ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Почта, филателия и филокартия

Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ

Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года

Бонжур, месье Mушон!


Главная  /  Место филателии среди «широких» культурных индустрий

Поиск по статьям:

Место филателии среди «широких» культурных индустрий

2023-02-16 13:30:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В минувшем году авторы данной статьи повествовали о филателии на международной научно-практической конференции «Культурные индустрии открытого города»*. Это авторитетное научное событие состоялось в Екатеринбургской академии современного искусства.

К слову, участие нашей многонациональной команды в данном научном мероприятии, затронувшем тему дальнейшей судьбы филателии, сделало эту конференцию наиболее представительной по позиции национального состава за всю многолетнюю историю её проведения.

Почему же ученые России, Ирака, Италии, Ливии, Пакистана и многих других стран дружно увидели в филателии культурную индустрию, помогающую процветанию современного открытого города? Активно содействуя сохранению культурного наследия в целом, филателия органично вписывается в совокупность так называемых «широких» культурных индустрий.

Наряду с производством филателистических принадлежностей и собственно предметов коллекционирования именно в данную категорию входит одновременно издательское и печатное дело в целом, звукозапись, телевидение и радио, видео и компьютерные игры, а также новые медиа.

Есть страны мира, для которых филателия является одним из основных источников государственных доходов наряду с нумизматикой. И если пример бедной африканской страны Бурунди может показаться недостаточно убедительным, то в отношении респектабельного княжества Лихтенштейн, он, напротив, достаточно показателен.

И дело здесь далеко не только в относительно низкой себестоимости производства почтовых марок и цельных вещей в сравнении с номиналами, но и в косвенной прибыли, которую государство также может извлечь из массового увлечения народа филателией.

Увлечение филателией, не говоря уже о занятии ей на профессиональном уровне, содействует повышению общего уровня образования в стране, что также напрямую отражается на уровне общего благосостояния.

При этом государству нет необходимости проводить бесплатные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по темам собирательства, поскольку в подавляющем большинстве коллекционеры простыми наскопителями не являются, а постоянно стремятся узнавать что-то новое о сюжетах приобретенных ими предметов коллекционирования.

Из разрозненных фактов постепенно складывается развернутое представление о теме коллекционерской деятельности, достигающее своего апогея в процессе подготовки к международным филателистическим выставкам.

Однако для того чтобы российская филателия, как это было и ранее, все так же помогала культивировать массовое самообразование, из рисунков марок, открыток и конвертов должна быть полностью исключена широко распространенная в настоящее время досадная небрежность, неточность, поверхостность оформления отдельных миниатюр.

Тем более, что живописные поля предметов филателистической индустрии должны раз и навсегда покинуть неприемлемые ошибки, которые способны ввести в заблуждение начинающих коллекционеров.

К тому же, это может заставить опытных собирателей подвергать сомнению буквально каждый новый сюжет марки или цельной вещи, а также их изначальную традиционно существовавшую дидактическую функцию.

Опытные коллекционеры советской поры предостерегали от оплошностей даже самодеятельных коллекционеров, а теперь даже у художников такие ошибки почему-то пропускаются комиссиями по изданию марок.

Например, доморощенным изготовителям картмаксимумов из марок и обычных открыток маститые филателисты напоминали, насколько важно правильно выбрать угол открытки для размещения почтовой миниатюры.

В пример, помнится, приводилась картина Мурильо «Мальчик с собакой», на которой животное действительно занимает только небольшой уголок, который по недомыслию легко заклеить маркой и обессмыслить полотно.

Однако на почтовом блоке к юбилею Остроумовой-Лебедевой часть туловища и голова собаки, обозначенной в названии произведения живописи, тем не менее, оказалась под картиной, посвященной Академии художеств. И этого, в отличие от домашнего картмаксимума, исправить уже никак нельзя.

Удивляет также использование преимущественно фрагментов картин вместо целых полотен. А когда же они увидят свет на почтовых миниатюрах целиком? При жизни нашего поколения – уже вряд ли. Да и размещение одних картин на фоне других «помогает» только тому, что в глазах начинает «рябить». И ни одно из полотен в результате не «читается» так, как этого ожидал его автор.

Размещение на виньетках «дополнительных» работ художника или скульптора, юбилею которого посвящен сюжет почтового блока, мы также считаем совершенно неуместным, поскольку пока ещё никто не сказал, что виньетки будут допущены на филателистические выставки.

Вместо этого предлагаю в дополнение к блокам, сюжеты которых при этом можно будет немного разгрузить, «успокоив» фон для произведения художника, выпускать кляйнбогены из восьми разных марок и восьми соответствующих купонов. Это позволит, как уже утвердилось в советской традиции, повествовать на купоне о неотъемлемой роли каждого полотна в становлении неповторимого в своем роде мастерства его автора.

Рамы картин на марках следует выполнять тиснением натуральным золотом, как это уже неоднократно делалось на российских марках, причем каждая рама должна быть аутентичной, то есть узор её фронтальной поверхности должен полностью соответствовать узору рамы данного полотна в музее.

Считаем недопустимым демонстрировать только две из четырех сторон рамы, как это сделано в серии пар, посвященных художникам до начала выхода серии блоков под общим брендом Российской Академии художеств.

Если в случае с картинами Кандинского или Малевича это могло бы ещё хотя бы каким-то образом отразить необычность художественных исканий их авторов, то в случае с классическими произведениями такой подход к оформлению миниатюр представляется неуместным.

Прекрасно, что в блоках серии «РАХ» рамы присутствуют по всему периметру произведения живописи. В целом же, несмотря на объективную потребность в критике отдельных сторон данной серии, следует отметить, что с приходом на пост директора АО «Марка» члена-корреспондента Российской Академи художеств Артема Валерьевича Адибекова теме искусства стало уделяться заслуженное внимание.

Поддерживая инициативу уважаемого коллеги, мы готовы предложить целостную многолетнюю (если не многодесятилетнюю) программу межведомственного взаимодейтвия, которая будет предполагать регулярный выпуск почтовых блоков с сериями в кляйнбогенах, принципиальное расширение путей пропаганды российской филателии по самым различным каналам, а также усиленный филателистический мерчендайзинг.

Что же касается картин в серии «Современное искусство», то помещение не «прошедших проверку временем» имен авторов на почтовые миниатюры может сослужить плохую службу судьбе российской филателии в целом, равно как и выпуски ко многим сомнительным по своей ценности событиям.

Если картина современного художника, на наш взгляд, и может попадать на марку, поводом для этого должен быть её безоговорочный триумф на крупнейших в мире и наиболее престижных профессиональных форумах, приносящий громкую славу родной стране.

Вместо марок с многочисленными новыми картинами, могли бы ежегодно выпускаться аналогичные кляйнбогены с полотнами из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Третьяковская галерея и Русский музей также могли бы претендовать на выпуск одного кляйнбогена каждый год. Учитывая, какие продолжительные серии марок выпускаются и охотно раскупаются во многих странах, это могло бы стать позитивным примером также и для АО «Марка».

При этом бюджет филателистов, собирающих хронологию, мог бы и не потревожиться. Для этого вполне достаточно убрать из плана выпуска марок всевозможные сомнительные байк-шоу – однозначные однодневки.

Ниже «красного карандаша», отредактировавшего план выпуска марок, без малейшего сожаления могли бы оказаться также национальные проекты и никому и ни о чем не говорящие форумы, на которых вряд-ли бывал хотя бы один филателист.

Каждая миниатюра может быть шедевром. Очереди из зарубежных перекупщиков должны выстраиваться за ними точно так же, как это было с памятной эрмитажной серией СССР 1982-1985 годов. Тем более, что теперь можно применить и новые технологии, которых во время выпуска данной серии ещё никто не мог предполагать.

Главное только не увлекать филателистов разглядыванием многочисленных разновидностей через ультрафиолетовые лампы. Инчае они быстро потеряют зрение, а взамен приобретут раковые опухоли, и доход от вторых выпусков марок достаточно быстро обернется недостатком покупателей.

Филателия в России, действительно, способна стать одной из выдающихся культурных индустрий, которой смогут позавидовать многие, более традиционные индустрии, не готовые тягаться с ней по себестоимости продукта.

Поощрение к собирательству студентов российских вузов побудит тратить деньги не на оплату работы посторонних авторов дипломных работ, а на марки, которые своими увлекательными сюжетами помогут намного лучше разобраться в том, чему ты учишься в институте или университете.

Подготовивший выставочный экспонат студент должен претендовать, как минимум, на зачет автоматом, или на экзамен-экскурсию для государственной комиссии, сверстников и их родителей, по стендам собранной им коллекции.

Марки, пахнущие дыней, малиной и смородиной, приобщат к коллекционированию воспитанников детских садов и младших школьников. Возможность получить ценный приз или путевку в престижный лагерь за участие в филателистической викторине или выставке вернет в ряды юных филателистов значительную часть школьников, которых все привыкли считать нигилистами.

Даешь красивую, сочную, зажигательную филателию современной России!!!

 

* Латышева П. А., Латышев О. Ю., Луизетто М., Васешта А., Эдби Х., Хамид Г. А. Развитие «широких» культурных индустрий в Дубае // Культурные индустрии в пространстве открытого города : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Екатеринбург, 24–25 нояб. 2022 г.) / сост. и науч. ред. А. А. Пронин. – Электрон. текст. дан. (11,4 Мб). – Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2022. – C. 514-521. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Adobe Acrobat Reader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-904440-74-9– URL: www.academia.edu (Дата обращения: 15.02.2023г.).  

Авторы статьи:

ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;

ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;

АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;

МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;

ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;

ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;

ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;

ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;

ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.

 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!




Комментарии к статье:
2023-02-16 18:56:43, Леонид Погребенко
Браво! Конкретно и по существу! При этом и с долей юмора!
2023-02-16 19:55:40, Латышев Олег
Сердечно благодарю Вас,уважаемый Леонид, за поддержку! Вместе мы сильнее!
2023-02-17 11:10:30, Максим Грошев
Я бы попросил автора более подробно прокомментировать тезис о том, что "считаем недопустимым демонстрировать только две из четырех сторон рамы, как это сделано в серии пар, посвященных художникам до начала выхода серии блоков под общим брендом Российской Академии художеств". В качестве иллюстрации показали 2 марки с репродукциями полотен Рокотова. Но марки получились неплохими. На мой взгляд, всегда сложно на почтовой марке показывать детали картины, и демонстрация рамы на двух сторонах марки позволяет получить художнику больше пространства. Разве нет?
2023-02-17 18:26:20, Юрий А.О.
Мне непонятно, почему уже несколько лет прекрасную батальную живопись в блоках России стараются выпускать размером с блоху (Левша ее мог пристроить барину, но крестьяне с ней бы обошлись по другому). В то же время выпускаются огромные блоки политической направленности, которые лучше смотрелись если бы были в 3 раза меньше.
2023-02-22 21:12:29, Латышев Олег
Уважаемый Максим, охотно принимаю Ваш аргумент. Однако для большей детализации есть лупа, картмаксимум и цифровая версия марки, все больше входящая в современную практику. Спасибо Вам за внимание!
2023-02-22 21:14:42, Латышев Олег
Уважаемый Юрий, совершенно с Вами согласен. В нашей новой статье к 200-летию А.П.Боголюбова также будет затронут и этот вопрос. Поэтому заранее признателен Вам за поддержку и в новой дискуссии.
2023-02-25 00:27:01, Валерий
Мне кажется, что всё это поиски пятен на Солнце.
2023-02-28 21:43:18, Латышев Олег
Большое спасибо Вам за шикарный комплимент, уважаемый Валерий! Ибо сложно найти что-либо более влияющее на жизнь Земли, чем пятна на Солнце. Очень бы хотелось, чтобы филателия оказывала на нашу жизнь столь же большое влияние! Всех благ Вам и всем нашим читателям!
2023-04-25 17:01:47, Максим
а мне больше всего понравилось вот это: "Поддерживая инициативу уважаемого коллеги, мы готовы предложить целостную многолетнюю (если не многодесятилетнюю) программу межведомственного взаимодейтвия, которая будет предполагать регулярный выпуск почтовых блоков с сериями в кляйнбогенах, принципиальное расширение путей пропаганды российской филателии по самым различным каналам, а также усиленный филателистический мерчендайзинг." а по подробнее можно?

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru