ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Тянет на брега Невы…

Сто лет Якутии

Бабочки в русской культуре и науке

Июльский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Грациозность Эжена Грассе

Поиск по статьям:

Грациозность Эжена Грассе

2021-11-29 11:03:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В истории почтовой графики есть имена, которым всё ещё не отдана дань уважения в той мере, в которой они этого заслуживают. К счастью, филокартисты не забыли имя Эжена Грассе (1845 – 1917), выдающегося франко-швейцарского графика, живописца и дизайнера.

Он сделал очень многое для превращения почтовой открытки в произведение искусства, и поэтому его имя теснейшим образом связано с историей почты и с эволюцией стиля графики малых форм. Эта статья приурочена к выходу марки “Дом-музей А.П.Чехова в Ялте”, так как в этом замечательном музее хранятся марки работы Грассе.

Как художник Грассе сформировался в период господства в искусстве эклектических направлений, но всё же он был плоть от плоти человеком эпохи модерна. В это интереснейшее время мировое искусство осваивало неизведанные темы и мотивы. В тематике почтовой открытки были очень популярны мотивы волны и вьющегося растения, и это касалось в первую очередь открыток.

Официальные почтовые марки при этом оставались довольно строгим (с точки зрения мотивов) жанром. Там не было места ни отважным героям Жюля Верна, ни, допустим, цирковым персонажам Тулуз-Лотрека. При этом марки колониальных стран, которые печатались во Франции, были призваны еще и отражать экзотику разных континентов (фауну и этнографию), и это было своего рода “вызовом” для почтовых дизайнеров (далеко не каждый из них бывал в экзотических странах и приходилось пользоваться фотографиями).

Почтовая открытка опережала марку по тематическому разнообразию, но она становилась всё более совершенной, изысканной. Новые мотивы уверенно заявляли о себе и стремительно проникали в оформление почтовых карточек. Благодаря Жюлю Верну и кинематографисту Жоржу Мельесу на французские открытки проникла космическая тема, примеры которой смотрелись в высшей степени необычно.

В целом панорама почтовой графики Франции рубежа XIX и XX веков очень разнообразна (мы говорим о Франции, так как Грассе долгие годы работал именно там). Многие талантливые художники, имевшие европейскую известность, отдали дань искусству малых форм и с увлечением проектировали изящные почтовые миниатюры.

Художники, работавшие над эскизами открыток, были довольно свободны в выборе тем. Модерн тяготел к природным формам и отсюда обилие растительных орнаментов. Но были и открытки в так называемом геометрическом стиле, хотя Грассе был далек от этого направления. Очень популярна была линия, имевшая название “взмах бича”. А под влиянием японской гравюры на дереве приобрёл популярность образ утонченной лирической героини в свободно ниспадающих одеждах.

Эжен Самюэль Грассе родился 25 мая 1845 года в Лозанне (кантон Во). Его отец был столяром. Профессиональную подготовку Эжен получил в Высшей технической школе города Цюриха. И хотя он изучал архитектуру, зодчим всё же не стал. Главным для молодого архитектора стали графика малых форм, искусство книжного переплёта, открытка и плакат.

Художник много и увлечённо учился мастерству и стремился к разносторонней самореализации. Он пробовал себя не только в графике (хотя чаще всего он упоминается в литературе как плакатист), но и в скульптуре. Помимо этого он серьёзно занимался живописью и ювелирным искусством.

Едва ли не самой известной работой Грассе стал переплёт знаменитого французского энциклопедического словаря “Ларусс”, на котором изображена женщина с одуванчиком. Это лиричное изображение надолго стало эмблемой издательства “Ларусс”, а затем и элементом фирменного стиля этого издательского дома. Будучи напечатанной на ткани, композиция для “Ларусса” украсила один из знаковых переплётов европейского модерна, сделала его колоритной приметой эпохи.

С книжного переплета эта эмблема шагнула на почтовые открытки и конверты издательства. Получается, что Грассе стоял у истоков фирменного стиля во французском искусстве. Более того, он убедительно доказал, что одно и то же изображение может быть подвержено жанровой трансформации. Эмблема издательства может из украшения на переплёте книги стать изящной виньеткой для почтовой карточки или конверта.

Попробуем очертить общие закономерности почтовой графики Грассе. Талантливый швейцарец привнёс в искусство почтовой графики тонкость исполнения и мастерство обработки деталей. Но эти качества и ранее были у многих мастеров. Что же добавил в почтовый дизайн этот поистине уникальный художник?

Грассе не просто увлекался растительным орнаментом. Он даже защитил диссертацию на эту тему, положив в основу графические работы своих студентов. Владение закономерностями растительных орнаментов позволило художнику создать графические серии, которые надолго полюбились всем любителям изящного. Это красочные циклы литографий “Времена года” и “Месяцы”. Именно эти графические сюиты чаще всего воспроизводятся на современных подарочных открытках.

В цикле литографий “12 месяцев” фигурирует любимая героиня Грассе – Прекрасная садовница. Эта изящная женщина так любит свой сад, что даже зимой приезжает из городской квартиры навестить деревья. Открытки этого цикла репринтируются чаще других, они известны в традиционном и в миниатюрном формате.

Нельзя не отметить, что Грассе был современником английского художественного движения “Артс энд крафтс” (“искусств и ремёсел”), к которому принадлежали знаменитые художники Уильям Моррис и Уолтер Крейн. Грассе проникся их новаторскими идеями и пытался имплантировать их на швейцарскую почву.

Особенно вдохновлял Грассе талантливый английский художник и теоретик искусства Уолтер Крейн (1845 – 1915), родившийся в один год с героем нашего очерка. Общность эстетики Грассе с тонким и изящным стилем Крейна очевидна. Это редкий пример, когда художник учился мастерству не у старшего по возрасту педагога, а у своего сверстника (Крейну посвящены марки Австрии и ГДР).

Самым известным произведением почтовой графики, созданным Грассе, была серия марок к 25-летию Всемирного Почтового Союза. В эскизах Грассе к этому выпуску воплотилась современная тенденция к синтезу разных жанров. Марка вобрала в себя особенности как книжного переплёта и обложки того времени, так и собственно графики малых форм.

Известно, что образование Всемирного почтового союза (ВПС, основан в 1875 году) стало значительным событием в жизни Европы. В 1900 году было решено выпустить серию марок, посвященную юбилею ВПС. Эти марки, композиция которых имела в основе фигуру ангелоподобной женщины в крылатой диадеме – символ ангела-вестника, стали подлинными шедеврами. Возможно, что в образе этой лирической героини мы видим ту же самую прекрасную садовницу, фигура которой в длинном платье стала узнаваемым брендом.

Три вошедшие в юбилейный выпуск марки хорошо изучены историками почты. Они поступили в продажу в Берне 2 июля 1900 года. Гравировальные работы выполнил известный график Фредерик Флориан (Париж). Марки имели номиналы 5, 10 и 25 сантимов. Характерной особенностью выпуска был вытянутый по вертикали формат (влияние японских какемоно). После 2 июля марки переиздавались дважды.

Известны тиражи марок с другой величиной марочного поля, а затем и с перегравированным клише. Таким образом, марка каждого номинала имеется в коллекциях филателистов в трёх разных исполнениях.

Очень интересен для филокартистов следующий факт. Композиция Грассе для марок к юбилею ВПС легла в основу почтовых карточек и идеально вписалась в пропорции художественной открытки. Карточки с композициями красного и зелёного цветов часто воспроизводятся в книгах по истории открытки как памятник культуры эпохи модерна, впитавший в себя особенности стиля.

К юбилею ВПС были выпущены и другие открытки, на которых был изображен знаменитый памятник ВПС, созданным скульптором Шарлем-Рене де Сен-Марсо, но он не так эффектно смотрелся на открытках, как вертикальная композиция работы Грассе. Именно эти одноцветные почтовые карточки убедительно доказали, что талантливо выполненная эмблематическая композиция может путешествовать из одного жанра тиражной графики в другой, не теряя своих эстетических достоинств.

Мы уже отметили выше, что марки, посвящённые ВПС, были в коллекции А.П.Чехова и сегодня хранятся в его доме-музее в Ялте в оригинальной форме – они сложены в пачки и перевязаны ниткой (об этой коллекции писал замечательный прозаик Юрий Казаков). Из-за такого способа хранения долгое время не был сделан окончательный вывод о том, можно ли считать Чехова настоящим филателистом. А мог ли знать произведения Чехова сам Грассе? Увы, мы ничего не знаем об этом.

Большинство созданных художником композиций имеют в основе символистские мотивы. Все изящные дамы, нарисованные Грассе, словно призывали вернуться в мир сказок или пьес знаменитого символиста Мориса Метерлинка, хотя на дворе была эпоха бурного технического прогресса.

На переплётах, изобилующих орнаментами и красивыми шрифтовыми композициями, часто можно было увидеть рельефное тиснение, изображавшее технические символы эпохи: пароходы, воздушные шары, подзорные трубы и различные морские приборы. Культ техники был всеобъемлющим. Сказочная вселенная Грассе, населённая прекрасными принцессами и феями, была напоминанием о том, что не техникой единой жив человек…

Грассе принадлежал своей эпохе и обзор его творчества немыслим без упоминания о его знаменитых современниках, которые работали в аналогичном стиле. Выдающийся мастер эпохи модерна Альфонс Муха (1860 – 1939) взял очень многое от стиля Грассе, от разработанного им типажа. Оба художника исповедовали эстетику модерна и оба отдали дань почтовой графике. Сегодня открытки, созданные ими в 1890-е годы, активно репринтируются, издатели группируют их в изящные подарочные почтовые наборы. Творчество А. Мухи в жанре почтовой графики заслуживает отдельного разговора.

Отметим при этом, что в библиотеках России было немало изданий, оформленных художниками, которые находились под сильным влиянием Грассе. К ним относятся справочники и энциклопедии, книги о театре и балете, подшивки журналов с оформленными в “фирменных стилях” тканевыми переплётами. Интересно, что многие немецкие книги по медицине и садоводству, оформленные в стиле Грассе и его последователей были набраны готическим шрифтом и в силу того обстоятельства, что в СССР мало кто мог читать этот шрифт, остались невостребованными и вследствие этого очень хорошо сохранились.

Грассе скончался во французском городе Ско в октябре 1917 года. Как известно, для нашей страны это был год Октябрьской революции. Модерн уходил в прошлое, уступал место новому революционному искусству.

Но большевики (хоть и провозглашали новое искусство и объявляли о гибели старого мира), тем не менее, брали от буржуазного искусства очень многое. Например, оформлением первомайских демонстраций и других революционных празднеств порою занимались художники “старой школы”, блестяще владевшие изобразительным арсеналом модерна. Получалось, что некоторые приёмы Грассе обрели вторую жизнь в искусстве РСФСР и СССР двадцатых годов.

Но не менее важен и дореволюционный период. В творчестве каких русских художников можно найти отзвуки влияния Грассе? Назовём здесь прежде всего художника В.Владимирова, оформившего сборник стихов Александра Блока “Стихи о прекрасной даме” (1904). Именно такие цветы, как у Владимирова, появлялись в те годы на почтовых открытках. Помимо В. Владимирова назовём мастеров объединения “Мир искусства”. Произведения Грассе наверняка видели К. Сомов, А. Бенуа и И. Билибин.

Почтовые открытки этих замечательных мастеров ещё предстоит проанализировать с точки зрения стилистической общности с манерой Грассе. Поместим в нашу подборку блок с портретом Б.М. Кустодиева – в его работах мы видим явную перекличку с произведениями графики малых форм, составляющими наследие интересующего нас художника.

Не забудем, что члены группировки “Мир искусства” очень внимательно относились к деятельности немецких журналов “Кунст” и “Югенд”, на страницах которых часто печатались работы как самого Грассе, так и его немецких последователей, самым известным из которых был уже упоминавшийся выше талантливый мюнхенский художник Ганс Христиансен (1866 – 1945). Он не создал ни одной марки, но стал автором целого цикла высококачественных художественных открыток.

Книги и открытки, отражающие стиль Христиансена, имели хождение в России. Но в нашей стране не было откровенных подражателей его манере. А в Польше и Венгрии традиции немецкого модерна пустили глубокие корни, и приёмы Грассе и Христиансена причудливо переплетаются в творчестве таких художников как Станислав Выспяньский (Польша), Микса Рот и Йозеф Риппль-Ронаи (Венгрия).

Упомянем здесь и непочтовые марки. В России выходило много благотворительных и рекламных марок, у которых были общие черты со знаками почтовой оплаты. Рассматривая эти произведения графики малых форм, мы можем заметить в рисунке многих из них явное влияние манеры Грассе. Но это уже тема для отдельного разговора. Хочется верить, что историки искусства в будущем обратят внимание на эти особенности русских графических миниатюр.

Хотя в целом русская школа графики была очень своеобразной, самостоятельной. Именно поэтому и у самого Грассе не было явных эпигонов и поиск соответствий затруднён.

А.П. Дьяченко, филателист,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2021-11-29 14:52:35, Владимир
Спасибо за ваши статьи. Получаю истинное удовольствие, читая их
2021-11-30 23:52:45, Светлана Михайловна Мишурова
Красивая статья!И интересная.
2021-11-29 21:10:56, А.П. Диденко
Владимир, спасибо за отзыв. Стараюсь для читателей, и если пока удается подобрать интересные факты, то и хорошо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии
  • Кино и марки
  • ФилОбзор. Государственные награды Российской Федерации
  • Политическая карта мира в почтовых марках
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Платиновый юбилей
  • К «юбилею» распада СССР
  • Конверты «Самиздат»

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru