ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как открыть Кружок юных филателистов

Огюст Бурди и его марки

«Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии


Главная  /  Северный полюс. Они были первыми

Поиск по статьям:

Северный полюс. Они были первыми

2023-07-03 07:25:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Моему увлечению почтовыми марками уже не один десяток лет. Но считаю, что истинным филателистом сформировался после того, когда стал интересоваться биографией людей или историей сюжета, изображенных на почтовой марке или конверте. Мало того, что узнаешь много интересного, но еще и увеличивается коллекция по той или иной теме.

Так, готовя статью про фауну Антарктиды узнал, что самый многочисленный вид пингвинов назван в честь человека, который никогда не был в Южном полушарии.

Жюль Дюмон-Дюрвиль 

Название вида восходит к имени жены французского мореплавателя и исследователя Жюля Дюмон-Дюрвиля, экспедиция которого в 1840 году открыла Землю, где было обнаружено большое скопление этих птиц.

Пингвины Адель

Адель Дюмон-Дюрвиль была простой домохозяйкой, но благодаря огромной любви своего мужа, навсегда осталась в истории, чье имя носит сектор Антарктики, на который претендует Франция, а также самый распространенный вид семейства пингвиновых. Наверное, это единственная домохозяйка, не царских кровей, чей облик запечатлен на почтовой марке.

Адель Дюмон-Дюрвиль 

Сейчас эта марка в моей коллекции, в альбоме «Фауна Антарктиды», хотя до этого совсем не обращал на нее внимание.

Или марка СССР 1959 года, посвященная 100-летию со дня рождения изобретателя беспроводного телеграфа А.С. Попова.

«Ермак» спешит на помощь

Помимо портрета ученого, на марке изображено историческое событие, 6 февраля 1900 года недалеко от острова Лавансари (ныне Мощный), в Финском заливе, оторвало и унесло в море льдину с рыбаками. Спасти людей можно было только на ледоколе. Русский ученый А.С. Попов передал первый в истории сигнал в море по беспроволочному телеграфу (радио). Сообщение предназначалось капитану первого российского ледокола «Ермак», которому предписывалось спасти рыбаков, оказавшихся на оторванной льдине. Ледокол, немедленно выйдя в море, после многочасовых поисков обнаружил и спас рыбаков. Этот приказ стал первой официальной радиограммой в мире. Теперь эта марка заняла законное место в альбоме «Ледоколы».

Сегодня мой рассказ про почтовые марки, которые посвящены первым покорителям Северного полюса. Северная вершина Земли издавна привлекала внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше на север.

В 1893-1896 годах на специально построенном судне «Fram» норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен осуществил дрейф через Северный Ледовитый океан от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген, надеясь таким образом достичь Северного полюса.

Когда во время экспедиции выяснилось, что судно не доплывет до полюса, Ф. Нансен решил продолжить путь к этой географической точке на санях с собачьей упряжкой. В 1895 году он с участником экспедиции Фредериком Иогансеном покинул «Fram» и направился к Северному полюсу. Когда до полюса оставалось 420 километров, исследователи вынуждены были повернуть к Земле Франца-Иосифа, где остались на зимовку. Летом 1896 года они вернулись в Норвегию, куда вскоре прибыл и «Fram».

Фритьоф Нансен  и его «Fram»

Вспоминая Ф. Нансена нельзя обойти вниманием его деятельность в должности Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев. Не случайно его портрет не единожды печатался на почтовых марках Армении. В июне 1925 года, великий норвежец приехал в Ереван. Он во всеуслышание осудил геноцид армян и приложил немало усилий для спасения армянских беженцев. Решением Лиги от 12 июля 1924 года «Нансеновские паспорта» получили около 320 000 армян, спасшихся от геноцида 1915 года и рассеявшихся по многим странам. Этот документ разрешал людям лишенным гражданства пользоваться правом перемещаться в странах – участницах Женевской конференции, и в их отношении не действовали ограничения. В середине двадцатых годов прошлого века стран, признававших «нансеновские паспорта» было 43, а к 1942 году их число достигло 52.

Ф.Нансен — герой армянского народа

Но вернемся на север. Первые заявления о достижении Северного полюса были сделаны американскими исследователями Фредериком Куком в 1908 году и Робертом Пири в 1909 году. Если заявление Ф. Кука практически сразу подверглось сомнениям, и про это «открытие» больше не вспоминали, то про достижение Р. Пири споры идут до сих пор. Изображение Р. Пири на марках встречается часто, на некоторых он изображен вместе с Мэтью Хенсоном, который 23 года был его помощником и считается первым афроамериканским полярником.

Роберт Пири и его верный спутник Мэтью Хенсон 

Не будем погружаться в научные споры о первом покорителе Северного полюса, отметим лишь, что на почтовом блоке Болгарии 2005 г.в. отображены два первых покорителя двух полюсов Р. Пири и Р. Амундсен.

Первые покорители полюсов

Говоря про Рауля Амундсена, нельзя не отметить, что он не только стал первым человеком покорившим Южный полюс Земли, но и первым, кто покорил оба полюса планеты. Не случайно марки, посвященные этому отважному человеку выпускались во многих странах.

Рауль Амундсен — покоритель двух полюсов

В 1912-1914 годах была совершена первая русская экспедиция под руководством Георгия Яковлевича Седова. Полярники два года зимовали на судне «Святой мученик Фока».

2 февраля 1914 года Г. Седов вместе с матросами Григорием Линником и Александром Пустошным вышли на лед на собачьих упряжках в сторону Северного полюса, но прошли только чуть более 100 километров. 20 февраля Г. Седов скончался от цинги. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа и отправились в обратный путь. На могиле Седова остался его преданный пес Фрам.

Г.Я. Седов и «Святой мученик Фока» 

С развитием воздухоплавания и авиации открылись совершенно новые возможности в достижении Северного полюса. В 1926 году американский полярный исследователь Ричард Бэрд вместе с пилотом Флойдом Беннеттом совершил полет на самолете в район Северного полюса. Вылетев с базы на Шпицбергене, они через 15 часов вернулись обратно и сообщили, что достигли этой географической точки. В 1996 году при исследовании его полётного дневника были обнаружены следы подчисток – тем самым доказано, что Р. Бэрд сфальсифицировал часть данных о полёте в своем официальном отчёте в Американское географическое общество. Марок с покорением Р. Бэрдом Северного полюса я не встречал, однако есть не мало марок с изображением прославленного авиатора, при покорении Южного полюса.

Ричард Бэрд 

Первая экспедиция, с неопровержимыми данными пролетевшая над Северным полюсом была организована Руалем Амундсеном. Команда из 15 человек на дирижабле «Норвегия» совершила перелет со Шпицбергена до Аляски и 12 мая 1926 года пролетела над Северным полюсом. Во время полета над самой северной точкой планеты были сброшены три флага – норвежский, итальянский и американский. По пути следования дирижабль делал остановку в г. Троцк (ныне г. Гатчина), откуда он взлетел 5 мая 1926 года и пролетев на Ленинградом взял курс на север.

Амундсен и дирижабль «Норвегия» 

В 1928 году экспедиция во главе с итальянским инженером Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» тоже достигла Северного полюса, но на обратном пути около Шпицбергена потерпел катастрофу. Семь оставшихся в живых участников экспедиции были спасены советским ледоколом «Красин», а сам Нобиле – шведским летчиком.

Спасение дирижабля «Италия» ледоколом «Красин» 

30-е годы прошлого столетия стали временем активного изучения и освоения арктических территорий Советским Союзом. Использование их и Северного морского пути требовало надежного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. Для этого была организована первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1». Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года.

Участники экспедиции «Северный полюс-1»  

Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года вблизи Северного полюса, когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Через 274 дня дрейфа СП-1, проплыв более 2000 км., была вынесена на юг, в Гренландское море. Дрейф начинался на льдине размером 3 x 5 км, при завершении ее размер составлял 300 х 200 метров. Впервые марки посвященные СП-1 вышли через 4 месяца после окончания дрейфа в июне 1939 года.

Участники экспедиции «Северный полюс-1» 

В 1958 году был выпущен почтовый блок, а в мае 1962 года, к 25-летию первой дрейфующей станции этот блок был перевыпущен с надпечаткой.

Переиздание почтового блока 1958 г

Вглядываясь в эти блоки, можно заметить, что белый медведь наблюдающий за эвакуацией членов экспедиции «СП-1» ледоколом «Таймыр» явно имеет родственные связи с таким же любопытным медведем с марки 1931 г.в.

Любознательный мишка

5 мая 1937 года, во время полета по поиску места для организации полярной станции, экипаж самолета КР-6 (АНТ-7) под командованием Павла Головина, вылетев с базы экспедиции «Северный полюс-1» на острове Рудольфа, пролетел над полюсом и вернулся на базу. Это был первый полет советского самолета над Северным полюсом.

Авиация над полюсом

С началом Великой Отечественной войны все научные работы и экспедиции отошли на второй план. После ее окончания, как только атомная энергия была поставлена на нужды флота, вспомнили о давней идее достижения Северного полюса. 30 сентября 1954 года в состав ВМФ США была принята подводная лодка «Nautilus», которая стала первым в мире судном с ядерной энергетической установкой. Именно «Nautilus» стал первым кораблем, достигшем Северного полюса. Произошло это 3 августа 1958 года. На почтовой марке США 1959 г.в. можно увидеть двух американцев первыми побывавшими на полюсе, это Роберт Пири и «Nautilus».

Первые американцы на полюсе

Первым советским судном, покорившим северную вершину Земли стала подводная лодка «Ленинский комсомол», которая 17 июля 1962 года в подводном плавании прошла через точку с координатами 90 грд с.ш. и произвела всплытие недалеко от этого места.

Советский атомоход на полюсе

Справедливости ради, нужно отметить, что американские атомные подводные лодки к этому времени уже 5 раз достигали Северного полюса и производили всплытие в приполюсной акватории. Первым надводным кораблем покорившим Северный полюс стал советский атомный ледокол «Арктика», который достиг этой точки 17 августа 1977 года.

Первое надводное судно на Северном полюсе

Поход «Арктики» стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам. К концу ХХ века Северный полюс покоряли: на собачьих упряжках, на дирижабле, на самолете, на подводной лодке, на ледоколе…

А пешего путешествия не было. Первыми это осуществили участники полярной экспедиции газеты «Комсомольская правда», которые пройдя на лыжах 1 500 километров за 76 дней 31 мая 1979 года водрузили на самой северной точке планеты флаг СССР.

На лыжах до Северного полюса 

Говоря про первых, нельзя не вспомнить первый туристический рейс на Северный полюс, который состоялся в августе 1990 года на атомном ледоколе «Россия». Позже, учитывая большой спрос на такие путешествия, к «туристичским» рейсам стали привлекать и другие ледоколы.  

Туристы на Северном полюсе

Сегодня туристические рейсы стали регулярными. В основном для этого задействуют ледокол «50 лет Победы» и самый «улыбчивый» из ледоколов – «Ямал».

Самый «улыбчивый» ледокол

Арктика и Антарктика остаются самыми малоизученными местами на планете. Свои секреты эти места открывают неохотно, и вполне возможно, что в ближайшее время мы услышим про новые открытия, и какие-то из них окажутся первыми. Эти события найдут отражения на почтовых марках и у этой статьи появится продолжение…

По прежнему жду Ваши пожелания на своей почте amur203@yandex.ru.

Владислав Николаевич Агарков

 

 

Другие статьи автора

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

День Советской пожарной охраны

Салют, пионерия!!!

Итог работы — первая книга! 

Современные труженики Арктических морей  

Обучая – изучаем!  

 

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства




Комментарии к статье:
2023-07-04 12:37:43, Михаил
Спасибо! Очень интересная статья. Такие люди двигают Землю!
2023-07-17 11:38:34, Владимир Федорович Нелепин
Владислав, поздравляю с отличной статьёй! Очень хорошая подборка марок и соответствующих исторических событий! Желаю дальнейших творческих успехов. P.S. А загадку северокорейской антарктической станции мне удалось разгадать с помощью отклика на мою статью специалиста.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru