ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

Поиск по статьям:

Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

2022-03-22 14:12:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История создания этой картины очень проста и вмещается всего в три слова - «пришел, увидел, написал».

Как правило, работа над полотном длится очень долго. Порой, от замысла до готовой работы, проходит много лет. Художник думает, путешествует, ищет идеи и красивые виды. А бывает и так, что утром, посмотрев в окно, понимает - никуда ехать не надо - сюжет вот он, перед глазами. Так было и в этот раз...

Но, давайте по порядку...

Родился Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 года, в многодетной дворянской семье, в Петербурге. Отец его, Дмитрий Васильевич, был дипломатом, увлекался библиографией и археологией. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, хорошо рисовала и учила этому детей, двое из которых стали художниками.

Поленовы дали детям блестящее воспитание и образование. Василий окончил сразу два учебных заведения - Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) и Академию художеств, в которой, за картину «Воскрешение дочери Иаира», получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право поездки по Европе в течение 6 лет за счет Академии.  

За время своего турне Василий побывал в Италии и Германии, жил в Париже. Он писал родителям: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».

В Италии Поленов подружился с Саввой Мамонтовым, и потом не раз гостил в его подмосковном имении, в Абрамцево.

Василий Поленов и Савва Мамонтов  

В Париже Василий Дмитриевич познакомился с Тургеневым, который стал большим поклонником художника. Картина «Ливень», написанная Поленовым, как он выражался «для себя на отдыхе», произвела на писателя неизгладимое впечатление. В знак дружбы и уважения, Поленов подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич в ответ подписал ему книгу «Записки охотника», которую Василий Дмитриевич называл «бриллиантом русской литературы» и бережно хранил.

 

«Ливень», 1874 год

В 1876 году Поленов вернулся в Петербург. С собой он привез картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 этюдов, которые написал в Париже. За эти работы ему было присвоено звание академика.

О своей заграничной поездке Поленов писал: «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

В.Д. Поленов. 1892 г.

В 1876 году, он принимал участие в боевых действиях, в составе русской добровольческой армии и создал ряд работ, посвященных Сербско-Турецкой войне. По возращению с фронта, Василий загорелся переездом в Москву, считая, что там «будет сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…».

В 1877 году, Василий Поленов приехал в Москву, чтобы собрать материал для будущей картины. Он хотел создать масштабное историческое полотно «Пострижение негодной царевны», которое так и не было написано.

Пожив немного у брата своего отца, издателя Федора Чижова, он начинает поиски квартиры. Через три недели Поленов, вместе художником Рафаилом Левицким, уже переехал на новое место жительства и написал Чижову: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».  

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882 год

По утверждению некоторых историков и искусствоведов, дом, в котором снимал комнату Поленов, изображен на его  картине «Бабушкин сад».

«Бабушкин сад», 1878 год.

Комната Василию Дмитриевичу очень понравилась. Здесь и была написана одна из самых известных его картин «Московский дворик». Идея родилась практически мгновено, вот как художник сам об этом писал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Первоначально картина выглядела так: 

К великому удивлению Поленова эта работа очень всем понравилась. «Незамысловатая картина, которую я написал и срузу же забыл о ней», - говорил художник о «Московском дворике».

Когда Василия Дмитриевича пригласили принять участие в выставке передвижников, он решил ее там выставить. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», - писал он.

В итоге картину, прямо на выставке, приобрел Павел Третьяков, а Василию Поленову разом досталась слава, любовь критиков и зрителей.

Газеты без устали писали про «прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова» и о том, что «глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки…».

Художник Василий Бакшеев вспоминал: «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине». После выставки Поленова стали называть мастером интимного (глубокого, сокровеного, личного) пейзажа.  

Скопив немного денег, художник купил землю и по собственному эскизу построил дом, ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области. 

Художник очень любил природу, мог часами любоваться лесом, слушать пение птиц, сидеть на берегу реки. А потом рисовал, рисовал, рисовал...

Но не только природа находила отображение в его работах. Во время русско-турецкой войны Поленов был официальным художником будущего императора Александра III. Ездил на Ближний Восток, чтобы окунуться в местный колорит и прочувствовать атмосферу для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

В честь 80-летия художника, в 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова. А через два года ему, одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.  

Но «Московский дворик» так остался самой популярной его картиной. Искусствовед Виталий Манин назвал  ее «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Московский дворик тогда и сейчас. Коллаж - Картины с историей

Давно уже нет того дворика, домов и людей, осталась только церковь, которая напоминает нам о жизни великого художника и его картинах.

Скончался Василий Дмитриевич Поленов в июле 1927 года. Похоронили его в Поленово, где он любил бывать и писать просторы родной природы.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru