Художник Отто Экман глазами филателиста
2021-11-16 10:59:38, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Немецкий художник Отто Экман (в другом написании – Эккманн и Экманн, 1866–1902) вошел в историю немецкого модерна как разработчик уникальных букв. Они настолько красивы, что не сходят со страниц книжных обложек и театральных афиш. Используются они и в уличной рекламе.
В те годы шрифтам придавалось огромное значение, графики и иллюстраторы стремились изобрести свои оригинальные шрифты для различных газет и журналов. Буквы изгибались, как цветы, а иногда даже напоминали людей.
В эпоху модерна многих художников вдохновлял растительный орнамент. Журнал ПАН, в котором печатались работы Экмана (аналог московского “Золотого руна”), по праву считался элитарным журналом. По обложкам этого журнала можно изучать лучшие образцы цветочных орнаментов. Теоретики модерна даже используют специальный термин – фитоморфизм – стилизация под растительные формы. Художник, которому посвящен данный очерк, создал декоративную композицию “Ирисы”, которая вошла едва ли не во все монографии по эстетике модерна.
Но Экмана привлекла ещё и… аэродинамическая труба. Все созданные им буквы словно колеблемы ветром или потоком воздуха. Культурологи считают, что эти буквы – гениальное предвидение “аэродинамического дизайна” с его культом обтекаемый поверхностей и весьма распространенного сегодня экологического дизайна (буквы словно слушаются ветра, подчиняются ему).
Для сравнения скажем, что в произведениях известного австрийского художника эпохи модерна Альфреда Кубина тоже есть ветер. Но он ломает и уродует персонажей, делает их ещё страшнее. А у Экмана сжатые ветром буквы выглядят красиво и благородно. Интересно, что одна из книг о Кубине оформлена с использованием Экман-шрифта. И это шрифтовое оформление удачно сочетается с репродукцией на суперобложке. Эти же буквы мы видим и на обложках книг о других художниках модерна.
Однако вернемся к Эккману и “филателистическому измерению” его творчества. Эккман-шрифт можно увидеть на марках самой разной тематики. И выходили эти марки не только на родине художника, но в самых разных странах.
Помещаем здесь выпуски Польши и Азербайджана, не имеющие никакого отношения к стилю модерн, но созданные с использованием соответствующего шрифта. На польском блоке интересующий нас шрифт имеется только на полях, а на марках мы видим вполне современные буквы.
А ещё нельзя не отметить почтовый конверт, посвященный Аркадию Исааковичу Райкину, выпущенный в 2011 году. Шрифт Экмана смотрится на оригинальной марке очень красиво. Хотя ведь пик популярности Райкина – середина и вторая половина ХХ века. А оригинальная марка с портретом актера отсылает нас к модерну. Вероятно, создатели конверта решили усилить звучание композиции и окружить образ выдающегося артиста чем-то предельно красивым. Поэтому и был выбран анализируемый нами шрифт. Недавно этот конверт был включен в сувенирный набор АО “Марка”.
Очень интересен блок Гвинеи-Биссау, посвященный художнику Клоду Мoне. На полях размещены разные предметы. Среди них – металлическая литера, выполненная в стиле Экман.
Очень показательно, что рассматриваемый нами здесь шрифт часто использовался для оформления книг польского писателя-декадента Станислава Пшибышевского (1868 – 1927). И хотя на карточке с оригинальной маркой, посвященной этому талантливому автору, есть несколько шрифтовых композиций и при этом ни одна из них не соответствует нашей теме, автор просит поверить ему на слово, что имена Эккмана и Пшибышевского тесно сплетены в мировой культуре.
Помещаю здесь две обложки польских изданий талантливого драматурга, в которых использован витиеватый шрифт, имеющий в основе экмановский изгиб.
Поскольку речь зашла о сценических искусствах, упомянем здесь ещё и конверт Украины, посвященный известному артисту Николаю Ерёменко-старшему. Шрифтовая композиция удачно сочетается с портретом актёра и кадрами из фильмов.
Есть и очень изящные новогодние открытки, шрифтовое оформление которых заставляет вспомнить имя знаменитого художника. Характерно и использование шрифта Экмана при оформлении пасхальных открыток, выдержанных в православной традиции и даже при издании электронных заставок с отрывками из молитв и высказываний религиозных деятелей.
Известно, что Отто Экман прожил короткую жизнь и умер молодым. Его мучила чахотка. Художник скончался на 37-ом году жизни, оставив богатое творческое наследие. Когда семейный врач Френкель объявил о кончине собравшимся родственникам и друзьям художника, многие заплакали.
Безвременная кончина этого одарённого человека была ударом для сотен поклонников его таланта. В истории остался не только созданный им витиеватый шрифт, который по имени своего разработчика получил название “Экман-шрифт”, но также гобелены и живописные полотна. Не перечислить почтовых открыток и конвертов, в оформлении которых использованы грациозные экмановские буквы.
В стиле Экмана было выдержано оформление публикаций политического объединения “Спартак” (существует блок ГДР из двух марок с соответствующим шрифтовым оформлением) и других изданий. В России Экманом очень увлекался Лев Бакст, создавший оригинальную обложку для журнала “Лебедь” (1908), которая по стилю перекликается с одной вертикальной композицией Экмана.
Автор этих строк начал популяризировать творчество Экмана в 1989 году. Заметка о нем была послана в специализированный журнал. Отправитель приложил к бандероли детский календарь со сказками (на обложке был Кот в сапогах) и изящную брошюру для садоводов на мелованной бумаге (я не садовод и купил ее специально из-за Экмана). Оба “коллекционных объекта” были присвоены сотрудниками редакции (шрифт-то красивый!). Надеюсь, что симпатичный кот в мушкетерских сапогах порадовал неизвестного мальчика или девочку, может быть, на целый год занял место на стене (календарь был новым). Мне не жалко – я собираюсь коллекционировать такие образцы всю жизнь. Вот только редактор гневно написал мне, что я должен был прислать иллюстративный материал, а не голый текст. Заметка у меня не сохранилась…
Я очень хотел бы, чтобы и самим художником, и его оригинальным шрифтом по-настоящему заинтересовались филателисты.
Андрей Петрович Дьяченко,
филателист, Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)