Волшебство гжельской росписи
2022-05-26 15:44:03, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…». Так оценил Михайло Ломоносов гжельскую глину.


Жители деревни Гжель утверждают, что секрет их фарфора не только в уникальной глине, но и в краске, которую они взяли от синевы неба и белизны облаков. Существует легенда, что только один человек на заводе владел всеми тайнами мастерства. Но он был немым. И даже несмотря на это ему было строго-настрого запрещено хоть как-то общаться с крестьянами, которые однажды, подпоили гончара и тот показал весь процесс производства без слов.

Гжель всегда славилась своими глинами, которые добывались здесь с середины XVII века. По указу царя Алексея Михайловича в Москву привозили по 15 возов глины, из которой делали аптекарскую и «алхимическую» посуду. А во времена Екатерины Великой использовали для производства высококачественного кирпича, гончарных труб, израсцов, подсвечников.
Саму деревню, еще в 1330-х годах Иван Калита завещал своему сыну Ивану Красному. Затем Гжель перешла Дмитрию Донскому, Василию I его вдове Софье Витовтовне.
В XVII—XVIII вв. Гжель входила в состав Вохонской десятины Замосковной половины Московского уезда, а после 1781 года — Бронницкого уезда Московской губернии и была центром одноименной волости.
Керамический промысел приобрёл большое значение в XIX веке. Основные заводы находились в селе Речицы, деревнях Бахтеево, Меткомелино, Новохаритоново, Трошково, Фенино.

В селе Гжель находилось лишь два мелкотоварных завода: Е. М. Малина и И. И. Николаева, специализировавшихся на изготовлении горшков.

К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме того там делали игрушки и предметы интерьера. Все изделия расписывались вручную. Основными мотивами были листья, травы, цветы. Особо мастера любили розы, узор с которыми, называется Агашка. По легенде, среди художниц-крестьянок было много девушек с именем Агафья. Отсюда и повелось...

Слово «гжель» произошло от глагола «жечь». Именнно обжиг придает посуде прочность. Мастера обжигают посуду дважды (двойной обжиг). Первый раз до нанесения глазури, второй раз - после. Она придает посуде водонепрницаемость, блеск и гладкость. Расписывают посуду кобальтом. На необожженных изделиях он черный и свою фирменную голубизну приобретает только после второго обжига.

Главный художник завода Сергей Симонов с вазой Идиллия в росписи «Дивные цветы».
Впереди покрытие глазурью и обжиг!
И раз уж начали подглядывать за производством, оцените новые работы художницы Натальи Лакомовой. В обжиг уходит ее сказочная коллекция, которая, несомненно, понравится маленьким любителям гжели.
Вот изделия до обжига:

А это после. Как говорится - почувствуй разницу!

Сегодня, помимо трациционной сине-белой палитры, очень популярен «глухой кобальт», когда поверхность расписаннного изделия, покрывает гладкая тёмно-синяя глазурь, на которую после обжига наносится изящный золотистый узор. Белая надглазурная краска, используемая в данном процессе, создаёт как бы зеркальное отражение классической гжельской росписи, и кажется, что традиционные синие цветы становятся белыми, а белый фон – синим!
Поверьте, это очень красиво! Это невозможно не запечатлеть на фото и на почтовых марках!

25 мая, в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли четыре марки, посвящённые гжели.

На почтовых марках изображены сувенирные изделия: блинница с котом (фарфор, 2020, музей АО «Гжельский фарфоровый завод»); шкатулка «Морозко» (фарфор, 1980) и квасник (майолика, 1792) (оба — музей ООО «Гжель-художественные мастерские»); скульптура «Чаепитие» (фарфор, 1966, ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба "Кусково"»).

В этот же день прошло гашение миниатюр. На торжественной церемонии присутствовала министр культуры и туризма Московской области Елена Харламова, которая сказала, что: «Эти марки филателисты, мастера, знатоки и поклонники прикладного творчества ждали давно. До этого изделия гжельских мастеров появлялись на марках лишь один раз — 31 декабря 1994 года. А сегодня свет увидели сразу четыре миниатюры».

Несколько конвертов с марками и оттиском штемпеля первого дня Почта России передала в Раменский и Егорьевский историко-художественные музеи.

После церемонии торжественного гашения, которое прошло в ДК в Речицах, где расположен Речицкий фарфоровый завод, штамп вернули для гашения марок всем желающим в почтовое отделение села Речицы.

По словам жителей села, у них самое милое и романтическое почтовое отделение. И 25 мая 2022 года здесь был настоящий аншлаг.

Много увлеченных людей, с воодушевлением гасили почтовые марки. Ведь случилось мега неординарное событие! Впервые в истории выпущена целая серия из четырёх гжельских марок. На трёх изображены музейные изделия: старинный квасник и образцы советской Гжели.


А на одной своё особое место заняла блинница с котом в росписи Натальи Маланиной-Поповой.

Вот такая красота получилась в итоге...

PS Редакция благодарит сотрудников магазина Гжельский фарфоровый завод и Объединение Гжель за оказанную помощь в создании материала