ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как открыть Кружок юных филателистов

Огюст Бурди и его марки

«Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии


Главная  /  Норман Роквелл и Россия

Поиск по статьям:

Норман Роквелл и Россия

2022-06-07 10:21:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Наш очерк посвящен американскому художнику Норману Роквеллу (1894 – 1978). Его творчество полюбилось сотням тысяч американцев и любителей искусства из других стран. Не случайно произведения художника нашли такое разностороннее отражение в филателии.

Только что было отмечено 100-летие Пионерской организации. Поэтому начнем с картины “Класс в русской школе” (слово советский американцы почти что не признавали). Эту картину никогда не воспроизводили в СССР. Но почему? Ведь дети нарисованы правдиво и похожи на московских школьников. Дело в том, что вместо учительницы в центре класса – прямо на учительском столе стоит… бюст Ленина, и школьники благоговейно смотрят на него.

Такого не было. Портрет Ленина был в каждом классе, но только не скульптурный, а чаще всего графический. Иногда живописный, изготовленный методом тиснения по ткани… Ну а бюст Ленина был один на всю школу и стоял в Ленинском зале. Детям следовало бы слушать учительницу (а образы учительниц Роквелл любил), а не таращиться на гипсовую голову Ленина, водружённую на учительский стол.

В 1973 году картина была похищена из музея, но затем всплыла на аукционе и в 1989 году ее приобрел за 200 000 долларов знаменитый режиссер Стивен Спилберг. Его даже пытались обвинить в приобретении пропавшего произведения искусства, но он ничего об этом не знал и доказал в суде законность приобретения картины. Существует юмористический рисунок, на котором герои фантастических фильмов Спилберга торжественно несут картину (из здания суда?) домой.

Показательно, что внимательный к деталям Роквелл сделал ошибку. У девочки в центре картины имеются сразу октябрятская звездочка и пионерский галстук. Звездочка здесь явно лишняя, так как класс пионерский. А в остальном бытовые детали воспроизведены хорошо! Художник побывал в Москве, и для него было организовано посещение школы.

Роквелл всегда производил впечатление волшебника, знающего подходы к сердцам зрителей. Он рисовал очень трогательные сценки из обыденной жизни и делал это с необыкновенным мастерством. Все бытовые детали на его картинах столь тщательно прорисованы, что полотна оставляли впечатление фотографий. И фотоподобие на картинах художника не отталкивало, а восхищало!

Жизнь художника прошла в постоянном труде. Он много сделал для совершенствования книжной иллюстрации и журнальной обложки. Он продолжил традиции бытовой живописи европейских стран, прежде всего Голландии, и создал жанр композиции на бытовую тему, которого ранее не было в искусстве США. Здесь сочетались юмор и благоговение перед повседневной жизнью.

Биография художника не очень богата на внешние события. Норман Роквелл родился в феврале 1894 года в Нью-Йорке. Он рано решил заняться изобразительным искусством. Его учителями были художники Томас Фогарти и Джордж Бриджман. Еще в юном возрасте Роквелл стал рисовать иллюстрации для журнала “Бойз лайф”, добился успеха и впоследствии не порывал контактов с редакциями журналов для юношества. Детская и молодежная тема захватила его на всю жизнь.

Роквелл не был в “мейнстриме”, то есть в гуще современных течений в искусстве. Его неудержимо влекло к европейской классике. Не забудем, что в первой половине ХХ века в США появились разного рода авангардистские направления, расцветала абстрактная живопись. Но Роквелл прошел мимо этих новейших течений. Этот самобытный художник решил посвятить себя бытовой живописи. В период, когда в искусстве США наблюдался отказ от повседневной тематики, постоянно менялись направления и стили, возникали новые радикальные художественные школы и теории искусства (абстрактная живопись и так называемая “живопись цветовых полей”, которая нашла широкое отражение на марках многих стран и в целом повлияла на эстетику оформления конвертов и других почтовых документов), Роквелл твердо решил отражать в своих работах повседневную жизнь.

Он и раньше делал это, когда в юности рисовал школьников и бойскаутов. В 1930-е годы он расширил круг тем, обратился к теме рабочего человека и начал воспевать в своих картинах труд людей разных профессий, от клепальщика до астронавта. Он не забыл о теме детства и создавал целые сюиты картин о жизни детей и подростков, отдавая дань школьной жизни, маскарадам и карнавалам, дворовым играм и диалогу старших с младшими.

Имя Роквелла многое говорит филателистам. Ему посвящена целая галерея марок, которые вышли в разных странах мира. Дело в том, что добрые и гуманные бытовые сценки нравились буквально всем. Читателей журнала “Сэтердэй ивнинг пост” забавляло и то, что люди на рисунках Роквелла “как живые”, словно художник сфотографировал их на цветную пленку, а не написал маслом. Обложки этого журнала появились на марках многих стран.

Любви к Роквеллу, перефразируя Пушкина, покорны все возрасты. Ибо этот замечательный художник никого не оставляет равнодушным. Очень добрые и человечные сюжеты, понятные всем жизненные проблемы, соотнесенность с историческими событиями, которые хорошо знакомы всем (война, смена президентов, борьба за мир, полет на Луну), насыщенность работ ярким солнечным светом – все это притягивает зрителей и, конечно же, коллекционеров.

Широко известно, что Роквелл был очень добрым и отзывчивым человеком и у него был широкий круг общения. Он и в пожилом возрасте дружил с бойскаутами, делал зарисовки из жизни скаутских летних лагерей. Художник отобразил в своем творчестве спортивные игры ребят, их сборы и даже геройские подвиги. Бойскауты очень ценили внимание знаменитого художника, часто приглашали его в свои лагеря и однажды в торжественной обстановке повязали ему синий галстук. Не исключено, что некоторые наши мастера почтовой графики, создавая марки о юных пионерах, видели и, может быть, даже копировали произведения Роквелла. Поэтому мы и вспоминаем о Рокуэлле в год столетия пионерской организации.

Что, например, напоминают нашим филателистам бойскаутские марки с репродукциями работ этого художника? Конечно же, две советские марки 1929 года с репродукцией картины художника В.В.Журавлева “Пионер-горнист” (так картина названа в каталогах, а на самом деле автор назвал свой этюд так: “Призыв”). Именно в такой манере, отличающейся фотоподобием, и изображали детей художники-реалисты в первой половине ХХ века. Но в отличие от Запада у нас этот стиль не был заменен абстракцией, “прижился” и еще долго давал свои плоды… Причем у нас он стал официальным искусством, а реализм Роквелла рассматривался как уникальное, чуть ли не музейное явление – эдакий островок реализма в эпоху абстракции.

К сожалению, наши любители искусства поздно узнали о самобытном творчестве Роквелла. Да и филателисты не спешили его популяризировать. Из бывших соцстран, марки которых продавались у нас в “Союзпечати”, Роквеллу посвятили серии знаков почтовой оплаты Венгрия и Румыния. Эти марки были у нас доступны. Румынская серия 1981 года сочетает работы Роквелла с произведениями другого художника (Э.Паладе) и из-за этого даже возникла путаница на филателистических сайтах, посвященных современному искусству. Однако опытные филателисты разглядели на некоторых марках серии характерную подпись Роквелла и поняли, что остальные почтовые миниатюры созданы не по “роквелловским” эскизам.

Наиболее известны в мире знаки почтовой оплаты, вышедшие на родине художника – в США. Давайте вспомним, как именно Роквелл пришел в профессиональный почтовый дизайн. В конце пятидесятых мир ощутил некоторое отсутствие “смешных” марок – не было ни профессиональной “филателистической юмористики”, ни марок с портретами выдающихся карикатуристов (например, француза Домье, англичан Роуландсона, Гиллрэя и Хогарта). Марочная графика была в высшей степени серьезной, и почтовые администрации многих стран мира ощутили, что необходимо какое-то эмоциональное “встряхивание”.

Так появилась знаменитая марка США с изображением почтальона. Она вышла в свет 26 октября 1963 года к столетию службы доставки городской почты. До 1863 года почта оседала в почтовых отделениях и не доставлялась на дом адресатам. Получатель должен был зайти на почту и сам забрать корреспонденцию, которая пришла на его имя. Отправителю не нужно было указывать на конверте ни дом, ни улицу, достаточно было указать штат и город.

И вот наступила эпоха доставки писем на дом, и столетие такого события нельзя было оставить без внимания. Роквелл блестяще справился с задачей. Марка с изображением почтальона выполнена в юмористическом ключе. Принято считать, что именно она открывает почтовую юмористику США и является первой ласточкой в области смешного в американской почтовой графике. Интересно, будут ли в США в 2023 году отмечать 60-летие выхода в свет первой юмористической марки.

Роквелл был талантливейшим юмористом. Его юмор был мягким и добрым, поэтому его картины и журнальные обложки столь притягательны. Издатели открыток и сувенирных конвертов сделали очень многое для популяризации его творчества, получая при этом солидные прибыли. Не остались в стороне и почтовые администрации многих стран мира и сегодня марки с работами Роквелла составляют внушительную коллекцию.

Интересно, что когда почтовые дизайнеры готовят марки, репродуцирующие работы знаменитого американца, они мало что добавляют к оригинальной работе художника, ведь эти замечательные бытовые сцены с обаятельными героями говорят сами за себя. Современные художники добавляют к оригиналам красивые цветные рамочки, продумывают шрифтовое оформление, которое обязательно должно гармонировать с тонко прорисованными композициями, а если речь идет о блоке, то выбирают какой-либо запоминающийся мотив для того, чтобы разместить его на полях. Конечно, важна и толщина рамочек, и подбор мотивов в одном выпуске. Поэтому роквелловские серии, вышедшие в разных странах мира, не похожи одна на другую.

На памятном блоке США, увидевшем свет к 100-летию со дня рождения художника, размещены знаменитые композиции из серии “Четыре демократических свободы”. А на полях блока размещен многоцветный автопортрет автора. Эта картина предстает перед нами и на почтовых эмиссиях других стран – портрет обладал большой притягательной силой и его часто воспроизводят на суперобложках роскошных изданий.

Об этом произведении следует сказать особо. Скрытый смысл данного автопортрета состоит в том, что художник как всегда иронизирует над собой. Он прикрепил к мольберту кнопками репродукции произведений, на которые он “равняется”. Это автопортреты Альбрехта Дюрера, Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога. А в результате преемственности традиций получается фотоподобное изображение самого Роквелла, ни капли не похожего на своих кумиров. Художник умел шутить, и коллекция марок с репродукциями его картин – это сокровищница смешных ситуаций и настоящая мини-энциклопедия юмора.

Грустно осознавать, что никто из филателистов никогда не привлекал для исследования манеры Роквелла… советские марки. А ведь рассмотрение почтовых миниатюр с репродукциями полотен нескольких советских художников сразу же убеждает нас в следующем: многие тенденции в изобразительном искусстве были интернациональными, и в других странах существовали живописнее стили, которые были аналогичны нашему социалистическому реализму. Об этом следует сказать особо.

Выдающийся художник-реалист Александр Лактионов (1910 – 1972) прославился своей удивительной техникой живописи, которая делала его полотна удивительно жизнеподобными. Марка СССР 1973 года номиналом 6 копеек с репродукцией знаменитой картины “Письмо с фронта”, пронизанной воздухом и светом, является нагляднейшей иллюстрацией темы “Роквелл и Россия”. А первым, кто сравнил Роквелла с Лактионовым, был выдающийся советский прозаик Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987).

Аркадий Пластов (1893 – 1972) был всего на один год старше Роквелла. Подобно своему американскому коллеге, Пластов также мастерски передавал иллюзию реального мира и красоту повседневной жизни. Но в его творчестве больше импрессионистических черт. В 1951 году Пластов написал картину “Ужин трактористов”, которая стала одной из самых известных бытовых сцен в советской живописи. Здесь почти такая же трактовка бытового эпизода, как у Роквелла (поэтому мы и приводим здесь эту марку), но Пластов далек от модного тогда “фотоподобия”. В серию “Советская живопись” 1973 года была включена марка номиналом 4 копейки, репродуцирующая это известное полотно.

И наконец, нам вспоминается ушедший из жизни десять лет назад талантливый живописец Гелий Коржев (1925 – 2012). Он разрабатывал живописную манеру, которая характеризовалась эффектами жизнеподобия, очень похожими на приемы Нормана Роквелла. Марка номиналом 20 копеек с репродукцией полотна Коржева “Рабочая студия” была выпущена в СССР в 1968 году в серии “Картины из собрания Государственного Русского Музея”.

К сожалению, на марках нет знаменитой картины Ф.П.Решетникова (1906 – 1988) “Прибыл на каникулы”, которая живо напоминает нам роквелловские бытовые ситуации. Это полотно много раз воспроизводилось на открытках. На нём изображено, как суворовец отдаёт честь своему деду. Получается, что художником середины ХХ века нравилось приводить примеры диалога разных поколений. Старому солдату приятно видеть внука-суворовца.

Итак, Пластов, Коржев, Лактионов и Решетников… Но назовем еще и замечательного художника Григория Шилтяна (1900 – 1985). Он армянин, но в Италии, стране, где он жил, и в других странах его называли эмигрантом из России, то есть русским художником. Этот самобытный мастер перепробовал множество разных стилей и направлений. В 1920 году Шилтян покинул Россию. Дом художника в Милане называли островком русской культуры в Италии.

Г. Шилтян был первым русским эмигрантом, марка о котором оказалось официально доступной нашим филателистам. В 1968 году на марке Кубы было репродуцировано его полотно “Филателист”. Эстетика, выработанная Роквеллом, преобразованная юмором Шилтяна, проявляется здесь со всей полнотой. Филателист в целом симпатичен зрителю, но он показан неряшливым и отрешенным от жизни человеком. К сожалению, мы не знаем, каких именно филателистов знал Шилтян, действительно ли он считал их неряхами и (главное!) относил ли он себя к последователем Роквелла при создании этой картины. Отметим лишь, что с этой маркой в наш филателистический обиход официально вошло русское зарубежье.

Рассматривая тему “Роквелл и Россия” нельзя не упомянуть об одной досадной и в общем-то грустной, хотя и не лишенной философского смысла истории. Дело в том, что Нормана Роквелла путали с другим не менее известным художником – Рокуэллом Кентом (получается, что имя одного было фамилией другого, причем по-английски они пишутся и произносятся одинаково).

Оба художника имели отношение к городу Санкт-Петербургу. Но Кент совершил путешествие в бывший Санкт-Петербург, то есть в Ленинград, а Роквелл съездил в Санкт-Петербург, штат Флорида. Поездки имели разные цели и завершились разными результатами. Норман Роквелл создал замечательный цикл иллюстраций к “Тому Сойеру”, а Рокуэлл Кент, в свою очередь, приобрел новых друзей в городе на Неве и гордился дружбой с Советским Союзом. 

Но как объяснить тысячам любителей искусства, что речь идет о двух разных художниках? И тогда Рокуэлл Кент принял меры по индивидуализации своей почтовой корреспонденции. Он изготовил специальный штамп, которым помечались конверты с его личными письмами, чтобы они не походили на обычную почтовую корреспонденцию. Более того, по его заказу была изготовлена интересная почтовая наклейка с изображением голубя мира, которая тоже отличала его конверты.

Но этого было недостаточно. Путаница усугублялась, и число почтовых нелепостей все возрастало. Шли годы, и поскольку любители искусства продолжали путать двух известных деятелей изобразительного искусства, художники договорились передавать друг другу письма, которые каждый из двух мастеров случайно вскрыл, ибо на конверте было его настоящее имя и фамилия. При этом отзыв, присланный в конверте, касался другого живописца.

Музей Нормана Роквелла  

Роквелл скончался в 1978 году. За годы, прошедшие после его кончины, ему было посвящено множество книг и статей, вышли многочисленные альбомы и календари. Он по праву считается одним из национальных символов США, человеком-брэндом. Художнику посвящен музей, в котором имеется магазин с сувенирной продукцией. Что же является сувенирами в это музее? Помимо репродукций, почтовых наклеек и открыток здесь есть широчайший выбор… канцелярских товаров, украшенных работами Роквелла: точилок, линеек, школьных тетрадей и блокнотов.

Сегодня трудно понять, почему миролюбивый и доброжелательный художник-реалист Норманн Роквелл никогда не упоминался в нашей прессе, почему его работы не перепечатывались. В советскую эпоху многие реалистические иллюстрации художника, посвященные борьбе за мир и равенство рас, вполне могли увидеть свет. Жаль что и сегодня никто в России специально не собирает роквелловский коллекции. Те россияне. Которые были в музее художника, рассказывают, что в сувенирной лавке имеются самые разнообразные роквелловские сувениры. Чаще всего это предметы, связанные со школокй и учёбой: блокноты, линейки и закладки с репродукциями работ художника. Есть и красивые изделия из фарфора и трёхмерные копии работ художника.

Начало XXI века оказалось не очень-то добрым и совсем не сентиментальным. Мир потрясают кризисы и катастрофы, противоречия не разрешаются, а обостряются. В связи с отменой культуры история о краже картины “Класс в русской школе” может кануть в Лету и мы мало что нового узнаем о громком похищении этого полотна. Но добрый мир Роквелла стал своеобразным напоминанием человечеству о доброте и милосердии, о контактах между людьми разных возрастов и разных профессий. И мы, соотечественники Льва Толстого и Ф.М. Достоевского не вправе предать забвению этот мир.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-06-07 15:27:35, Юрий А.О.
Прекрасная статья. С удовольствием купил бы книги ее автора по филателии в подобном стиле на любую тематику.
2022-06-07 16:26:03, Андрей Дьяченко
Юрий, у меня пока нет таких книг - издательства не приветствуют филателистическую тематику. Но у меня есть одна книга с филателистической окраской. Сообщите мне по адресу makukhin56@mail.ru, куда прислать и я Вам пришлю.
2022-06-09 12:56:59, Юрий М.М.
Коллекционирую филматериал по теме "Русская живопись" и, прочитав эту статью, могу смело помещать марки Нормана Роквелла в свою коллекцию. Очень интересно и познавательно. Благодарю
2022-06-09 15:12:35, Андрей
Прекрасная статья!!! Вспомнился Херлуф Бидструп, может и про него что-то есть!
2022-06-10 16:29:34, Андрей Дьяченко
В Петербурге бездна поклонников Бидструпа, любые разговоры о юморе и сатире приводят к вопросам: А ЭТОТ ХУДОЖНИК НЕ КАК БИДСТРУП? А ОН БЫЛ ДО БИДСТРУПА ИЛИ ПОСЛЕ? У себя на родине в Дании он полностью забыт, его возвеличивали только мы. Причём я это безоценочно говорю. Сам был бы рад поместить в коллекцию марку Бидструпа (я собираю почтовую юмористику), но ему не посвящено ни одной марки.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru