ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Поиск по статьям:

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

2022-04-21 16:19:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 15-летию со дня смерти художника

Даже не верится, что уже 15 лет с нами нет крупнейшего почтового дизайнера Анатолия Ивановича Калашникова (1930 – 2007). Конверты, открытки и марки, созданные по его эскизам, хранятся в альбомах тысяч филателистов.

Мало кто знает, что когда в СССР была организована художественная лотерея (в 1966 году), в числе разыгрываемых произведений искусства были оригиналы (то есть оригинальные подписанные автором проекты) почтовых марок, в том числе созданные А.Калашниковым. Был выпущен и иллюстрированный маркированный конверт с девизом лотереи “Художники – народу!”.

Те, кому достались проекты марок, как правило, не были филателистами и не понимали, зачем им нужны укрупнённые изображения знаков почтовой оплаты. Наверное, им хотелось выиграть картину или керамическую вазу. Хотя гравюры были так совершенны, что вполне можно было окантовать их и украсить ими интерьер.

В англоязычных странах Калашникова по праву называют русским Томасом Бьюиком. А это значит, что если составлять тематическую коллекцию о нем, то марки, посвященные Бьюиковскому обществу, займут в ней достойное место. Это интересный штрих в истории британско-русских художественных контактов.

Калашников – выдающийся мастер гравюры на дереве. Другого такого ксилографа не было в СССР, нет и сейчас. К счастью, у художника есть талантливые последователи, которые продолжают дело учителя, развивают его традиции.

У художника много городских пейзажей. Он с большой степенью точности передает архитектурные детали исторических памятников, вырисовывает купола церквей и постаменты знаменитых статуй. Во всем чувствуется любовь к истории и архитектуре. По маркам, конвертам и открыткам, созданным Калашниковым, можно изучать зодчество бывших советских республик.

Шестидесятые годы в целом были эпохой обновления почтовой графики. Когда-нибудь историки почты напишут исследование о том, как советский академизм и классицизм уступили место новым стилевым поискам. Художники активно искали новые формы подачи материала и делали смелые открытия.

Принято считать, что Калашников реформировал отечественный почтовый дизайн. Он умел блестяще перевести в гравюру на дереве такие изображения, которые, вроде бы и не ложились в прокрустово ложе таких интерпретаций. Например, портрет В.Серова, написанный И.Е.Репиным. Разве его можно перевести в технику ксилографии? Оказывается, можно. Калашников переформатировал рисунок Репина и превратил его в прекрасную гравюру на дереве. Сходство с оригиналом сохранилось. И марка получилась прекрасная.

Не менее красивы и марки, посвященные Международному конкурсу им. П.И.Чайковского. Они имеют квадратную форму. В этой серии из трех марок встречаются портретный жанр и жанр архитектурного пейзажа (здания московской консерватории и Дома-музея П.И.чайковского в Клину). Мы ещё раз наглядно убеждаемся, что художник чувствовал себя свободно как в искусстве портрета, так и в изображении архитектуры.

Сохранился эскиз марки с портретом Чайковского. Она имеет ромбовидную форму, а буквы какие-то озорные, пляшущие. Наверное, из-за такого смелого решения этот эскиз марки и не был принят. Но если бы он был утвержден, мы получили бы самую смелую по степени новизны графического дизайна марку о Чайковском.

Однако с этими марками связана конфузная ситуация. У всех трех марок серии были широкие поля, и этим сразу же воспользовались фальсификаторы. Они обрезали зубцовку и превратили марки в неперфорированные. Обман быстро раскрыли. Журнал “Филателия СССР” опубликовал сообщение о том, что беззубцовых марок с данными мотивами Министерство связи СССР не выпускало.

Калашникову удавались произведения в самых разных видах графики малых форм. Он автор экслибрисов, книжных украшений, а также интересующих нас конвертов и марок. Везде чувствуются отголоски стиля эпохи, обогащенного тонким чутьём ксилографа и совершенством форм.

Есть и ещё одна интересная область приложения таланта ксилографа. Это непочтовые марки. Общество охраны памятников несколько раз заказывало художнику проекты фискальных марок с изображением памятников архитектуры. И Анатолий Иванович блестяще справился с этой задачей.

В конце 1970-х годов замечательный ленинградский ученый профессор Игорь Гаврилович Мямлин предложил, чтобы хоть одна курсовая работа по теории и истории графики была посвящена филателистическим материалам (при этом сам И.Мямлин филателистом не был, но многие авторы марок дарили ему свои проекты, и эта область была ему не чужда).

Темой студенческой работы были выбраны почтовые материалы, созданные А.Калашниковым. Сохранилась альбомная часть работы (открытки, наклеенные на листы формата А4), которую И.Мямлин подарил автору этих строк, а я, в свою очередь, передал эти материалы в отдел знаков почтовой оплаты Центрального музея связи им.А.С.Попова.

Важным этапом в освоении наследия А.Калашникова отечественным искусствознанием стал выход в свет книги А.Котырева “Почтовая марка и художник”. Она вышла в 1975 году в издательстве “Радио и связь”. Книга была снабжена эффектной суперобложкой, а на переплете было вытеснено по ткани личное клеймо автора с изображением штихеля.

С горечью отмечаю, что это была, скорее всего, последняя советская книга об искусстве почтовой марки, вышедшая в государственном издательстве, и, наверное, предпоследняя монография о художнике, создававшем марки (с ещё большей досадой). Появившаяся позднее книга о В. Ковале сразу же стала редкостью и, наверное, именно в силу своей уникальности и малотиражности не получила отклика в книжном мире.

Очень жаль – В. Коваль прекрасный художник, но сегодня у нас нет даже бумажного филателистического журнала, где можно было бы проанализировать новую книгу или хотя бы узнать о ее выходе в свет. Вот автор этих строк с удовольствием купил бы ее и поставил рядом с монографией о Калашникове. Последнюю рядом с предпоследней.

Впрочем, разве тогда, в далеком 1985 году книга о Калашникове получила хорошую рекламу? Скорее нет, чем да. Автор этих строк был бы рад узнать, что этой интересной книгой награждали юных филателистов. Но таких сведений нет. Радует только тираж – 20 тысяч экземпляров. Сегодня представить себе специализированное филателистическое издание с таким тиражом очень трудно.

  

За 15 лет, прошедших со дня смерти художника, в почтовом дизайне появились дополненная реальность и штрих-коды, голография, стиль фэнтэзи и пинап, словом, много разных новшеств. Но классическая гравюра на дереве, в технике которой работал А. Калашников, остается одной из вечных ценностей мирового и русского искусства. И поэтому у нас есть все основания вспомнить добрым словом талантливейшего ксилографа, со дня смерти которого минуло пятнадцать лет.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
 




Комментарии к статье:
2022-05-19 21:18:25, Леонид
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо. Эх, глянуть бы еще на ромбовидный эскиз марки Чайковского

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru