Взявшись за литературу, нельзя этим шутить
2023-06-16 07:54:46, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Филателист из Уфы Алексей Иванович Сухарев продолжает рассказывать о великом русском писателе Л.Н. Толстом: об отношении его к своему творчеству и об отношениях Льва Николаевича с другими личностями.
НАЧАЛО
* * *
К своему творчеству Лев Николаевич Толстой начал относиться очень серьёзно ещё в юности. Ему 24 года, но уже в письме к Н.А. Некрасову, редактору журнала «Современник», чувствуется высокая требовательность юноши к себе.

Из коллекции А.И. Сухарева
«Две почтовые карточки с оригинальной маркой (ПКОМ) «150 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828-1910)» с разными спецштемпелями (СШ). Каталог почтовых карточек с оригинальными марками СССР. 1923-1991. 1937-1991. С.-П., Стандарт-Коллекция, 2006, № 64. (Далее: Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 64). Также – румынская марка о Л.Н. Толстом.
Он выслал для публикации первую часть романа «Четыре эпохи развития» - известную нам повесть «Детство». В письме он, в частности, отмечал, что «… появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой». Обнародование написанного будет своего рода стимулом для начинающего писателя продолжать работу дальше. В конце послания редактору Толстой пишет, что «я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставить сжечь все начатое».

Из коллекции А.И. Сухарева
«ПКОМ «175 лет со дня рождения Н.А. Некрасова». Каталог почтовых карточек и конвертов с оригинальными марками РФ. 1992-2015. С.-П., Стандарт-Коллекция (на англ. яз.), 2015, №64. (Далее: Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, № 64).
Убеждение о необходимости требовательно относиться к тому, что пишешь, с годами крепнет. Толстому уже 28 лет. Он пишет литературному критику А.В. Дружинину, что написал 1-ю половину «Юности». «Я никому ее не читал и писал пристально, так что решительно не могу о ней судить – все у меня в голове перепуталось. Кажется мне, однако, без скромности, что она очень плоха – особенно по небрежности языка, растянутости и т. д. Кажется мне это потому, что когда я пишу один, никому не читая, то мне одинаково думается, что то, что я пишу, превосходно и очень плохо, теперь же гораздо больше думается последнее. Но я совершенно с вами согласен, что, раз взявшись за литературу, нельзя этим шутить, а отдаешь ей всю жизнь, и поэтому я, надеясь впредь написать еще хорошее, не хочу печатать плохое».

Лев Толстой. Серия «Известные деятели». Болгария, 1978 г.
Молодого Толстого приятно задело, что его творчеством интересуются в верхах. В начале декабря 1856 г. он сообщает младшему брату Сергею: «На днях узнал, что государь (Александр II – А.С.) читал вслух своей жене мое «Детство» и плакал. Кроме того, что это мне лестно, я рад, что это исправляет ту клевету, которую на меня выпустили доброжелатели и довели до величеств и высочеств, что я, сочинив Севастопольскую песню, ходил по полкам и учил солдат ее петь».

Из коллекции А.И. Сухарева
«Серия марок и блок «История Российского государства. Александр II». Каталог «Почтовые марки. Российская Федерация. 1992-2019». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2020, №№ 1011-1015.
Автору скоро будет 30 лет, а он всё ещё сомневается в нужности того, что пишет. Чем и делится с известным очеркистом и переводчиком В.П. Боткиным: «…Я не писатель. Мне только одного хочется, когда я пишу, чтоб другой человек и близкий мне по сердцу человек порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу. Я не знаю потребности сказать что-нибудь всему миру, но знаю боль одинокого наслаждения или страданья».
Наконец, Толстой (а ему уже – 35!) признаётся себе в том, что он действительно писатель. В этом он сообщает в октябре 1863 г. своей двоюродной тетке А.А. Толстой: «Я теперь писатель в с е м и силами своей души, и пишу, и обдумываю, как я еще никогда не писал и [не] обдумывал. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтоб все шло по-прежнему».

150 лет со дня смерти Л.Н. Толстого. Индия 1978 г.
Но нет-нет, да проявляются у Толстого нотки сомнения о нужности его писаний. В неотправленном письме (1865 г.) своему коллеге по писательскому цеху П.Д. Боборыкину Толстой признаётся, что «ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».
Толстому 36 лет. Он уже получил признание в общественных и литературных кругах. Стал ценить себя как серьёзного писателя. Поэтому начинает диктовать свои условия печатникам. В письме он обращается к редактору-издателю ж. «Русский вестник» и газ. «Московские ведомости» М.Н. Каткову: «… Мне хочется получить как больше денег за это писание (имеет в виду первую часть «Войны и мира» - А.С.), которое я особенно люблю и которое мне стоило большого труда. … Я хочу получить 300 р. за лист, в противном случае я буду печатать отдельными книжками».

Л. Н. Толстой (1828-1936). Иллюстрация к роману «Война и мир»
Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Вот и Лев Николаевич всю жизнь обучал и совершенствовал себя сам. В письме к Афанасию Фету в мае 1866 г. пишет, что он начал заниматься скульптурой. «Знаете, что я в нынешнее пребывание в Москве начал учиться скульптуре. Художником я не буду, но занятие это уже дало мне много приятного и поучительного». Кстати, Толстой пытался вылепить изваяние своей любимой жены Софьи Толстой (Берс). Что из этого у него получилось, не знаю. Может, со временем и это незнание станет для меня ясностью.

Из коллекции А.И. Сухарева
Конверт с оригинальной маркой (КОМ) «175 лет со дня рождения А.А. Фета». Каталог почтовых карточек и конвертов с оригинальными марками РФ. 1992-2015. С.-П., Стандарт-Коллекция (на англ. яз.), 2015, №35.
В 42 года Толстой стал изучать греческий язык. Об этом он упоминает в письме уникальному человеку С.С. Урусову, однополчанину, храброму офицеру по Крымской войне (обороне Севастополя), сильнейшему российскому шахматисту: «… Занят же страстно уже три недели – не угадаете, чем? Греческим языком. Дошел я до того, что читаю Ксенофонта почти без лексикона. Через месяц же надеюсь читать также Гомера и Платона».

Из коллекции А.И. Сухарева
ПКОМ «125 лет Государственной Третьяковской галерее» со СШ-лем. Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 97.
Известность, авторитет писателя растёт. Вот уже и Павел Третьяков просит Ивана Крамского написать портрет Толстого.

Из коллекции А.И. Сухарева
Марка о Крамском И.Н. из серии 1962 г. «Художники и скульпторы нашей Родины». Каталог «Почтовые марки. Российская Империя. РСФСР. СССР. 1857-1965». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2018, № 2629. (Далее: Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, № 2629).
Лист художественных марок «175 лет со дня рождения живописца И.Н. Крамского (1837-1887)». Каталог «Почтовые марки. Российская Федерация. 1992-2019». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2020, № 1592.
Но писателю сиё не особенно нравится. «… Все сговорились, чтобы меня отвлекать: знакомства, охота, заседание суда в октябре и я присяжным; и еще живописец Крамской, который пишет мой портрет по поручению Третьякова. Уж давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня, особенно тем, что говорит: «Все равно, ваш портрет будет, но скверный». Это бы еще меня не убедило, но убедила жена сделать не копию, а другой портрет для нее. И теперь он пишет, и отлично, по мнению жены и знакомых». (Из письма Н.Н. Страхову от 23 сентября 1873 г.).

Из коллекции А.И. Сухарева
Две ПКОМ «150 лет со дня рождения И.Н. Крамского (1837-1887)» с СШ-ми Москвы и Острогожска Воронежской обл.». Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 165.
В конце декабря 1873 года Толстого избирают член-корреспондентом Академии наук. Об этом он сообщает в очередном письме к Страхову: «Получил я с месяц тому назад диплом из Академии наук на избрание меня членом. Признаюсь, что это польстило мне, несмотря на то, что Пушкин не был членом, а Пыпин – член (Пыпин А.Н. – литературовед, академик Петербургской АН – А.С.). Надо, кажется, написать благодарность и послать сочинения, тем более, что я вижу по «Запискам Академии» и «Bulletins», которые мне присылают, что это делают. Будьте так добры, напишите мне черновое такое письмо, если это нужно…».

Из коллекции А.И. Сухарева
ПКОМ «175 лет со дня рождения А.С. Пушкина (1799-1837)». Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 16.
Тут необходимо добавить, что Пушкин был членом Российской Академии, вошедшей в 1841 г. в состав Академии наук как Отделение русского языка и словесности.

Из коллекции А.И. Сухарева
Марки о Российской академии наук: «200-летие академии наук» (1925), «220-летие Академии наук СССР» (1945), «250-летие Академии наук СССР» (1974). Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, №№ 102-103, 884-885. Каталог почтовых марок СССР. 1918-1980, т. 2 (1970-1980). ЦФА «Союзпечать», М., 1984, № 4315.
КОМ «275-летие Российской Академии наук». Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, №82.

Из коллекции А.И. Сухарева
Марка «250 лет Библиотеке Академии наук». Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, № 3054.
ПКОМ «300-летие Библиотеки Академии наук». Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, № 255.
Будучи уже в зрелом возрасте, Толстой постоянно осаживает себя, чтобы не заносило вверх в его «величии». Что подтверждается в ответе английскому переводчику и пропагандисту русской литературы У. Ролстону (1878 г.): «… Я очень сожалею, что не могу дать на ваше письмо положительного ответа. Дело в том, что я очень сомневаюсь, чтобы я был таким значительным писателем, события жизни которого могли бы представлять интерес не только для русской, но и для европейской публики. … Я не могу разделять временную иллюзию нескольких друзей, утверждающих с уверенностью, что мои произведения должны будут занять некоторое место в русской литературе. Я совершенно искренне не знаю, будет ли кто-нибудь читать мои произведения через сто лет, или же они будут забыты через сто дней, и поэтому не хочу оказаться в смешном положении, в случае весьма вероятной ошибки моих друзей».
Кстати, отвечал он англичанину на его родном языке.
Продолжение следует...
Алексей Сухарев, филателист с 60-летним стажем
Другие статьи автора:
Лирика родного города
Велика фигура, да … Часть 1
Велика фигура, да … Часть 2
Велика фигура, да … Часть 3
Велика фигура, да … Часть 4
Новые клубные карточки уфимских филателистов
С башкиром русский — спутники в дороге
Мал золотник …
Марка о Башкирии — в серии и вне её
Сошлись два мнения
Тянет на брега Невы
Через призму почтовой марки
Истоки почты родного края
Их имена — в названии улиц Уфы
Письма в жизни Рериха
Письма в жизни Рериха. Окончание
Писал солдат на Цыганскую Поляну
Природа Башкирии
… Забыв даже побриться, помчался на выставку
Умеют ли почтовики гасить марку?
Надо ли продавать коллекцию?
Новости регионов. Уфа
Ваши письма для меня огромное благо
Интервью с Сухаревым А.И.
Увлечение марками приносит душевное наслаждение