ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии

Привлечение к посткроссингу подростков

История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками


Главная  /  Стиль Беггарстафф в наших альбомах

Поиск по статьям:

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

2023-01-20 11:32:28, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Cреди забытых имён зарубежных художников, которые незаслуженно преданы забвению, есть такие, которые имеют самое прямое отношение почте и филателии, но в силу исторических обстоятельств оказались невостребованными и стёртыми из нашей памяти.

Но может быть, таинственные силы судьбы для того и отодвигают “в тень” имена некоторых талантливых людей, чтобы через некоторое время они вновь стали популярны и попали в центр внимания?

Два таких имени все чаще мелькают в каталогах аукционов редкой книги и печатной графики малых форм. Но прежде представим себе такой разговор, имевший место в начале 1890-х годов в одном английском семействе:

– Ты не мог бы остаться завтра дома? Я пригласила одного интересного челове...

– Нет, не мог бы! У меня депрессия и я не хочу никого видеть!

– Но этот мой знакомый... тоже художник!

– Художник, художник... Мне во где сидят эти художники! Я в творческом застое и ни с кем знакомиться не хочу.

– Я тогда тебе честно скажу... Я собираюсь за него замуж, и он, так сказать, будущий член нашей семьи. Пожалуйста, останься дома и подай ему руку. Ну, что тебе стоит? Прошу тебя...

– Тоже мне, нашла время выходить замуж...

Рукопожатие всё же состоялось. Словесная перепалка между молодой английской художницей Мэйбл Прайд и её братом Джеймсом Прайдом происходила в самом конце лета 1892 года. Через день после этой беседы график и иллюстратор Джеймс Прайд, преодолевая свою хандру, подал руку своему будущему зятю – живописцу Уильяму Николсону.

Трудно преувеличить значение этого рукопожатия для истории европейской, да и мировой графики малых форм. Встреча оказалась поистине “судьбоносной” для культуры Великобритании. Историки искусства вновь и вновь пытаются объяснить, как судьба спасла Прайда от запоя. Ответ прост. Она подарила ему счастливую встречу с таким же талантливым художником, как он сам.

О коллективном творчестве двух художников, которым судьба подарила счастливую встречу, спорят и философы, и искусствоведы. Два молодых человека подружились и занялись совместным творчеством. Прайд изобрел картонный трафарет, благодаря которому изображения характеризовались особенной плотностью формы.

Не прошло и двух лет после знакомства Николсона и Прайда, как в Англии стали появляться афиши, подписанные коллективным псевдонимом “Братья Дж. и У. Беггарстафф”. А позже в свет стали выходить книги с иллюстрациями, выполненными в этом оригинальном стиле. И то, что Беггарстаффы забыты сегодня в России, что их имена не упоминаются ни в связи с русским плакатом или, например, с Пушкиным, ни в связи с русским искусством начала двадцатого столетия, на которое Николсон и Прайд оказали столь сильное влияние, в высшей степени грустно осознавать. Неужели их прежняя популярность никогда не вернётся?

Историки искусства и по сей день спорят о том, что значила встреча двух “братьев” для английской и мировой силуэтной графики. Одни учёные считают, что это проявление волшебной силы Судьбы. Другие думают, что это удивительное взаимодействие двух гороскопов, благодаря которому два “брата” смогли создать сплав двух дарований... Но дело не только в сплаве. Беггарстаффами мгновенно заинтересовались во многих странах мира. У них появились подражатели, последователи и даже конкуренты. Самым главным из них был выдающийся мюнхенский плакатист Людвиг Хольвайн. А единственным сторонником этой манеры, портрет которого попал на марку, был чешский график и плакатист Ярослав Бенда.

Российские мастера графики немало знали и о стиле работы двух “братьев”. На достижения двух знаменитых англичан ориентировались в своём творчестве такие признанные мастера плакатной и книжной графики как Е. Кругликова, Г. Нарбут, М. Добужинский и другие.

Отголоски стьиля Беггарстаффов видны и в ОКНАХ РОСТА Маяковского. А автор этих строк очень любит болгарскую марку с плакатом художника Бориса Ангелушева. На этом плакате русский казак бережно ведёт за руку болгарскую девочку.

А ещё очень красива серия марок Великобритании “Домашние животные”. Она выполнена с явной оглядкой на интересующую нас манеру.

Коллективный вензель двух братьев, похожий на старинные китайские печати, оказался счастливым. Работы, помеченные этим знаком, украсили крупнейшие в мире коллекции гравюр. К сожалению, никто никогда не пытался учитывать, есть ли такие работы в частных собраниях Москвы и Петербурга. К счастью есть коллекционеры непочтовых марок, которые могли бы многое рассказать. Отдадим должное и владельцам марок чешских легионеров, о которых не принято было писать и говорить в СССР. Марки белочехов выполнены с учетом беггарстаффских новшеств.

Но хочется верить, что подробная работа исследователей над беггарстаффским наследием ещё впереди. Ведь судьба не зря “курирует” имена двух братьев даже сегодня, когда их уже нет в живых. Да и российские филателисты могут с гордостью сказать, что в начале двадцатого века у беггарстаффской манеры – такой непохожей на другие стили, нашлись горячие поклонники и почитатели.

Пользуясь коллективным псевдонимом, одаренные художники создали едва ли не самый маленький в Западной Европе клуб плакатистов, состоящий всего из двух человек. Ориентируясь на художественные достижения Китая, они стали смело переносить в плакат приёмы восточного искусства, в том числе китайского театра теней. Это понравилось далеко не всем современникам двух молодых новаторов, ведь обыватели привыкли к реалистичным изображениям.

Если бы не фирма “Рэйнтри” (известный производитель шоколада и какао-порошка), которая взяла “шефство” над Беггарстаффами, Николсон и Прайд не смогли бы заработать своими свежими по стилю и поэтому далеко не всем понятными плакатами и обложками. А именно с плакатов их самобытный стиль “шагнул” в искусство книжной иллюстрации и, конечно же, привлёк внимание почтовых дизайнеров и издателей почтовых и благотворительных марок.

Хочется верить, что со временем мало известные у нас Беггарстаффы, которые сегодня упоминаются лишь вскользь и по отдельности в публикациях по торговой рекламе и истории плаката, займут достойное место в культурном обиходе российских любителей искусства. Их совершенно незаслуженно исключили из нашей художественной жизни, а затем и вовсе предали забвению.

Да, они мало известны. Николсон и Прайд только ещё займут свое место в книгах об эстетике почтового дизайна в будущем, ибо этого пока не произошло. А ведь в дореволюционной России братьев Беггарстафф хорошо знали и любили. Любили, несмотря на то, что в прессе на них ссылались опять-таки порознь (критики хвалили то Николсона, то Прайда, забывая, что они работают вместе, что это пусть маленькое, но настоящее художественное объединение).

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2023-01-20 15:45:24, Александр
Интересно! Они даже в выбор псевдонима внесли изюминку: Бедняк с посохом или Попрошайка (в переводе).
2023-06-06 13:42:24, Андрей Дьяченко.
Александр, спасибо за отзыв. Мне приятно, что эту мою разработку опубликовал журнал ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ. Надеюсь написать небольшую книжечку на эту тему.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
  • Обнаружено в Музее почты
  • Точные копии советских открыток
  • Шестьдесят лет спустя
  • Взявшись за литературу, нельзя этим шутить
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть IX
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Открытка рассказала о человеке
  • Филателистический паспорт — что это?
  • В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов
  • Хвостоносец Маака – самая крупная дневная бабочка России
  • Ваши письма для меня огромное благо
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Фантастический Петербург: филателистическое измерение
  • Коллекция Артура Юджина Мишеля
  • Известные коллекционеры марок
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Майский обзор почтовых марок
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Путешествие в страну Филателию
  • Авторская открытка тамбовского художника
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Мир литературы и почтовых марок
  • …И пермяком он тоже стал!
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Образец для филателистов
  • Серебряный юбилей правления Елизаветы II
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • Участники филателистической выставки «Литфила 2023»
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Открытки для ветеранов
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Надо ли продавать коллекцию?
  • Победа на советских открытках
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Умеют ли почтовики гасить марку?
  • Апрельский обзор почтовых марок
  • По горячим следам. К юбилею А.Н. Островского
  • Тайна Королевской филателистической коллекции
  • К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского. Этапы создания почтовой марки
  • Филателистическая столица России
  • Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
  • «Космический» Ульяновск
  • «История открытки». Почтовые карточки для заказа железнодорожных билетов и грузового такси
  • … Забыв даже побриться, помчался на выставку
  • К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • Космос глазами юных филателистов
  • День Советской пожарной охраны
  • Светлый праздник Пасхи
  • Мир Сурикова
  • Раритетная открытка с автографом Юрия Гагарина
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VII
  • Шахматы по переписке
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • История создания одной исторической картины
  • Истории с провенансом. Уголовное дело за гашеную марку
  • Открытки из прошлого: как уроженец Большой Глушицы попал в Книгу рекордов Гиннеса
  • Почему Космос черный
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru