ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как открыть Кружок юных филателистов

Огюст Бурди и его марки

«Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии


Главная  /  Юморист Джек Фоллоуз и почта

Поиск по статьям:

Юморист Джек Фоллоуз и почта

2023-06-23 10:04:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Джек Фоллоуз – английский самодеятельный художник-юморист, прославившийся дружескими отношениями с почтовой службой. Работая в жанре юмористического рисунка и карикатуры, Фоллоуз отмечал многие события, связанные с авиапочтой, например, полеты самолетов и вертолетов с почтовыми мешками на борту. Как он их отмечал?

Во-первых, присутствовал при встрече этих самолетов и вертолетов (или при отправке), а во-вторых, выпускал к датам этих полетов свои “собственные” авторские конверты и открытки…

В зрелые годы Фоллоуз всерьез увлекся идеей частных почтовых выпусков, его привлекал жанр самодельной малотиражной авторской открытки. Для него площадь такой открытки была территорией абсолютной свободы и ему очень хотелось выпустить что-либо самому. Постепенно его заинтересовал такой объект коллекционирования как flown cover (букв. “конверт, побывавший в полете”) и он стал разрабатывать юмористические открытки и конверты, в оформлении которых обыгрывалась их будущая “воздушная Одиссея”. Если открытка прибывала на ракете в слегка деформированном состоянии или с обгорелыми краями, то это ценилось очень высоко, так как обугленный край считался наглядным свидетельством того, что письмо было в полете.

Фоллоуз не уставал рекламировать эти полеты. Он то рисовал изящных барышень начала ХХ века в длинных платьях, которые наблюдают за летательными аппаратами сидя на холме, то придумывал образы толстяков, влюбленных в авиацию и с некоторой завистью смотрящих на парящие в воздухе бипланы. Не прошел он и мимо стиля ретро с его культом авиационной техники начала ХХ века (отсюда шрифт, стилизованный под старину). По стилю эти работы напоминали произведения знаменитого чешского художника-сказочника Йозефа Лады и в будущем коллекционерам и историкам почты, которым нравится Фоллоуз и его юмор, еще предстоит проанализировать это удивительное сходство.

То, что Фоллоуз не был профессиональным художником, нашло отражение в особом наивно-примитивном стиле его работ, иногда называемом в Англии ясный стиль (или, буквально, “ясно прорезанный стиль”): clearcut style. Не все его шутки отличались тонким юмором. Порой он даже был грубоват в своем ироничном отношении к жизни, даже в некрологе на художника (!) было сказано: “Он не был джентльменом”. И он мог действительно не соответствовать традиционному облику английского солидного джентльмена, но теперь это не так важно.

Художник давно ушел из жизни, но осталось его оригинальное творчество. Ведь его произведения полюбились коллекционерам, о них существует большая литература, пусть чаще всего в жанре небольшой заметки или очерка, но по настоящему многочисленная и созданная неравнодушными к истории почты людьми.

В пожилом возрасте Фоллоуз связал свою судьбу с английским коллекционерским клубом РЭФЛЕТ СТЭМП КЛАБ. Этот клуб не имел своего офиса и все отношения между членами были “сетевыми”. Заработанные от продажи малотиражных открыток деньги часто шли на благотворительные цели.

На страницах журнала, издаваемого этим клубом, (он назывался РЭФЛЕТ МЭГЭЗИН) печатались объявления о новых авторских изданиях мистера Фоллоуза, которые нередко выставлялись на благотворительные аукционы. Многие работы Фоллоуза в разных жанрах, от ярлыка до иллюстрированной книги, объявлялись коллекционерским объектом сезона (это значит, что журнал РЭФЛЕТ предлагал приобрести их как благотворительные товары).

Коллекционеры активно откликались на такие объявления, ибо они стремились приобрести открытки работы Фоллоуза и погасить их в тех городах, где происходили изображенные художником события. К середине 1980-х годов Фоллоуз уже перепробовал все возможности, которые давали художнику занятия графическими искусствами. Он был автором микроплакатов, открыток, веселых карикатур. Недоставало только экспериментов в области оформления книги. И такой случай представился. Редакция журнала РЭФЛЕТ решила опубликовать сборник рассказов одного из членов клуба – Рэга Клементса. Фоллоузу было поручено проиллюстрировать этот сборник штриховыми рисунками и сделать цветную обложку. Для российского читателя этот сборник является небезынтересным.

В одном из рассказов мистер Клементс повествует о том, что как-то раз он возвращался с филателистической выставки ФИЛАТЕК (1964) и в поезде решил проверить, как на франко-германской границе относятся к русским. Он прикинулся русским и назвал себя мистером Клементским из России. Полицейские начали тщательнейшим образом проверять паспорт “русского путешественника”, и он последним покинул вагон. Джек Фоллоуз воспроизвел эту сцену, обогатив тем самым английскую Россику. Но вернемся к конвертам и открыткам.

С упомянутым выше журналом РЭФЛЕТ переписывался петербургский коллекционер Владимир Потапенко. Он создал уникальную коллекцию марок и конвертов, посвященных собакам. Редакция журнала прислала ему конверт работы Джека Фоллоуза, посвященный… собаке Баскервилей. Этот красивый конверт занял достойное место в собрании петербургского собирателя. Только вот Фоллоуз был добряком и поэтому собака получилась не очень страшной. В 2008 году в Петербурге, в Галерее В.П.Третьякова была устроена выставка силуэтных открыток. Среди них был сюжет Д.Фоллоуза о Второй мировой войне с изображением развалин английского города после бомбардировки.

 

Художник изготавливал не только открытки, но также еще и самодельные почтовые ярлыки и многоцветные авторские марки, которые продаются сегодня на аукционах как в листах, так и наклеенные на конверты и прошедшие почту рядом со стандартными марками...

И по сей день самые разные произведения Фоллоуза (как оригинальные, так и напечатанные в типографиях) всплывают на аукционах и экспонируются на выставках. Они представляют большой интерес и пользуются спросом. Юмор Джека Фоллоуза востребован коллекционерами и историками почты и продолжает жить.

Но были и живописцы, которые продолжали нести по жизни лучшие традиции наивного искусства. Например, многие художники детской книги предположили, что наивное искусство подходит для оформления книг для малышей и создали немало оригинальных иллюстраций. Так осуществилась мечта многих примитивистов увидеть мир глазами ребёнка. Надеюсь, что лучшие из этих иллюстраций мы увидим на знаках почтовой оплаты.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru