ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Как рождается «редкость»?

Пожарная техника в филателии

Марки рассказывают о стиле граффити

Охотники за светом


Главная  /  Алгоритмы привлекательности

Поиск по статьям:

Алгоритмы привлекательности

2022-01-03 11:45:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Размышления о художественном оформлении филателистической литературы для детей.

Проблема популяризации филателии среди детей и юношества стоит сегодня очень остро. Сейчас трудно представить себе, что сорок лет назад в СССР существовала обширнейшая сеть филателистических кружков, которые устраивали выставки и конкурсы, демонстрировали филателистические коллекции (в том числе коллективные) в школах и домах культуры, а то и в краеведческих музеях) и серьезнейшим образом отчитывались на разных смотрах о проделанной работе по созданию коллекций. Это осталось в прошлом.

Сегодня популяризаторы филателии лихорадочно ищут средства приобщения школьников к коллекционированию марок. Оно перестало быть модным, престижным и вообще перестало быть частью юношеского досуга. Мы не анализируем здесь, почему это произошло, а лишь высказываем надежду на то, что юношеская филателия возродится, и что опыт предшествующих поколений хотя бы частично будет востребован (пусть и в трансформированном виде).

Цель настоящей статьи – обобщить некоторые закономерности в художественном оформлении книг по филателии, предназначенных для детской и юношеской аудитории. Мы рассмотрим эти издания с точки зрения привлекательности. Существуют разные теории привлекательности и классификации её типов. Известный искусствовед Эрнст Гомбрих (1909 – 2001) выделял такие типы привлекательности как плазматическая и проволочная. Первый тип предусматривает округлую, плавно расплывающуюся форму, второй – форму, смоделированную жёсткой наращиваемой линией. Обложка канадского журнала для юных филателистов, на которой изображён выведенный плавной линией канадский бобёр – это пример плазматической привлекательности, а беглый рисунок пером в “набросочном стиле”, изображающий школьников, обменивающихся марками на перемене, будем считать проволочным типом. Оба типа представлены в дизайне филателистической литературы.

Напомним читателю, что книги по филателии, предназначенные для юных коллекционеров, издаются с начала ХХ века и их художественное оформление в своей эволюции прошло через стадии таких исторических стилей как модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм, ретро и даже пост-модернизм.

В эпоху модерна филателистические руководства оформлялись по всем правилам профессионального графического искусства того времени. Например, немецкие руководства для юных филателистов украшались красивыми витиеватыми линиями в стиле художников Рихарда Римершмидта, Отто Эккмана и Генриха Фогелера.

В 1914 году в России вышла замечательная книга П.М.Ольхина “Альбом редких марок” (издательство М.О.Вольфа, Петроград – Москва), которая была не столько справочником по мировым раритетам, сколько увлекательным подарочным изданием для юных филателистов. Обложка в стиле модерн отличалась богатством книжного декора, на ней была изображена россыпь марок разных стран, а плашка с заглавием книги была стилизована под почтовое отправление.

В период Ар деко орнаментика несколько упростилась, надписи на обложках книг стали располагаться в эффектных геометрических плашках. На оформлении книг о марках (особенно обложек и рекламных разделов) сказалась и стилистика гламурных журналов, оформленных в манере знаменитого дизайнера Алексея Бродовича.

Период следующего стиля – функционализма-конструктивизма отличался рациональным оформлением книг по филателии, внешний вид каталогов и руководств был очень строгим. Резкий контраст с этим стилем составила “озорная” эстетика 1960-х годов со свойственной ей стилизаций то под коллаж, то под мультипликационное кино.

Верю, что в будущем опытные историки филателистического движения не только опубликуют хронологию создания КЮФов и вообще юношеского филателистического движения (что само по себе очень интересно), но и напишут историю филателистической литературы для юношества, в том числе историю художественно-графического оформления филателистических книг, журналов, а также альбомов для марок и художественных обложек для сувенирных наборов.

Над оформлением книг о марках всегда трудились профессиональные художники-графики, поэтому макеты отличались разнообразием. А на страницах руководств по собиранию марок нередко встречались различные рисунки. Как правило, это были рисунки пером или фломастером, выполненные в юмористическом стиле. В современных книгах графических работ почти нет, всё чаще используются готовые фотографии, из которых художники создают талантливые фотоколлажи. Наверное, это экономичнее, чем поручать художнику создать графическую или акварельную композицию о школьниках, рассматривающих марки, ведущих обмен или монтирующих выставочный стенд. Но как не хочется верить, что рисунки на филателистическую тему ушли в прошлое. Ведь в них было много душевности и теплоты.

Не могу не вспомнить и старые номера журнала “Филателия СССР”, для которого всегда был характерен внимательный и деликатный подход к оформлению. С самых первых номеров там стали печататься произведения художественной литературы. Часто они сопровождались чёрно-белыми рисунками (как штриховыми, так и тоновыми), а когда печать стала цветной, то и цветными композициями в технике “перо, тушь, акварель”. С 1969 года в журнал встраивались выпуски “Орбиты” – “журнала в журнале для юных коллекционеров”, у которого был художественно оформленный титульный лист.

Вспоминается один интересный факт. С 1966 года на страницах “Филателии СССР” появляются изображения пожилого усатого интеллигента в шляпе и маленькой девочки. Это были дед Филат и его внучка Эля – визуализированные компоненты слова “филателия”. Дед Филат задавал внучке и юным читателям журнала вопросы и отвечал на них, раскрыв альбом. Интересно, что эти умилительные персонажи поначалу вызывали… критику. Некоторые читатели видели в этом вульгаризацию слова “филателия”, чуть ли не издевательство. Подумать только, дорогое их сердцу слово расщепили пополам! Это говорит о том, что к популяризации своего увлечения филателисты относились очень серьёзно. Поэтому качество иллюстраций к филателистической литературе должно было улучшаться, а вместо этого они почти совсем исчезли…

Принято считать, что советская культура была “культурой образцов”. Вот и литература для юношества, приобщавшая школьников к разным областям деятельности, будь то цветоводство или моделирование, обязательно сопровождалась эффектным изобразительным рядом. Героями были образцовые школьники, и на рисунках было показано, как следует держать лейку или лобзик. Многие композиции имели идиллический характер: дети с увлечением совершали совместные действия или внимательно следили за объяснениями руководителя кружка, сгруппировавшись вокруг него, как в бытовой живописи Голландии семнадцатого века (в СССР очень уважали классическую живопись, и её образы часто возникали в неожиданных местах, например, в филателистической рекламе).

В 1950 – 1960-е годы было создано несколько идиллических композиций о юных филателистах. Эти произведения графики смотрятся сегодня несколько сентиментально и архаично, но сколько в них любви к детям и сколько человеческого тепла. Видно, что школьники рассматривают альбомы с марками с неподдельным интересом, что их привлекают сами марки, а не какие-то искусственные приёмы активизации внимания.

С них начинается история отечественных композиций, посвящённых филателии. Если только кто-то когда-нибудь напишет историю советской “бытовой филателистической живописи”, о них вспомнят. На них изображались дети, рассматривающие альбом с марками или слушающие объяснения кого-то из взрослых. Взрослые изображались солидными (ведь они были носителями исторического и филателистического опыта), и чувствовалось, что дети уважали их уже за то, что они взрослые. А тут ещё альбом с красивыми марками и увлекательные рассказы. Не преувеличу, если скажу, что это была если не аллегория рая, то, во всяком случае, визуализация счастья.

Сегодня жанр такой композиции развивается только в плоскости фотоискусства. Собственно тема детства никуда не ушла из изобразительного искусства, но никому из художников не приходит в голову нарисовать, как современные школьники рассматривают и изучают марки. Неужели само по себе графическое оформление литературы для юных филателистов умерло, и немногие пособия по коллекционированию и далее будут оформляться в сухом стиле типовых компьютерных макетов? Не хочется верить в это. Необходимо изыскать средства и методы привлечения хороших художников-графиков к филателистической теме (пусть бы это были представители разных школ и направлений), но это дело будущего (может быть, даже очень далёкого будущего).

Совсем иная ситуация наблюдалась в 1960-е годы, когда во всём мире начался бум детской и юношеской филателии. В некоторых детских журналах (например, “Пионер”) имелась страничка для коллекционеров. А известный польский журнал “Горизонты техники для детей”, на который было невозможно подписаться, публиковал материалы по маркам и спичечным этикеткам, но эта рубрика всегда была очень строгой по оформлению (сам-то журнал был абсолютным шедевром польского дизайна). Попеременно статьи назывались “Техника в филателии” и “Техника на этикетках спичечных коробок”. У них был красивый шрифтовой заголовок, а иллюстрации были цветными. Вспоминая об этой страничке, автор этих строк невольно задаётся вопросом: а что сегодня могло бы подвигнуть школьников создать коллекцию марок о технике, известных изобретениях? Так сразу и не скажешь.

Молодёжная тема трактовалась польскими художниками с особым трепетом, и это проявилось в литературе по коллекционированию. Художники Ян Грабяньский, Хелена Матушевска и Ежи Дессельбергер не иллюстрировали литературу по филателии, но они задали такую высокую планку книжного дизайна, что мир заговорил о польской графической школе. И хотя это было давно, автор этих строк вдруг представил себе, что традиции польской графики 1960-х годов будут возрождены… в современных филателистических журналах. Почему мы говорим именно о польской графике? “Озорной” стиль, основанный на свободной компоновке ярких пятен, производит очень радостной впечатление, буквально дышит позитивом. От журнальной графики перейдём к книгам. Назовём здесь великолепную польскую книгу Оттона Гросса и Казимежа Грыжовского “Путешествия в мире марок”, которая вышла в 1977 году и была мгновенно распродана. Монография отличается богатством воспроизведённого материала и удачным решением макета, суперобложки и переплёта. Форзац и нахзац содержат цветные композиции из марок разных стран.

А замечательное подарочное издание Людвига Соучека “Туда, где не слышно голоса” (Прага, 1968) сразу же покорило читателей не только интересным содержанием, но и в высшей степени удачным художественным оформлением. Это поистине увлекательная книга о почте и филателии. Когда мне подарили эту книгу, я ничего не знал о художнике Камиле Лготаке (1912 – 1990), и лишь потом узнал, какой это был замечательный человек и мастер графики. Позволим себе сказать несколько слов об этом выдающемся мастере.

Летом 2012 года широко отмечалось столетие со дня его рождения. Автор этих строк хорошо помнит издания этого удивительного иллюстратора, которые продавались в магазинах “Книги социалистических стран”. Эти книги, дарившие радость читателям, трудно забыть. Чехословацкое искусство иллюстрирования детской книги очень ценили в СССР. Особенности чешской школы книжной иллюстрации в разные годы отмечали такие исследователи как Э.Ганкина и Л.Кудрявцева. Эти авторы дали историкам искусства значительный арсенал идей, наработанный исследователями 1970-1990-х годов.

К.Лготака следует помнить за его необыкновенный вклад в искусство книги для юных читателей. После его “вмешательства” в стиль книжной графики эстетика детской книги стала другой. Она обогатилась новыми особенностями и, к счастью для филателистов, это воплотилось в книге “Туда, где не слышно голоса”.

Напомним читателю некоторые факты из жизни художника. Он родился в 1912 году в семье врача. Работая с больными полиомиелитом, Лготак-старший носил с собой некоторые материалы, связанные с лечением, и случайно заразил ребёнка. К счастью, мальчик превозмог болезнь, иначе мы не анализировали бы сегодня его многогранное наследие.

Количество книжных иллюстраций, созданных художником, поистине огромно. В разные годы Лготак иллюстрировал Жюля Верна, Марка Твена, Льюиса Кэрролла. В упомянутой нами подарочной книге “Туда, где не слышно голоса” он позволил себе синтезировать изображения разных типов: старинные гравюры, фотографии и собственные рисунки. Получился уникальный книжный ансамбль, который в высшей степени эффектно смотрится и сегодня. При этом Лготак всегда подавал доставку почты как увлекательное приключение в духе Джека Лондона.

Рядом с Лготаком я хотел бы назвать имя другого крупного чешского иллюстратора – Адольфа Гофмейстера (1902 – 1973). В СССР выходила книга Франтишека Лангера “Розовый Меркурий”, в которой были великолепные цветные иллюстрации Гофмейстера на филателистическую тему. Они безупречны как в эстетическом, так и в филателистическом отношении.

Не могу не вспомнить и книги ГДР, которые продавались в наших магазинах. В Восточной Германии была обширная сеть филателистических магазинов, и филателия пользовалась большой популярностью. Для школьников издавали так называемые “филателистические буквари” (“Philatelistenfibel”), в которых рассказывалось о марках детским языком (автором одной из таких азбук был знаменитый популяризатор филателии Хорст Хилле). При оформлении книг о марках и почте в ГДР любили использовать репродукции разных марок, наложенные одна на другую. Получались очень эффектные обложки и суперобложки...

Продолжение следует...

А.П. Дьяченко, филателист,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-01-06 11:55:05, Сергей
Очень интересная познавательная статья, наполненная теплотой и душевностью

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru