ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как открыть Кружок юных филателистов

Огюст Бурди и его марки

«Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии


Главная  /  Взявшись за литературу, нельзя этим шутить

Поиск по статьям:

Взявшись за литературу, нельзя этим шутить

2023-06-16 07:54:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист из Уфы Алексей Иванович Сухарев продолжает рассказывать о великом русском писателе Л.Н. Толстом: об отношении его к своему творчеству и об отношениях Льва Николаевича с другими личностями.

НАЧАЛО

*  *  *

К своему творчеству Лев Николаевич Толстой начал относиться очень серьёзно ещё в юности. Ему 24 года, но уже в письме к Н.А. Некрасову, редактору журнала «Современник», чувствуется высокая требовательность юноши к себе.

Из коллекции А.И. Сухарева 

«Две почтовые карточки с оригинальной маркой (ПКОМ) «150 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828-1910)» с разными спецштемпелями (СШ). Каталог почтовых карточек с оригинальными марками СССР. 1923-1991. 1937-1991. С.-П., Стандарт-Коллекция, 2006, № 64. (Далее: Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 64). Также – румынская марка о Л.Н. Толстом.  

Он выслал для публикации первую часть романа «Четыре эпохи развития» - известную нам повесть «Детство». В письме он, в частности, отмечал, что «… появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой». Обнародование написанного будет своего рода стимулом для начинающего писателя продолжать работу дальше. В конце послания редактору Толстой пишет, что «я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставить сжечь все начатое».

Из коллекции А.И. Сухарева 

«ПКОМ «175 лет со дня рождения Н.А. Некрасова». Каталог почтовых карточек и конвертов с оригинальными марками РФ. 1992-2015. С.-П., Стандарт-Коллекция (на англ. яз.), 2015, №64. (Далее: Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, № 64).  

Убеждение о необходимости требовательно относиться к тому, что пишешь, с годами крепнет. Толстому уже 28 лет. Он пишет литературному критику А.В. Дружинину, что написал 1-ю половину «Юности». «Я никому ее не читал и писал пристально, так что решительно не могу о ней судить – все у меня в голове перепуталось. Кажется мне, однако, без скромности, что она очень плоха – особенно по небрежности языка, растянутости и т. д. Кажется мне это потому, что когда я пишу один, никому не читая, то мне одинаково думается, что то, что я пишу, превосходно и очень плохо, теперь же гораздо больше думается последнее. Но я совершенно с вами согласен, что, раз взявшись за литературу, нельзя этим шутить, а отдаешь ей всю жизнь, и поэтому я, надеясь впредь написать еще хорошее, не хочу печатать плохое».

Лев Толстой. Серия «Известные деятели». Болгария, 1978 г. 

Молодого Толстого приятно задело, что его творчеством интересуются в верхах. В начале декабря 1856 г. он сообщает младшему брату Сергею: «На днях узнал, что государь (Александр II – А.С.) читал вслух своей жене мое «Детство» и плакал. Кроме того, что это мне лестно, я рад, что это исправляет ту клевету, которую на меня выпустили доброжелатели и довели до величеств и высочеств, что я, сочинив Севастопольскую песню, ходил по полкам и учил солдат ее петь».

Из коллекции А.И. Сухарева 

«Серия марок и блок «История Российского государства. Александр II». Каталог «Почтовые марки. Российская Федерация. 1992-2019». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2020, №№ 1011-1015.  

Автору скоро будет 30 лет, а он всё ещё сомневается в нужности того, что пишет. Чем и делится с известным очеркистом и переводчиком В.П. Боткиным: «…Я не писатель. Мне только одного хочется, когда я пишу, чтоб другой человек и близкий мне по сердцу человек порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу. Я не знаю потребности сказать что-нибудь всему миру, но знаю боль одинокого наслаждения или страданья».

Наконец, Толстой (а ему уже – 35!) признаётся себе в том, что он действительно писатель. В этом он сообщает в октябре 1863 г. своей двоюродной тетке А.А. Толстой: «Я теперь писатель в с е м и силами своей души, и пишу, и обдумываю, как я еще никогда не писал и [не] обдумывал. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтоб все шло по-прежнему».

 150 лет со дня смерти Л.Н. Толстого. Индия 1978 г.  

Но нет-нет, да проявляются у Толстого нотки сомнения о нужности его писаний. В неотправленном письме (1865 г.) своему коллеге по писательскому цеху П.Д. Боборыкину Толстой признаётся, что «ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Толстому 36 лет. Он уже получил признание в общественных и литературных кругах. Стал ценить себя как серьёзного писателя. Поэтому начинает диктовать свои условия печатникам. В письме он обращается к редактору-издателю ж. «Русский вестник» и газ. «Московские ведомости» М.Н. Каткову: «… Мне хочется получить как больше денег за это писание (имеет в виду первую часть «Войны и мира» - А.С.), которое я особенно люблю и которое мне стоило большого труда. … Я хочу получить 300 р. за лист, в противном случае я буду печатать отдельными книжками».

Л. Н. Толстой (1828-1936). Иллюстрация к роману «Война и мир»   

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Вот и Лев Николаевич всю жизнь обучал и совершенствовал себя сам. В письме к Афанасию Фету в мае 1866 г. пишет, что он начал заниматься скульптурой. «Знаете, что я в нынешнее пребывание в Москве начал учиться скульптуре. Художником я не буду, но занятие это уже дало мне много приятного и поучительного». Кстати, Толстой пытался вылепить изваяние своей любимой жены Софьи Толстой (Берс). Что из этого у него получилось, не знаю. Может, со временем и это незнание станет для меня ясностью.

Из коллекции А.И. Сухарева 

Конверт с оригинальной маркой (КОМ) «175 лет со дня рождения А.А. Фета». Каталог почтовых карточек и конвертов с оригинальными марками РФ. 1992-2015. С.-П., Стандарт-Коллекция (на англ. яз.), 2015, №35.

В 42 года Толстой стал изучать греческий язык. Об этом он упоминает в письме уникальному человеку С.С. Урусову, однополчанину, храброму офицеру по Крымской войне (обороне Севастополя), сильнейшему российскому шахматисту: «… Занят же страстно уже три недели – не угадаете, чем? Греческим языком. Дошел я до того, что читаю Ксенофонта почти без лексикона. Через месяц же надеюсь читать также Гомера и Платона».

Из коллекции А.И. Сухарева 

ПКОМ «125 лет Государственной Третьяковской галерее» со СШ-лем. Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 97.  

Известность, авторитет писателя растёт. Вот уже и Павел Третьяков просит Ивана Крамского написать портрет Толстого.

Из коллекции А.И. Сухарева 

Марка о Крамском И.Н. из серии 1962 г. «Художники и скульпторы нашей Родины». Каталог «Почтовые марки. Российская Империя. РСФСР. СССР. 1857-1965». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2018, № 2629. (Далее: Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, № 2629).

Лист художественных марок «175 лет со дня рождения живописца И.Н. Крамского (1837-1887)». Каталог «Почтовые марки. Российская Федерация. 1992-2019». С.-П., Стандарт-Коллекция, 2020, № 1592.

Но писателю сиё не особенно нравится. «… Все сговорились, чтобы меня отвлекать: знакомства, охота, заседание суда в октябре и я присяжным; и еще живописец Крамской, который пишет мой портрет по поручению Третьякова. Уж давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня, особенно тем, что говорит: «Все равно, ваш портрет будет, но скверный». Это бы еще меня не убедило, но убедила жена сделать не копию, а другой портрет для нее. И теперь он пишет, и отлично, по мнению жены и знакомых». (Из письма Н.Н. Страхову от 23 сентября 1873 г.).

Из коллекции А.И. Сухарева

Две ПКОМ «150 лет со дня рождения И.Н. Крамского (1837-1887)» с СШ-ми Москвы и Острогожска Воронежской обл.». Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 165.

В конце декабря 1873 года Толстого избирают член-корреспондентом Академии наук. Об этом он сообщает в очередном письме к Страхову: «Получил я с месяц тому назад диплом из Академии наук на избрание меня членом. Признаюсь, что это польстило мне, несмотря на то, что Пушкин не был членом, а Пыпин – член (Пыпин А.Н. – литературовед, академик Петербургской АН – А.С.). Надо, кажется, написать благодарность и послать сочинения, тем более, что я вижу по «Запискам Академии» и «Bulletins», которые мне присылают, что это делают. Будьте так добры, напишите мне черновое такое письмо, если это нужно…».

Из коллекции А.И. Сухарева

ПКОМ «175 лет со дня рождения А.С. Пушкина (1799-1837)». Каталог ПКОМ и КОМ СССР В.Б. Загорского, № 16.

Тут необходимо добавить, что Пушкин был членом Российской Академии, вошедшей в 1841 г. в состав Академии наук как Отделение русского языка и словесности.

Из коллекции А.И. Сухарева

Марки о Российской академии наук: «200-летие академии наук» (1925), «220-летие Академии наук СССР» (1945), «250-летие Академии наук СССР» (1974). Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, №№ 102-103, 884-885. Каталог почтовых марок СССР. 1918-1980, т. 2 (1970-1980). ЦФА «Союзпечать», М., 1984, № 4315.

КОМ «275-летие Российской Академии наук». Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, №82.  

Из коллекции А.И. Сухарева

Марка «250 лет Библиотеке Академии наук». Каталог отечественных почтовых марок В.Б. Загорского, № 3054.

ПКОМ «300-летие Библиотеки Академии наук». Каталог ПКОМ и КОМ В.Б. Загорского на англ. языке, № 255. 

Будучи уже в зрелом возрасте, Толстой постоянно осаживает себя, чтобы не заносило вверх в его «величии». Что подтверждается в ответе английскому переводчику и пропагандисту русской литературы У. Ролстону (1878 г.): «… Я очень сожалею, что не могу дать на ваше письмо положительного ответа. Дело в том, что я очень сомневаюсь, чтобы я был таким значительным писателем, события жизни которого могли бы представлять интерес не только для русской, но и для европейской публики. … Я не могу разделять временную иллюзию нескольких друзей, утверждающих с уверенностью, что мои произведения должны будут занять некоторое место в русской литературе. Я совершенно искренне не знаю, будет ли кто-нибудь читать мои произведения через сто лет, или же они будут забыты через сто дней, и поэтому не хочу оказаться в смешном положении, в случае весьма вероятной ошибки моих друзей».

Кстати, отвечал он англичанину на его родном языке.

Продолжение следует...

Алексей Сухарев, филателист с 60-летним стажем

 

 

Другие статьи автора:

Лирика родного города

Велика фигура, да … Часть 1

Велика фигура, да … Часть 2

Велика фигура, да … Часть 3

Велика фигура, да … Часть 4

Новые клубные карточки уфимских филателистов

С башкиром русский — спутники в дороге

Мал золотник

Марка о Башкирии — в серии и вне её

Сошлись два мнения

Тянет на брега Невы

Через призму почтовой марки

Истоки почты родного края

Их имена — в названии улиц Уфы

Письма в жизни Рериха

Письма в жизни Рериха. Окончание

Писал солдат на Цыганскую Поляну

Природа Башкирии

… Забыв даже побриться, помчался на выставку

Умеют ли почтовики гасить марку?

Надо ли продавать коллекцию?

Новости регионов. Уфа

Ваши письма для меня огромное благо  

 

Интервью с Сухаревым А.И.

Увлечение марками приносит душевное наслаждение



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru