... Если я слаб — спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся...».
На седьмой день путешественники достигли остров Джексона. Плохая погода затрудняла путь. Здоровье Седова становилось все хуже. Матросы с трудом уговорили его сесть на нарты. Погода не улучшалась. У Пустошного и Линника стала часто идти кровь из носа. Линник к тому же отморозил пальцы на ногах...
5 марта во втором часу дня Седов стал задыхаться.
«Линник поддержи!», — были его последние слова.
Георгия Яковлевича Седова похоронили на мысе Аук о-ва Рудольфа. На могиле выложили высокую груду камней, положили флаг, предназначенный для установки на полюсе.
Вблизи мыса Седова, где зимовал «Св. Фока» и откуда Седов начал свой героический поход на полюс, в 1929 году была построена советская полярная обсерватория.
Летом 1936 года ледокольный пароход «В.А. Русанов» совершил два рейса на остров Рудольфа. Он перевёз членов будущей экспедиции на Северный полюс — начальника Ивана Дмитриевича Папанина, гидролога и биолога П.П. Ширшова, геофизика и астронома Е.К. Фёдорова и радиста Э.Т. Кренкеля.

Как писал Иван Папанин: «Преодолевая тяжёлые льды и штормы, мы с огромными трудностями доставили грузы на остров Рудольфа. Там мы нашли лишь кресты да могилы безымянных отважных северных мореплавателей. На склоне ледового купола острова — огромного ледника — был создан аэродром. Мы построили дома, радиостанцию, полярную метеостанцию... Утром 21 мая 1937 года с острова Рудольфа стартовал флагманский самолёт М.В. Водопьянова. На борту воздушного корабля, кроме экипажа, находились начальник воздушной экспедиции О.Ю. Шмидт, наша четвёрка и кинооператор М.А. Трояновский...
По оживлённым лицам лётчиков мы поняли, что приближаемся к полюсу. Идём в сплошном тумане. Облака как молоко. На высоте 600 м вышли из них. Под крылом самолёта сплошной, ровный, редко — торосистый лёд. Флаг-штурман экспедиции Спирин сбросил вниз бомбу, чтобы определить толщину льда, а после этого — дымовую ракету для определения направления ветра.
И мы пошли на посадку. Самолёт коснулся лыжами ровной поверхности ледяного поля. Ещё две-три минуты, и машина стала. Мы на Северном полюсе».
В течение ближайших дней на льдину совершили посадку три остальных самолёта — тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 прославленных лётчиков B.C. Молокова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука.

Окрестности Северного полюса оказались не такими пустынными, как представляли их некоторые исследователи, утверждавшие, что на полюсе нет жизни. С первых же дней нашей жизни на льдине нас постоянно навещали птицы — пуночки, чистики и чайки.
Радостное волнение доставили нам перелёты через полюс Чкалова и Громова, Мы регулярно передавали им по радио метеосводки. К великому огорчению, нам не удалось увидеть их: Чкалов пролетел над нами в облаках (мы только слышали шум мотора), а трасса полёта Громова прошла в стороне от нашей льдины».
Во время первого в мире перелёта через Северный полюс в Америку на самолёте АНТ-25, 18 июля 1937 года, второй пилот Георгий Филипович Байдуков писал: «Вот и архипелаг Земля Франца-Иосифа. На сотни километров вокруг под солнцем сияло царство льда и снега. Штурман Беляков нашёл в эфире сигналы с радиомаяка о-ва Рудольфа и дал поправку курса. Чкалов вёл самолёт на высоте 4300 м, выполняя указания штурмана...».
Международный полярный год
В 1882 году состоялся первый Международный геофизический год. Официально он назывался Международным полярным годом, так как геофизические наблюдения проводились в основным в малоисследованных полярных областях Северного полушария.
Исследования вели разные страны — шведы работали на Шпицбергене, датчане — в Гренландии, американцы — на Земле Гриннелл. Русские учёные организовали экспедиции на Новую Землю и в район дельты Лены...

Труды экспедиции первого Международного полярного года были изданы в 28 томах. Они посвящались земному магнетизму, полярным сиянием и метеорологии...
Второй Международный полярный год удалось провести только через 50 лет — в 1932 году. Ввиду тяжёлого экономического кризиса, который в то время переживали капиталистические страны мира, участвовать в этой работе смогли лишь немногие государства.
Наибольшую долю исследований выполнили учёные СССР. Впервые Арктика была покрыта сетью метеостанций.
Впервые за одну навигацию был пройден путь из Белого моря в Берингово море. Этот подвиг совершил коллектив ледокольного судна «Сибиряков» под руководством капитана В.И. Воронина, знаменитых учёных О.Ю. Шмидта и В.Ю. Визе.
Впервые на небольшом деревянном судне «Н. Клиповин» удалось обогнуть с севера архипелаг Земля Франца-Иосифа...
Первая почта Арктики
23 июля 1932 года Почта СССР выпустила две марки Авиа-экспресс, посвящённых Второму Международному полярному году. Красную, номиналом 50 копеек и зелёную, номиналом 1 рубль.

У меня есть эти марки, с интересным гашением — Земля Фра, датой 26 и самолётом на зелёной марке. И гашением Франца-Иосифа и датой VIII 32, на красной марке.

Это говорит о том, что на Земле Франца-Иосифа уже в 1932 году было отделение самой северной в то время в мире почты (82 градуса северной широты), в котором и погасили эти марки, отправляя письмо на Большую землю.
И возможно, мои марки были первыми марками с самым северным в мире гашением?!
Иллюстрации автора
Михаил Севастьянов, г. Краснодар
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках