Что такое чернодрук?
2021-11-23 21:59:09, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Мы попросили наше филателистическое сообщество подключиться к теме освещения фальсификатов и поделиться опытом их распознавания. А также рассказать начинающим коллекционерам о нюансах филателии.
Одним из первых откликнулся на нашу просьбу, филателист со стажем, Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC) Андрей Петрович Дьяченко. Он расскажет о чернодруках.
* * *
Чернодрук (нем. Schwarzdruck – черно-белый оттиск) – это сувенирный листок, продаваемый или выдаваемый посетителям на филателистических выставках на память об экспозиции. Он называется так вследствие того, что часто содержит черно-белое изображение марки, которая уже известна филателистам как многоцветная (или знакома им в другом цвете).
Таким образом, это интересная встреча филателистов с новой ипостасью уже известной марки. Кстати, впечатанных марок на сувенирном листке может быть несколько, но, как правило, не больше четырёх. Процитируем здесь Википедию:
Понятие «сувенирный листок» в русской филателистической литературе имеет узкое значение и используется исключительно для описания непочтовых изданий. Его не следует путать с другим русским термином — «почтовый блок», а также с похожими терминами в иностранных языках, например, с английским термином «souvenir sheet» (или «miniature sheet»), который одновременно подразумевает издания как почтового (русский термин «почтовый блок»), так и непочтового (русский термин «сувенирный листок») характера.
Чернодруки немного похожи на почтовые блоки. Впечатанные в них марки не имеют перфорации или же имеют нарочито крупное (условное) изображение зубцов, чтобы подчеркнуть, что это не настоящие знаки почтовой оплаты. Но иногда их отличает явное сходство с уже выпущенными блоками. Особенностью сувенирных листков является их несколько упрощенное (плакатное) графическое решение и плотная бумага (вплоть до тонкого картона).
Этот вид коллекционных материалов не предназначается для наклеивания на конверты. Следует внимательно следить за тем, чтобы никто не пробовал пропустить чернодруки через почту. Они не предназначены для этого, и номинал на впечатанных марках, как правило, аннулирован волнистыми линиями (так называемая забивка).
Часто чернодруки прилагались к входным билетам на ту или иную филателистическую выставку или к каталогам выставок. Они являются косвенной рекламой выставки (или исторического события) и поэтому могут содержать сведения о выпустившей их филателистической организации и о типографии, где они напечатаны.
В СССР было выпущено немало чернодруков с портретами В.И. Ленина, разными местными памятниками вождю мирового пролетариата. Есть и сувенирные листки, посвященные Комсомолу, образованию СССР, юбилеям Победы и Октябрьской революции.
Но есть и ещё одна интересная группа сувенирных листков. Они посвящены маркам, ставшим легендарными. И тогда сувенирный листок становится своего рода репринтом марки прошлых лет, отмечая ее юбилей. А в некоторых странах на полях чернодруков помещают ещё и эскизы (проекты) марок, не вышедших в свет. И это тоже очень интересно. Ведь коллекционерам есть, что с чем сравнивать, и они могут сделать вывод о том, действительно ли выбран наилучший проект.
В Петербурге живет увлеченный коллекционер чернодруков Лев Вениаминович Буклер, филателист с многолетним стажем. Он щедро делится с коллекционерами своими большими познаниями, опубликовал несколько статей на эту тему и выпустил уникальный справочник. Помимо этого Л. Буклер сделал доклад на одном из семинаров в Центральном Музее связи им. А.С. Попова, продемонстрировав настоящие коллекционерские сокровища.
С годами чернодруки растут в цене, даже если когда-то на выставках их раздавали бесплатно. По правилам их не следует включать в филателистические коллекции, но иногда для полноты отражения филателистического материала можно в крайнем случае поместить в экспозицию один или два листка (на всю коллекцию), если они способствуют раскрытию темы. Например, если на полях чернодрука изображен редкий местный памятник, который не увидишь на обычных марках, вполне можно поместить его в выставочный экспонат как вспомогательный материал. На местах обычно издаются сувенирные листки, на которых изображены местные достопримечательности, и это в высшей степени интересно.
А если экспонат посвящен истории филателистических выставок, то сувенирные листки будут здесь желанными гостями. Коллекция выставочных чернодруков – это настоящая летопись филвыставок. Многие филателисты стараются усилить звучание сувенирных листков с помощью специальных штемпелей. Как и в случае с марками, надо стараться, чтобы оттиск штемпеля был аккуратным и не портил впечатления от рисунка впечатанной марки и изображений на полях. Такое гашение называется “щадящим”.
Не следует наклеивать сувенирные листки на конверты и открытки. Их обычно хранят в кляссерах, как и другие филателистические материалы: марки, блоки и почтовые наклейки. Лучше всего завести для чернодруков отдельный кляссер и располагать их в хронологическом порядке.
Существуют и такие коллекции сувенирных листков, в которых оригинальная марка в верхней части выставочного листа помещена рядом с чернодруком (в нижней части листа), на котором воспроизведена (с аннулированным номиналом) именно эта марка. Получается бином: подлинная марка плюс ее черно-белое изображение с забивкой номинала. У этих оригинальных коллекций большое будущее. В обиходе полиграфистов слово чернодрук может означать и пробный черно-белый или монохромный оттиск марки, но в этом значении слово употребляется редко.
А.П. Дьяченко, филателист,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)