ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Мир Сурикова

Поиск по статьям:

Мир Сурикова

2023-04-13 06:52:43, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Юбилей великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) стал важной памятной датой в истории русской культуры. Обычно его называют вторым после Репина, хотя строгой иерархии русских живописцев не существует.

Уроженец Красноярска, Суриков приехал в город на Неве учиться живописи и стал одним из самых известных исторических живописцев. Сегодня его полотна на историческую тему знает вся страна.

Учителем Сурикова был выдающийся живописец и педагог П.П. Чистяков (1832 – 1919). Им воспитана целая плеяда замечательных русских художников, поэтому в рамках нашего очерка приятно отметить, что портрет Чистякова работы В.А. Серова мы находим на одной из марок России (2007 г.). Павел Петрович был выдающимся педагогом, и ему обязаны своими творческими взлётами многие талантливые живописцы России.

О творчестве художника довольно много написано. Нельзя не вспомнить и замечательный художественный фильм «Василий Суриков», вышедший на экраны в 1959 году. Режиссером картины был А. Рыбаков, а одним из сценаристов – знаменитый Эмиль Брагинский.

Сурикова играл Евгений Лазарев, а роль И. Репина исполнил Г. Вицин, которому посвящена карточка с оригинальной маркой (хотя на ней он не в роли Репина, а в роли чиновника Бальзаминова). Ещё два актера, занятых в фильме о великом художнике – Николай Сергеев и Георгий Милляр, нашли отражение на знаках почтовой оплаты (оба артиста играли второстепенные роли).

Суриков – признанный мастер исторической картины. Достаточно вспомнить три полотна – «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и «Утро стрелецкой казни», и мы ощутим, какой гигантский труд проделывает художник, воссоздавая на холсте страницы истории. Мало любить родную историю и знать все подробности событий, которые лежат в основе картины. Необходимо создать эстетический объект, в котором были бы быть подлинные художественные открытия. И Сурикову это удавалось.

Важно помнить и о том, что Василий Иванович был выдающимся колористом. Он постоянно искал новые цветовые сочетания, которые складывались в гармоничные системы. Он по праву считается мастером цвета.

В. Сурикову посвящено немало почтовых эмиссий СССР и России. По ним можно составить определённую картину творчества художника.

Марки с репродукциями знаменитого живописца выходили в СССР начиная с 1940 года. В разные годы на марках получили отображение такие картины художника как «Боярыня Морозова, «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» и другие. Картины воспроизводились как монохромно, так и в цвете. Несколько работ Сурикова нашли отражение на зарубежных марках.

В художественных школах и училищах часто звучала история о том, как возник замысел картины «Боярыня Морозова». Однажды художник увидел черную ворону на белом снегу и резкий тоновый контраст подвиг его создать полотно, имеющее в основе это контрастное сочетание. Форма и содержание неразделимы, и всё же получается, что иногда побудителем к творческому акту может быть формальный момент – нюанс, контраст или необычное колористическое сочетание. Но что первично – форма или содержание? Искусствоведы много размышляли над этим случаем, ведь он лишний раз подчеркивает, что генезис художественного произведения – это тайна.

Суриков уделял большое внимание не только цвету, но и вообще художественной форме своих картин. Композиция исторических полотен всегда тщательно выверена, она очень совершенна и не перегружена лишними деталями.

Особо хочется сказать о тех картинах художника, которые связаны с национальной этнографией, народными традициями и этническим колоритом. Достаточно сказать, что в искусствоведении существует понятие «Суриковский тип». О ком же идёт речь? О румяной красавице-сибирячке, которая символизирует русский тип красоты. Хочется верить, что этот типаж когда-нибудь появится на марках.

К памятной дате в России вышел почтовый блок номиналом 175 рублей. На марке блока, композиция которого создана художником-дизайнером О. Савиной, воспроизведена картина «Утро стрелецкой казни». Это довольно сложное по композиционной структуре полотно с большим количеством фигур. На полях блока воспроизведен портрет В.И. Сурикова работы И.Н. Крамского (1887 г.) и фрагмент интерьера Дома-музея Сурикова в Красноярске.

Блок заинтересует не только филателистов, собирающих «Живопись», но и коллекционеров, разрабатывающих тему «История России». Ведь на картине есть образ Петра Великого, а недавно прошедший юбилей российского императора вызвал большой интерес маркоиздателей и, конечно же, филателистов. В альбомах некоторых филателистов уже появились целые коллекции новых выпусков, посвященных Петру, и разброс стран, которые выпустили марки и блоки, не может не впечатлять. Но нам в рамках настоящей статьи интересна именно картина «Утро стрелецкой казни».

Эта композиция считается одним из шедевров русской исторической живописи. Недаром композицию этого полотна принял во внимание великий чешский художник Альфонс Муха (1865 – 1939), когда работал над многофигурной композицией «Отмена крепостного права в России». Можно порекомендовать филателистам, которые захотят создать коллекцию на суриковскую тему, обязательно найти открытку с этим полотном, прошедшую почту (желательно из Праги в Москву).

Выпуск блока (традиционно в двух вариантах) сопровождался выходом в свет двух вариантов художественной обложки. В обоих случаях мы видим разные портреты Сурикова, и это настоящий подарок всем любителям русской живописи.

Большой интерес представляет и виньетка, которая реализуется в составе художественной обложки. Она состоит из трёх частей. В центре мы видим портрет художника, а боковые сюжеты представляют собой репродукции картин «Крымский пейзаж» и «Енисей у Красноярска».

А ведь мы пока что не очень хорошо знаем Сурикова-пейзажиста! И хотя виньетка в строгом смысле не является знаком почтовой оплаты, мы все равно зафиксируем встречу с двумя пейзажными работами великого художника. Он никогда не порывал связи с малой родиной и тосковал по родному Красноярску.

Суриков является самым известным историческим живописцем России. И при рассмотрении марок с его замечательными полотнами автору этих строк вспомнились марки на историческую тему разных стран, имеющие в основе полотна знаменитого исторического живописца Джона Трамбулла (1756 – 1846), отношение к которому в США и многих англоязычных странах как к лидеру исторического жанра напоминает отношение российских любителей искусства к Сурикову. Трамбулл столь же трепетно, что и Суриков, относился к родной истории. Он так же тщательно, как и Суриков, выписывал детали костюмов и интерьеров, военную форму и парики. И белый снег на картинах Трамбулла напоминает снег Альп, который мы видим у Сурикова.

В своих многофигурных картинах Трамбулл делал ставку на историческую точность и роль деталей. Его интересовали война за независимость, образование США… Как сделать полотна более интересными и экспрессивными? Конечно же, методом создания атмосферы исторического времени. И художнику это удавалось.

Но марок с картинами Трамбулла уже десятки, а марки с полотнами Сурикова лишь в будущем составят обширную панораму разных событий прошлого. Однако начало положено, и вышедший в этом году блок – важная веха в отражении многогранного творчества художника средствами марочной графики. Хочется высказать пожелание, чтобы охват произведений Сурикова почтовыми администрациями стран мира по количеству стал бы равен трамбулловской почтово-филателистической эпопее.

А для того, чтобы мы могли сравнить картины Сурикова с произведениями других исторических живописцев, было бы замечательно выпустить серию марок, которая так и называлась бы: «Историческая живопись» и включала бы работы нескольких живописцев.

У филателиста, который захочет создать суриковскую коллекцию, сегодня есть богатые возможности. Портреты современников художника, здание Академии художеств, портреты исторических личностей, которых изображал Суриков – все это послужит великолепным вспомогательным материалом для тематической коллекции на тему «Художник Василий Суриков».

Необходимо помнить и о том, что имя, вынесенное в заглавие настоящего очерка, часто называют рядом с именем И.Е. Репина, и поэтому в «суриковской» коллекции должна быть хотя бы одна репинская марка, а ещё лучше – целая страница (или выставочный лист). Принято считать, что познание русской живописи школьниками начинается именно с этих двух имён: И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Многое зависит от знаний филателистов и глубины разработки темы, от чувства меры и вкуса коллекционера. Но подчеркнём ещё раз: на сегодняшний день тема довольно хорошо обеспечена филателистическим материалом, и тот, кто всерьёз возьмется за суриковскую тему, обречён на успех.

В год 175-летия художника на его родине в Красноярске и в других городах России прошли памятные мероприятия в его честь. Творчество Сурикова стало хрестоматийным, по его замечательным полотнам молодое поколение приобщается к историческому прошлому. И как хорошо, что марки и конверты помогают нам в этом.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru