ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

История открытки. Двухсторонние маркированные карточки

Круглый стол. Загадка одной марки

Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции

Спорт в пожарной охране


Главная  /  Коломан Мозер и его марки

Поиск по статьям:

Коломан Мозер и его марки

2022-11-28 22:12:06, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Осенью 2024 года исполнится 105 лет со дня смерти австрийского почтового дизайнера Коломана Мозера. Филателисты имеют особое право иметь свою позицию по отношению к этому выдающемуся деятелю австрийской культуры, ибо созданные им марки принадлежат к числу наивысших достижений почтовой графики начала ХХ века.

Неизвестный фотограф. Портрет Коломана Мозера. 1903 год

В 1897 году в Вене возникло интереснейшее художественное объединение «Венский сецессион». Оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию почтовой графики. Художники-сецессионисты ввели особое – геометрическое – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент.

Это относилось и к маркам. В 1908 году в Австро-Венгрии вышла в свет большая серия коммеморативных марок, посвященная важной юбилейной дате – 60-летию со дня рождения императора Франца-Йосифа.

Классические портреты были окаймлены рамками в стиле «модерн». Разработчиком унифицированного оформления серии был выдающийся венский дизайнер Коломан Мозер (1868 – 1918) – создатель совершенных в графическом отношении открыток и марок (а также банкнот).

В русскоязычной филателистической литературе имя Мозера получило очень интересное отражение в книге выдающегося искусствоведа Валентина Яковлевича Бродского «Искусство почтовой марки» (1967), в которой были репродуцированы три марки работы Мозера. По сути дела в год 50-летия октябрьской революции вышла книга, где рядом с портретами Ленина фигурировали произведения искусства капиталистической эпохи, да еще с портретами монархов. У читателя не оставалось сомнений – автор приводит эти марки не просто как положительные примеры графики малых форм, а как шедевры.

Конечно же, в книге был далекий от филателии социально-критический абзац о распаде Австро-венгерской империи, об образовании новых государств, но без этого абзаца, вероятно, нельзя было дать заслуженно высокую оценку Мозеру-художнику.

Так в нашу литературу пришло имя Мозера. К сожалению, детальное рассмотрение его творчества не получило дальнейшего развития в филателистической литературе после выхода этой замечательной книги.

Коломан Мозер родился в марте 1868 года в Вене в богатой мелкобуржуазной семье. Он изучал живопись в Венской Академии искусств (мастерская художника Грипенкерля), а затем в Школе искусств и ремесел у известного живописца Франца Матча. Он прославился своими новаторскими работами в Венском сецессионе (объединении, давшем миру сразу нескольких почтовых дизайнеров), в которое вступил в самом начале существования этого уникального сообщества художников (в конце 1897 года). Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, он выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики.

Эта концепция предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, книжный переплет или почетный диплом. Царство прямых линий сохранилось в официальных документах до сих пор, поэтому у нас есть все основания считать дизайнера Мозера нашим современником.

Однако очень трудно назвать живущего сегодня художника, чьи пластические открытия были бы равны изобретательным инновациям Мозера. Все было другим тогда, в начале ХХ века. Многое в области графики малых форм определяли шаблоны банкнотного дизайна. Марку по праву считали официальным, высоким жанром, к ее оформлению относились в высшей степени серьезно. Проекты готовили академики и профессора, а утверждали их монархи и президенты.

Витраж в церкви Штайнхоф. Коломан Мозер (1868-1918)

Именно в этот период сверхофициального и сверхтрепетного отношения к новым почтовым эмиссиям и пришел в почтовый дизайн тридцатипятилетний художник Коломан Мозер. Он создавал эскизы марок Лихтенштейна, Боснии-и-Герцеговины и, конечно же, Австрии. «Габсбургская серия» имела огромную популярность среди коллекционеров и быстро разошлась. Марки Боснии-и-Герцеговины пейзажной тематики вошли в золотой фонд почтовой графики.

Применительно к «Габсбургской» серии можно сказать, что именно дизайнерский гений Коломана Мозера объединил разнородные произведения портретного искусства единой графической «идиоматикой». Это же самое сделали члены петербургского объединения «Мир искусства» c «романовским» выпуском 1913 года. Несмотря на то, что марки рисовали разные художники, налицо единство орнаментально-графического решения обрамления. Обе серии являются замечательными примерами ансамблевого мышления.

Николай II, юбилейная Романовская серия почтовых марок Российской империи  

Нельзя не упомянуть и имя легендарного гравера Фердинанда Ширнбека – виртуозного мастера гравюры. Он был учеником талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, Ширнбек добился огромных успехов в гравюре на металле (успешно работая при этом и в технике гравюры на дереве). Он гравировал портреты и пейзажи для марок многих стран, но именно марки Австро-Венгрии снискали ему мировую славу. Ширнбек блестяще доказал, что дефект зрения – не помеха при создании тончайших гравюр на стали. В разные годы к нему обращались почтовые министерства нескольких стран. Ширнбек был предвестником новаторских экспериментов в области металлографии, инициаторами которых в 1950-1960-е годы стали почтовые министерства сразу нескольких европейских государств.

Австрия

Отметим, что марки были не самым главным разделом наследия художника. В начале ХХ века Мозер создал рекламу календаря, на которой была изображена черноволосая женщина с песочными часами. Это же изображение было перенесено с афиши на подарочный конверт, в котором календарь доставляли заказчикам (пока не удалось установить, проходил ли этот конверт через почту и сохранились ли экземпляры, франкированные марками или, может быть, франкотипами издательства).

Отметим только, что это был едва ли не первый в Европе иллюстрированный подарочный конверт и что женщина с песочными часами получила наименование «Мозеровская муза» и стала для культуры Австрии тем же, чем для культуры России является блоковская Незнакомка или, например, «Незнакомка» И. Крамского. Мозера хорошо знали и любили в России, так же как и его коллег по Венскому сецессиону. Его знали не только по маркам из Габсбургской серии, но и по другим работам.

Мозер основал художественное объединение «Венские мастерские», которое повлияло на эстетику советских архитектурных объединений ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Однако еще до формирования этих новаторских объединений, в 1908 году (ровно сто лет назад) в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Искусство в жизни ребенка», куратором которой был известный художник и архитектор Федор Густавович Беренштам (деятель русской культуры, который по разносторонности своих творческих интересов чем-то напоминал Мозера). Экспозиция расположилась в залах Пассажа (ныне – универмаг «Пассаж»). Что именно представил на эту выставку Мозер, установить не удалось (скорее всего, это была детская мебель новейшей конструкции).

Коломан Мозер (1868-1918).

В собрании автора этих строк хранится трофейная открытка, прошедшая почту из Берлина в Карлсбад (ныне – Карловы Вары). Она также посвящена юбилею Франца-Йосифа. Это удивительное произведение прикладной графики, в котором вполне реалистичный портрет умело сочетается с декоративно-орнаментальным обрамлением. Мозер и Ширнбек словно хотели, чтобы классические схемы построения графического листа с рамками, картушами и целым калейдоскопом геометрических фигур различной формы сохранились как можно дольше.

Итак, со времени кончины Мозера прошло 100 лет (художник ушел из жизни 18 октября 1918 года). За истекшие годы в искусстве почтовой марки многое изменилось. Появилась такая область деятельности как инноватика, вследствие чего возникли интерпретации создания знаков почтовой оплаты как изобретательского процесса, а не как следующего шаблонам оформительства.

Теоретические основы инновационных процессов позволяют объяснить, почему на смену викторианскому дизайну с его тяжеловатыми орнаментами и шрифтами пришли упрощенные орнаменты модерна.

Послевоенные тенденции в прикладной графике предполагали почти полный отказ от прежних геометрических построений. Но это была уже иная эпоха, требующая других инструментов анализа. Отметим лишь, что геометрический стиль не был сдан в архив как отработанный материал, а стал замечательным памятником европейского модерна.

При этом искусство Мозера осталось в истории почтовой графики как удивительный всплеск творческого гения. В середине 1910-х годов по земле катился огненный смерч войны, предстоял раздел Европы, революция 1917 года, раскол мира на две общественно-экономические системы, а рука художника, словно предчувствуя, что трагический период истории не бесконечен, что категория возвышенного вечна, выводила на бумаге волшебные орнаменты необыкновенной красоты. Орнаменты, благодаря которым филателисты помнят сегодня замечательного художника Мозера.

На первый взгляд может показаться, что эстетика Мозера целиком осталась в первой половине ХХ века. На дворе двадцать первое столетие, постмодернизм перемешал все стили и сегодня вряд ли возможно возвращение к строгой геометрической орнаментике. Получается, что марки Мозера и его учеников – это благороднейший филателистический антиквариат. Однако неизвестно, как повернется ход истории и может быть, эстетика модерна еще вернется к нам в новом обличье.

Сосновый лес зимой, Коломан Мозер, 1907 год

Ну а пока что мы просто отмечаем памятную дату. Манера Мозера относится к высочайшим достижениям почтовой графики эпохи модерна. Творчество основателя Венских мастерских доказывает, что марка может быть настоящим шедевром, памятником истории искусства. Мозер распространил эстетику почтовой миниатюры на все почтовое отправление в целом – лицевая и оборотная стороны открытого письма выполнялись в одном и том же стиле, сочетания геометрических фигур стали своеобразным модулем проектирования открытки. Мозер вплотную приблизился к типу художника-конструктора, который получил дальнейшее воплощение в творчестве Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, а из мастеров почтовой графики – в работах голландских дизайнеров школы Ван Риссельберге.

Завершая наш небольшой обзор, упомянем знаменитую киноленту Джеймса Кэмерона «Титаник» (1998). Дело в том, что на историческом корабле было большое почтовое отделение и для съемок ленты было подготовлено несколько сот бутафорских писем с копиями марок тех лет. Среди них были и письма с марками из «Габсбургской серии». Кстати, наверное, в этом одна из основных функций марки и конверта на экране (не берем сейчас сложные философские притчи) - создание атмосферы исторической достоверности. А разве этого мало?

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-11-29 11:15:30, Светлана
Как всегда-интересная и атмосферная статья!
2022-12-17 11:59:07, Владимир Федорович Нелепин
Отличная статья! Спасибо А.П.Дьяченко - настоящей филателист! Профессиональное знание филателии, как объектов культурного наследия, достойного членства Союза ученых СПб и Ассоциации искусствоведов! Жду дальнейших публикаций.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru