ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллекционерам


Главная  /  Искусство силуэта в почтовой графике

Поиск по статьям:

Искусство силуэта в почтовой графике

2021-11-12 12:32:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Почтовая марка впитала в себя многие художественные достижения, в том числе и многочисленные особенности силуэтного искусства. Черный мрачный силуэт вроде бы не имел никаких “моральных прав”, необходимых для проникновения на марку. И действительно – что может дать однотонное, лишенное деталей изображение многоцветному и разнообразному почтовому дизайну?

Но судьба распорядилась иначе и повелела так, что искусство приятнейшей тени (а именно так силуэт назывался в России) породило множество интересных почтовых миниатюр. С первых шагов своего существования почтовая марка “освоила” достижения силуэтного искусства. А рельефные силуэты к тому же ещё и затрудняли подделку марки.

Самый первый знак почтовой оплаты – знаменитый “Черный пенни” – вначале был задуман сэром Роулендом Хиллом именно как силуэтный профиль королевы Виктории. Об этом свидетельствует сохранившийся проект Хилла. И хотя не этот вариант рисунка увидел свет, в некоторых странах прижились именно силуэтные профили монархов. Да и на английских марках мы каждый раз встречаем силуэтный профиль королевы в разных цветах.

Хилл был несомненным новатором. Недаром ему посвящено столько почтовых миниатюр. Но сама техника абрисных изображений гораздо старше. Известно, что силуэтное искусство в традиционном понимании этого слова появилось в восемнадцатом веке. Однако еще первобытные люди пытались изобразить тень человека и присвоить ей ритуально-магическое значение (достаточно взглянуть на марки с наскальными рисунками). Иногда эту тень объявляли двойником человека, ублажали ее и разговаривали с ней. К теням испытывали особое уважение колдуны и маги. Выходит, что силуэтная графика имеет ритуально-магическое происхождение. Силуэтам среди наскальных рисунков просто нет числа, и марки выразительно повествуют об этих памятниках культуры.

В эпоху античности силуэты стали размещать на вазах, и марки разных стран красноречиво рассказывают об этом. Черные и красные абрисы богов и героев наносили на вазы древнегреческие мастера, которых вполне можно считать профессиональными силуэтистами. В Средние Века художники рисовали силуэты рыцарей, что повлияло на искусство витража, живописи по стеклу и росписи керамики. В восемнадцатом веке, наконец, появилось само слово силуэт – по имени финансиста Этьенна Силуэта. Он все время урезал государственный бюджет. Вот его имя и стали связывать с вырезанием из бумаги.

Год выхода “Черного пенни” совпал с расцветом романтизма в европейском искусстве. В эту эпоху силуэтами украшали абажуры настольных ламп, трубки, шкатулки. В те годы вырезание из бумаги поднялось до ранга высокого и одухотворенного искусства. Совсем немного оставалось до развития в Европе театра теней. Силуэты бережно сохранялись, вклеивались в альбомы и из них комплектовали целые собрания.

Не случайно в ХХ веке возникли специализированные коллекции марок, посвященные силуэтному искусству. Немалую часть этих собраний составляют профили знаменитых людей (не только монархов, хотя началось все с августейших персон) - черные, красные, золотые. Как мы уже отметили выше, на всех официальных почтовых марках Великобритании имеется благородный профиль королевы Елизаветы II. При этом цветовые вариации охватывают едва ли не весь спектр.

Есть и неожиданные объекты изображения, например, технические устройства – буровые, портовые краны. А на космических марках мы видим пусковые установки. В 1965 году отмечался Международный год спокойного Солнца, и в десятках стран появились марки с силуэтами астрономических и локационных приборов, радаров и ракет на старте, которые смотрелись как черные абрисы на фоне яркого (нередко багрового или красного) неба.

Это же свойство относится и к прозаичным на вид произведениям промышленной архитектуры – маякам, телевизионным башням и высоковольтным вышкам. Стоило превратить их в контрастный силуэт и поместить на фоне неба, и получались очень красивые пейзажи. Достаточно взглянуть на марки, посвященные знаменитой башне Шухова (Москва). А прославление процесса добычи нефти на континентальном шельфе привело к появлению многоцветных марок, на которых буровая виднеется на горизонте как романтический призрак. Это было приметой времени: с начала 1960-х годов силуэт служит художникам-марочникам средством обобщения, символизации изображения.

Когда мы говорим о предельном упрощении формы, это относится главным образом к космическим маркам. Точная форма и даже пропорции многих космических объектов были засекречены, и на марках нельзя было увидеть реалистичное изображение ракеты. Тут-то и приходила на помощь стилизация. Силуэтные ракеты приобрели форму упрощенных геометрических фигур. Иногда такого рода изображения смотрелись очень необычно и казались какими-то озорными. Зритель включался в игру и уже не требовал от дизайнера точных деталей корпуса ракеты, зато разделял бьющий через край оптимизм и веру в скорейшее освоение космоса.

Силуэт генетически связан с загадкой и тайной, он и впрямь помогал “засекретить”, “зашифровать” что-либо. Например, в обширном цикле (несколько серий) марок Великобритании, посвященных Милленниуму, есть многоцветная миниатюра, рассказывающая о вакцинации. На ней изображена корова, но, приглядевшись, зритель видит в черных пятнах на боку коровы… еще одно скрытое изображение. Да это же доктор со шприцем! И таких спрятанных изображений на силуэтных марках немало.

Очень интересные произведения силуэтной графики предстают перед нами на марках Германии. Немцы всегда были прекрасными силуэтистами, и это проявилось в почтовой графике. На марках мы видим профили писателей и художников, в том числе изображения Шиллера и Гете… Именно от немецких романтиков в Россию пришла традиция вклеивать силуэты в альбомы, сохранять их на память. В ФРГ вышло немало почтовых миниатюр с подобными изображениями.

В эпоху романтизма в Германии появился даже силуэт, создаваемый на почве чернильной кляксы – так называемая кляксография. В этом жанре работал, например, известный поэт-романтик Эдуард Мёрике. Кляксографическая мода преодолела границы Германии и ее поклонником стали многие выдающиеся писатели, например, Виктор Гюго – сам великолепный силуэтист. По слухам он создавал силуэтные кляксы даже из шоколада и кофе. Марки с портретами Гюго могут использоваться в учебном процессе при освоении темы “Силуэт в почтовой графике”.

Однако во Франции – стране, подарившей миру слово “силуэт”, да ещё и родине силуэтиста Виктора Гюго, марок этого типа почти нет. Тем интереснее миниатюра, посвященная Международному году ребенка, на которой изображен белый, словно сквозной, силуэт маленького мальчика, через который просвечивают разные предметы – части окружающего мира, который начинает познавать ребенок.

В нашей стране, помимо уже упомянутых силуэтов космических ракет, часто воспроизводились абрисные изображения голубя мира. Это один из самых распространенных мотивов в силуэтной графике. Еще один популярнейший мотив – легендарный крейсер “Аврора”, который предстает на марках черным, красным, а на открытках еще и золотым, словно намекая отсутствием деталей на то, как много неразгаданных тайн в судьбе крейсера!

Интересно, что по неумолимой логике истории советские силуэтные марки могли бы быть совершенно другими. Бурное развитие конструктивизма привело к широчайшему распространению в дизайне двадцатых годов геометрических фигур – квадратов и треугольников, самым известным из которых был “Черный квадрат” Казимира Малевича (он удачно пробовал себя в искусстве силуэта).

Его портрет также имеется на одной из российских марок. Но почтовый дизайн России почему-то отринул конструктивистский путь. Назовем и две советские марки, на которых силуэтов нет, но изображенные на них люди были талантливыми силуэтистами. Это крупнейший русский силуэтист пушкинской эпохи Федор Толстой и великий авангардист Пабло Пикассо.

Их портреты (так же, как и портрет вышеупомянутого Виктора Гюго) по праву входят в тематическую коллекцию по силуэтному искусству. Войдут сюда и аналогичные зарубежные марки, например, очень красивая многоцветная итальянская миниатюра с портретом великого педагога Марии де Монтессори (всего в Италии ей посвящены две марки разных лет выпуска и разного оформления). Дело в том, что ее уникальная методика работы с детьми включала действия с плоскими силуэтными марионетками.

Поклонники творчества Конан-Дойля помнят рассказ “Пляшущие человечки”. Интересно, что подобных абрисных человечков-символов немало и в силуэтной графике, в том числе и в почтовой. Это и олимпийские силуэтные пиктограммы, обозначающие разные виды спорта, и элементы дорожных знаков. Эмблема предпоследней переписи населения, широко отраженная в филателии (марка, буклет и КПД), также имеет в основе стилизованную группу маленьких человечков. Все это широко представлено на марках. Автор этих строк старается помещать в коллекцию любые марки, где есть хотя бы крохотное силуэтное изображение.

Например, миниатюры, где дано колхозное поле, а вдали крошечный, но силуэтный трактор. На современных марках России силуэт встречается часто, он становится частью предельно лаконичных графических изображений.

Например, не всем понравилась марка к 300-летию Кузбасса. А ведь это прекрасный пример упрощающей стилизации. Жаль, что основы изобразительной грамотности не преподают детям, они бы иначе посмотрели на многие марки… Не менее интересен для филателистов и мир почтовых конвертов.

Идеальным коллекционным объектом для данной темы был бы конверт первого дня с силуэтным изображением и силуэтной маркой. И чтобы на штемпеле тоже был какой-нибудь абрис. Но подобное бывает не так уж часто. Упомянем ещё и целую Вселенную наклеек и рекламных марок, среди которых много абрисных изображений. На рекламных наклейках, которые уже более ста лет сопровождают марки, нередко появлялась, например, тема отдыха, и тогда силуэты экзотических пальм манили жителей Европы отправиться в путешествие.

Миниатюрная наклейка словно агитировала за знакомство с пальмами и стенами экзотических городов, которые вырисовывались вдалеке искусной арабеской. А автомобильная реклама (тоже в виде похожих на марки наклеек) нередко принимала вид силуэта изящного “Роллс-Ройса”, готового сорваться с места.

Большой вклад в эстетику силуэтных марок-наклеек внесли замечательные английские художники Уильям Николсон и Джеймс Прайд (они вошли в историю под коллективным псевдонимом “Братья Беггарстафф”) и житель Мюнхена Людвиг Хольвейн. Традиция дожила до наших дней и сегодня силуэтные рекламные марки-наклейки являются предметом коллекционирования, выставляются в музеях.

Рекламные наклейки Ленинграда 1980-х годов доносили до адресатов аромат лета, рассказывая, как выглядит белой ночью силуэт разведенного Дворцового моста.

Существуют у филателистов и “самиздатовские” силуэты. Несколько сувенирных марок создал своими руками талантливый московский силуэтист В.Н. Жуков. Сделанные руками человека, эти композиции впитали какую-то особую теплоту рукотворности, и изображенные на них силуэты гораздо выразительнее, чем абрисы на иных официальных марках.

Вдова художника организовала в Москве первый в России Музей силуэтных миниатюр (автор этих строк хотел создать там импровизированное почтовое отделение с силуэтными марками и конвертами, но к сожалению, в 2011 году он был расформирован).

Рассматривая эти интересные сувенирные марки, вспоминаешь, что скоро уже 285 лет как сэр Роуленд Хилл создал первый в мире проект силуэтного знака почтовой оплаты. Много воды утекло… А искусство приятнейшей тени продолжает жить и радовать коллекционеров.

Андрей Петрович Дьяченко,

коллекционер, Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru