Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
2022-01-16 21:23:20, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Только что вышла почтовая карточка с литерой В, воспроизводящая картину В.В. Кандинского, посвященную Москве. Споры о нем не утихают и по сей день. Ему посвящено не так уж много марок, да и филателистической литературы о художнике почти нет. И все же у нас есть все основания не проходить мимо этого важного события.
Мы не можем сказать, что филателисты горячо любят авангард. В последнее время на марках все чаще возникают абстрактные символы и сразу же раздаются окрики: “Зачем нас мучают этими ребусами? Ну и что здесь изображено? Да сам-то художник понял, что он нарисовал?” И нередко коллекционеры в порыве раздражения сами же и пробуют дать быстрый ответ на этот вопрос.
Интересно, что в советское время у филателистов было больше возможностей познакомиться с абстрактным искусством, чем у рядовых поклонников живописи. Ведь на марках Чехословакии, Кубы и Польши встречались репродукции абстрактных картин, причем эти марки свободно продавались в агентстве “Союзпечать”. Это были выпуски братских стран, и никому не пришло бы в голову с кляссером в руках критиковать манеру, скажем, поляка Анджея Врублевского или кубинца Вильфредо Лама. Или отказаться выкупать по абонементу марки с репродукциями полотен этих живописцев, ибо они, мол, непонятны. Приобретение марок по абонементу было обязательным для членов ВОФ, и это значит, что некоторые шедевры абстрактного искусства неизбежно попадали в коллекции наших филателистов (курьёзная вещь – авангард, не одобряемый в Политбюро ЦК КПСС, иногда становился элементом абонементной “принудиловки”).
Но когда речь заходит о художественных приемах, которые выработал Василий Васильевич Кандинский, филателисту есть о чем высказаться и с чем поспорить. Ведь сегодня выходит множество марок с эмблемами выставок, конгрессов и международных организаций. И почти везде абстрактная символика, расплывшиеся пятна и ломаные линии. То размазанные капли, то загадочные геометрические фигуры.
Фирменный стиль конгрессов и международных симпозиумов активно и охотно берет в свой арсенал яркие пятна и подтеки – это и экологические символы, и аллегории мира и свободы, и образное обозначение творческих полетов и дерзаний ученых… Старая чеканная символика, занимавшая почетное место на марках, заменяется новой. Кому же иметь свою собственную позицию по поводу модернистских форм, если не филателистам?
В.В.Кандинский давно покинул этот мир. Со дня смерти художника минуло 77 лет, а многие его полотна кажутся написанными только сегодня, настолько они современны. Яркое буйство красок, необычные линии и загадочная атмосфера картин заставляли задуматься о тайных смыслах этих холстов. Марки, выпущенные во Франции, ФРГ, Гамбии, Гайане и Мозамбике, тоже наталкивают на такие раздумья.
Кем же он был – этот талантливый художник, чье имя до сих пор вызывает такие яростные споры? Василий Васильевич Кандинский родился в 1866 году в Москве в семье торговца чаем и происходил из старинного купеческого рода. Среди предков художника были тунгусы и манси. Будущий знаменитый живописец не пожелал стать коммерсантом. Он учился в Одесской гимназии, затем изучал юриспруденцию в Московском университете, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодскую губернию, но увлечение искусством взяло верх.
Несмотря на капитальное юридическое образование, Кандинский никогда не работал юристом. Его рано привлекло изобразительное искусство, и он стал писать маслом. В 1895 году молодой живописец посетил выставку французских импрессионистов, на которой вдохновился картиной Клода Моне “Стог сена”. Он стал анализировать импрессионистическую технику и понял, что живопись становится его страстью.
Кандинский в равной мере принадлежал двум культурам: русской и немецкой. Он с детства учил немецкий язык, хорошо знал литературу Германии. Он не готовил себя с детства к постоянной жизни в германоязычной среде. Но так уж получилось, что ХХ век словно призвал его быть посредником между русской и немецкой культурой.
Будущий художник пришел в мир изобразительного искусства в эпоху модерна, то есть в период, когда в искусстве Германии огромное значение придавалось мифологии и эпосу. Художники активно иллюстрировали сказки и мифы, много читали, рассматривая живопись как своего рода приложение к литературе и философии. Ранние работы Кандинского выдают интерес художника к сказкам и легендам, близость к символизму. Из него получился бы хороший иллюстратор художественной литературы.
Но на дворе была эпоха декаданса (мы знаем об этом, в том числе и по маркам и открыткам), в богатых домах устраивались спиритические сеансы, и художники, отойдя от бытовой живописи, всерьез заинтересовались аномальными явлениями – призраками, духами, возможностью перенестись в потусторонний мир. И разве совокупность цветных пятен на полотнах Кандинского не похожа на хоровод призраков? Но персонажи раннего Кандинского – рыцари, царевичи и купцы были далеки от призрачного мира. Постепенно сказочные сюжеты, которые когда-то были для художника предметом научного анализа, переселились на страницы альбомов в виде композиций. Можно только выразить сожаление, что красочные “фольклорные” работы художника пока еще не попали на марки и конверты.
Хорошее образование, полученное Кандинским, позволяло ему свободно ориентироваться в истории права, но юридические познания уживались в его душе с интересом к этнографии и фольклору. От законов, которые интересуют юристов, он свободно перешел на эстетические законы и стал активно их нарушать, вырабатывая новую эстетику. Все это наложило отпечаток на своеобразную манеру Кандинского.
Профессиональную подготовку в области живописи Кандинский получил в Мюнхене, в студии известного художника Антона Ашбэ, а затем в ателье знаменитого символиста Франца фон Штука (к счастью, на одной из немецких марок воспроизведена знаменитая картина Штука “Саломея”). Молодой художник буквально впитывал в себя достижения модерна. Он всерьез увлекся эстетикой Штука с его любовью к сказкам, мифам и легендам.
Ф.Штук и сам был живой легендой. Его мюнхенская мастерская (Вилла фон Штук) была настоящим музеем. Любители искусства приходили посмотреть на его полные тайны композиции, повествовавшие о русалках и фавнах, наядах и лесных нимфах. Штук много работал со светотеневой лепкой, его полотна наполнены каким-то таинственным свечением. Это импонировало многим русским живописцам, среди которых мы находим и Кандинского.
Обучение у фон Штука очень многое дало молодому художнику. Вскоре Кандинский и сам создал цикл работ, имеющих в основе фольклор. Это был цикл “Стихи без слов”. В нем соединились достижения русской черно-белой графики, влияния модных тогда А.Бёклина и Ф.Штука, да и других символистов, а также любовь художника как к немецкой культуре, так и к русскому фольклору.
Существует марка ФРГ, репродуцирующая полотно художницы Габриэлы Мюнтер с изображением двух людей, сидящих на лугу. Кто же перед нами? Это ближайший сподвижник Кандинского по цеху мюнхенских авангардистов Алексей Явленский и талантливая художница Марианна фон Верефкин (Веревкина). Оба учились у И.Е.Репина и оба, начав с импрессионизма, в дальнейшем внесли большой вклад в искусство авангарда. Получается, что мы видим на марках людей из ближайшего окружения художника, а вот его самого пока не находим.
В 1911 году в Мюнхене возникло художественное объединение “Cиний всадник”, столетний юбилей которого был широко отмечен в 2011 году в ФРГ. В группу входили А.Явленский, Ф.Марк, А.Кубин, М.Веревкина, и еще несколько талантливых живописцев, тонко чувствовавших дух современности и отразивших его в своих работах. На пороге был век техники, а мюнхенская школа призывала обратиться к первобытным и традиционным культурам, позаимствовать у них экспрессию.
В год столетия этого объединения в Германии вышла красочная марка квадратной формы, посвященная “Синему всаднику”. В плане отражения в почтовой графике из всех членов этой группировки больше всего повезло Францу Марку (1880 – 1916). Этот замечательный художник погиб на фронте во время Первой мировой войны. До выхода немецкой марки, приуроченной к столетию “Синего всадника”, его красочные работы воспроизводились на почтовых миниатюрах Парагвая. Марк обожал экзотический мир джунглей, дикой природы и не скупился на яркие краски в изображении этого прекрасного, не тронутого цивилизацией мира.
Кандинский был далек от мира дикой природы, и все же в работах его друга и ближайшего коллеги Франца Марка чувствуется опора именно на теоретические положения, изложенные в работах Кандинского об абстрактном искусстве.
В 1920-е годы Кандинский работал в знаменитой художественной школе “Баухаус”, которая находилась в Веймаре. Там преподавали лучшие архитекторы современности, такие как Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Именно здесь ковалась эстетика функционализма-конструктивизма – важнейшего стиля ХХ века. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН в России и Баухаус в Германии заложили основы для царства прямых линий, о котором так много спорили в ХХ веке и художники, и историки искусства.
Этому объединению посвятили марки как ГДР, так и ФРГ. Члены “Баухауза” уделяли большое внимание функциональному предназначению вещи. Если взглянуть на марки, репродуцирующие произведения коллеги Кандинского Оскара Шлеммера, то жизнь в функционалистских условиях (в мире прямых линий и вещей аэродинамической формы) кажется вполне счастливой – герои Шлеммера куда-то спешат по красиво освещенным лестницам. Эти марки много говорят о том, каким был мир Кандинского в 1920-1930-е годы.
Помимо почтовых эмиссий, репродуцирующих полотна художника, о данной теме нам напоминают две большие группы филателистических материалов.
Во-первых, это марки, художественно решенные пусть и не по замыслам Кандинского, но все же в экспрессионистском абстрактом ключе. Сюда можно отнести уже упомянутые марки с работами А.Явленского и Г.Мюнтер и композициями О.Шлеммера. Сюда же мы причислим и все знаки почтовой оплаты, имеющие в основе красочные полотна любителя экзотики Франца Марка. Мы узнаём стилистику Кандинского и на марке, посвященной знаменитому немецкому авангардисту Вили Баумайстеру.
Во-вторых, это группа почтовых материалов, главным образом почтовых карточек, которые оформлены в манере объединения “Баухаус”. Не забудем, что мастера Баухауса не только проектировали здания, но и создавали единую, всеобъемлющую эстетику конструктивизма. Огромное число открыток с фирменной символикой, выпущенных в самых разных странах, дает коллекционерам представление о том, что привнесло объединение, в котором преподавал Кандинский, в мировой почтовый дизайн. Фирменная символика стала все чаще опираться на квадраты и прямоугольники (нередко черного и красного цвета), но целые вещи, например, “ведомственные” конверты, оформленные таким образом, пока еще не попали в поле зрения наших исследователей.
Кандинского часто сравнивают с Э.Мунком. Талантливый норвежский живописец Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Лётене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.
Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства. Мунку было всего пять лет, когда умерла его от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве, ведь путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма. Для почтовых марок и блоков Норвегии выбраны относительно нейтральные сюжеты, в которых не чувствуются болезни и смерть, в то время как на марках других стран буквально разворачивается драма бытия.
Филателисты, помещающие в свои собрания марки с картинами Мунка, могут и не знать, насколько трагична его муза. Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Кандинский по сравнению с Мунком был благополучным и успешным художником.
Почему же так часто говорят о Мунке и Кандинским, упоминая их имена рядом? Сравним филателистические материалы об обоих художниках. Оба любили широкий мазок, свободную, раскованную технику живописи. Оба прошли через увлечение импрессионизмом и экспрессионизмом. И каждый из них очень внимательно относился к внутреннему миру человека. Существует блок Мозамбика, на марке которого – картина Мунка, а на полях размещён абстрактный узор с картины Кандинского. И оба эти изображения удачно гармонируют друг с другом.
Приход к власти Гитлера многое изменил в жизни Кандинского. Фашисты заклеймили творчество художника как дегенеративное и выставили некоторые его работы на печально известной выставке “Дегенеративное искусство”, которая была организована в 1937 году в Мюнхене. Школа “Баухаус” очень раздражала идеологов нового режима и наконец её закрыли. Кандинский переехал во Францию – страну, которая посвятила ему красочную почтовую миниатюру.
Художник скончался в 1944 году. Так же как и его коллега Э.Мунк, он не дожил до завершения Второй мировой войны. Деятели культуры тяжелейше переживали трагедию прихода к власти фашизма и оккупации европейских стран.
Перенесёмся мысленно в середину ХХ века. Итак, в начале 1960-х годов Европа заново открыла для себя Кандинского. Ну а что же у нас? На гребне войны с абстракционизмом Кандинского стали упоминать как символ буржуазного искусства – малопонятного, заумного и безыдейного. В брошюрах по современному искусству было сказано много ругательных и несправедливых слов. Иногда абстракционизм ругали очень солидные и уважаемые деятели культуры, например, живописец, реставратор и прославленный историк искусства И.Э.Грабарь, автопортрет которого мы видим на советской марке 1972 года и выпущенном в прошлом году блоке.
Но времена меняются, и сегодня о Кандинском выходят книги и статьи, его работы уже давно выставлены на всеобщее обозрение в Эрмитаже. Нельзя не упомянуть и еще одно важное обстоятельство. Работы Кандинского, его удивительный стиль – стиль тонкой игры многоцветных пятен был использован при подготовке церемонии открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Цветовые сочетания, которые так любил художник, вдруг ожили в ходе церемоний. Они воплотились в “световой скульптуре” и в изящных движениях людей на арене стадиона “Фишт”. Поэтому марка с изображением этого замечательного стадиона может по праву быть отнесена к тематической коллекции, посвященной Кандинскому. И оба блока с изображением олимпийских и паралимпийских медалей также могут быть помещены в такую коллекцию.
Ну а как же быть с филателистическими материалами, посвященными самому художнику? Увы, их пока до обидного мало и выпускают их в основном страны третьего мира, привлекая филателистов-тематиков разноцветьем цветовой гаммы. Вот и в нашей стране пока что нет марки, посвященной знаменитому абстракционисту, и это не может не вызывать сожаление. Но теперь есть почтовая карточка, и это уже не может не радовать.
Отметим при этом, что в России в 1992 г. была выпущена клубная почтовая карточка. Рисунок для нее создал талантливый петербургский дизайнер Михаил Занько. Мы видим на ней портрет художника, помещенный в декоративную рамку, которая наполнена абстрактными орнаментами. Хочется верить, что и российская марка, выпущенная в честь волшебника-абстракциониста, когда-нибудь сойдет с печатного станка.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Статья опубликована в сокращенном варианте