Искусство силуэта в почтовой графике
2021-11-12 12:32:47, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Почтовая марка впитала в себя многие художественные достижения, в том числе и многочисленные особенности силуэтного искусства. Черный мрачный силуэт вроде бы не имел никаких “моральных прав”, необходимых для проникновения на марку. И действительно – что может дать однотонное, лишенное деталей изображение многоцветному и разнообразному почтовому дизайну?
Но судьба распорядилась иначе и повелела так, что искусство приятнейшей тени (а именно так силуэт назывался в России) породило множество интересных почтовых миниатюр. С первых шагов своего существования почтовая марка “освоила” достижения силуэтного искусства. А рельефные силуэты к тому же ещё и затрудняли подделку марки.
Самый первый знак почтовой оплаты – знаменитый “Черный пенни” – вначале был задуман сэром Роулендом Хиллом именно как силуэтный профиль королевы Виктории. Об этом свидетельствует сохранившийся проект Хилла. И хотя не этот вариант рисунка увидел свет, в некоторых странах прижились именно силуэтные профили монархов. Да и на английских марках мы каждый раз встречаем силуэтный профиль королевы в разных цветах.
Хилл был несомненным новатором. Недаром ему посвящено столько почтовых миниатюр. Но сама техника абрисных изображений гораздо старше. Известно, что силуэтное искусство в традиционном понимании этого слова появилось в восемнадцатом веке. Однако еще первобытные люди пытались изобразить тень человека и присвоить ей ритуально-магическое значение (достаточно взглянуть на марки с наскальными рисунками). Иногда эту тень объявляли двойником человека, ублажали ее и разговаривали с ней. К теням испытывали особое уважение колдуны и маги. Выходит, что силуэтная графика имеет ритуально-магическое происхождение. Силуэтам среди наскальных рисунков просто нет числа, и марки выразительно повествуют об этих памятниках культуры.
В эпоху античности силуэты стали размещать на вазах, и марки разных стран красноречиво рассказывают об этом. Черные и красные абрисы богов и героев наносили на вазы древнегреческие мастера, которых вполне можно считать профессиональными силуэтистами. В Средние Века художники рисовали силуэты рыцарей, что повлияло на искусство витража, живописи по стеклу и росписи керамики. В восемнадцатом веке, наконец, появилось само слово силуэт – по имени финансиста Этьенна Силуэта. Он все время урезал государственный бюджет. Вот его имя и стали связывать с вырезанием из бумаги.
Год выхода “Черного пенни” совпал с расцветом романтизма в европейском искусстве. В эту эпоху силуэтами украшали абажуры настольных ламп, трубки, шкатулки. В те годы вырезание из бумаги поднялось до ранга высокого и одухотворенного искусства. Совсем немного оставалось до развития в Европе театра теней. Силуэты бережно сохранялись, вклеивались в альбомы и из них комплектовали целые собрания.
Не случайно в ХХ веке возникли специализированные коллекции марок, посвященные силуэтному искусству. Немалую часть этих собраний составляют профили знаменитых людей (не только монархов, хотя началось все с августейших персон) - черные, красные, золотые. Как мы уже отметили выше, на всех официальных почтовых марках Великобритании имеется благородный профиль королевы Елизаветы II. При этом цветовые вариации охватывают едва ли не весь спектр.
Есть и неожиданные объекты изображения, например, технические устройства – буровые, портовые краны. А на космических марках мы видим пусковые установки. В 1965 году отмечался Международный год спокойного Солнца, и в десятках стран появились марки с силуэтами астрономических и локационных приборов, радаров и ракет на старте, которые смотрелись как черные абрисы на фоне яркого (нередко багрового или красного) неба.
Это же свойство относится и к прозаичным на вид произведениям промышленной архитектуры – маякам, телевизионным башням и высоковольтным вышкам. Стоило превратить их в контрастный силуэт и поместить на фоне неба, и получались очень красивые пейзажи. Достаточно взглянуть на марки, посвященные знаменитой башне Шухова (Москва). А прославление процесса добычи нефти на континентальном шельфе привело к появлению многоцветных марок, на которых буровая виднеется на горизонте как романтический призрак. Это было приметой времени: с начала 1960-х годов силуэт служит художникам-марочникам средством обобщения, символизации изображения.
Когда мы говорим о предельном упрощении формы, это относится главным образом к космическим маркам. Точная форма и даже пропорции многих космических объектов были засекречены, и на марках нельзя было увидеть реалистичное изображение ракеты. Тут-то и приходила на помощь стилизация. Силуэтные ракеты приобрели форму упрощенных геометрических фигур. Иногда такого рода изображения смотрелись очень необычно и казались какими-то озорными. Зритель включался в игру и уже не требовал от дизайнера точных деталей корпуса ракеты, зато разделял бьющий через край оптимизм и веру в скорейшее освоение космоса.
Силуэт генетически связан с загадкой и тайной, он и впрямь помогал “засекретить”, “зашифровать” что-либо. Например, в обширном цикле (несколько серий) марок Великобритании, посвященных Милленниуму, есть многоцветная миниатюра, рассказывающая о вакцинации. На ней изображена корова, но, приглядевшись, зритель видит в черных пятнах на боку коровы… еще одно скрытое изображение. Да это же доктор со шприцем! И таких спрятанных изображений на силуэтных марках немало.
Очень интересные произведения силуэтной графики предстают перед нами на марках Германии. Немцы всегда были прекрасными силуэтистами, и это проявилось в почтовой графике. На марках мы видим профили писателей и художников, в том числе изображения Шиллера и Гете… Именно от немецких романтиков в Россию пришла традиция вклеивать силуэты в альбомы, сохранять их на память. В ФРГ вышло немало почтовых миниатюр с подобными изображениями.
В эпоху романтизма в Германии появился даже силуэт, создаваемый на почве чернильной кляксы – так называемая кляксография. В этом жанре работал, например, известный поэт-романтик Эдуард Мёрике. Кляксографическая мода преодолела границы Германии и ее поклонником стали многие выдающиеся писатели, например, Виктор Гюго – сам великолепный силуэтист. По слухам он создавал силуэтные кляксы даже из шоколада и кофе. Марки с портретами Гюго могут использоваться в учебном процессе при освоении темы “Силуэт в почтовой графике”.
Однако во Франции – стране, подарившей миру слово “силуэт”, да ещё и родине силуэтиста Виктора Гюго, марок этого типа почти нет. Тем интереснее миниатюра, посвященная Международному году ребенка, на которой изображен белый, словно сквозной, силуэт маленького мальчика, через который просвечивают разные предметы – части окружающего мира, который начинает познавать ребенок.
В нашей стране, помимо уже упомянутых силуэтов космических ракет, часто воспроизводились абрисные изображения голубя мира. Это один из самых распространенных мотивов в силуэтной графике. Еще один популярнейший мотив – легендарный крейсер “Аврора”, который предстает на марках черным, красным, а на открытках еще и золотым, словно намекая отсутствием деталей на то, как много неразгаданных тайн в судьбе крейсера!
Интересно, что по неумолимой логике истории советские силуэтные марки могли бы быть совершенно другими. Бурное развитие конструктивизма привело к широчайшему распространению в дизайне двадцатых годов геометрических фигур – квадратов и треугольников, самым известным из которых был “Черный квадрат” Казимира Малевича (он удачно пробовал себя в искусстве силуэта).
Его портрет также имеется на одной из российских марок. Но почтовый дизайн России почему-то отринул конструктивистский путь. Назовем и две советские марки, на которых силуэтов нет, но изображенные на них люди были талантливыми силуэтистами. Это крупнейший русский силуэтист пушкинской эпохи Федор Толстой и великий авангардист Пабло Пикассо.
Их портреты (так же, как и портрет вышеупомянутого Виктора Гюго) по праву входят в тематическую коллекцию по силуэтному искусству. Войдут сюда и аналогичные зарубежные марки, например, очень красивая многоцветная итальянская миниатюра с портретом великого педагога Марии де Монтессори (всего в Италии ей посвящены две марки разных лет выпуска и разного оформления). Дело в том, что ее уникальная методика работы с детьми включала действия с плоскими силуэтными марионетками.
Поклонники творчества Конан-Дойля помнят рассказ “Пляшущие человечки”. Интересно, что подобных абрисных человечков-символов немало и в силуэтной графике, в том числе и в почтовой. Это и олимпийские силуэтные пиктограммы, обозначающие разные виды спорта, и элементы дорожных знаков. Эмблема предпоследней переписи населения, широко отраженная в филателии (марка, буклет и КПД), также имеет в основе стилизованную группу маленьких человечков. Все это широко представлено на марках. Автор этих строк старается помещать в коллекцию любые марки, где есть хотя бы крохотное силуэтное изображение.
Например, миниатюры, где дано колхозное поле, а вдали крошечный, но силуэтный трактор. На современных марках России силуэт встречается часто, он становится частью предельно лаконичных графических изображений.
Например, не всем понравилась марка к 300-летию Кузбасса. А ведь это прекрасный пример упрощающей стилизации. Жаль, что основы изобразительной грамотности не преподают детям, они бы иначе посмотрели на многие марки… Не менее интересен для филателистов и мир почтовых конвертов.
Идеальным коллекционным объектом для данной темы был бы конверт первого дня с силуэтным изображением и силуэтной маркой. И чтобы на штемпеле тоже был какой-нибудь абрис. Но подобное бывает не так уж часто. Упомянем ещё и целую Вселенную наклеек и рекламных марок, среди которых много абрисных изображений. На рекламных наклейках, которые уже более ста лет сопровождают марки, нередко появлялась, например, тема отдыха, и тогда силуэты экзотических пальм манили жителей Европы отправиться в путешествие.
Миниатюрная наклейка словно агитировала за знакомство с пальмами и стенами экзотических городов, которые вырисовывались вдалеке искусной арабеской. А автомобильная реклама (тоже в виде похожих на марки наклеек) нередко принимала вид силуэта изящного “Роллс-Ройса”, готового сорваться с места.
Большой вклад в эстетику силуэтных марок-наклеек внесли замечательные английские художники Уильям Николсон и Джеймс Прайд (они вошли в историю под коллективным псевдонимом “Братья Беггарстафф”) и житель Мюнхена Людвиг Хольвейн. Традиция дожила до наших дней и сегодня силуэтные рекламные марки-наклейки являются предметом коллекционирования, выставляются в музеях.
Рекламные наклейки Ленинграда 1980-х годов доносили до адресатов аромат лета, рассказывая, как выглядит белой ночью силуэт разведенного Дворцового моста.
Существуют у филателистов и “самиздатовские” силуэты. Несколько сувенирных марок создал своими руками талантливый московский силуэтист В.Н. Жуков. Сделанные руками человека, эти композиции впитали какую-то особую теплоту рукотворности, и изображенные на них силуэты гораздо выразительнее, чем абрисы на иных официальных марках.
Вдова художника организовала в Москве первый в России Музей силуэтных миниатюр (автор этих строк хотел создать там импровизированное почтовое отделение с силуэтными марками и конвертами, но к сожалению, в 2011 году он был расформирован).
Рассматривая эти интересные сувенирные марки, вспоминаешь, что скоро уже 285 лет как сэр Роуленд Хилл создал первый в мире проект силуэтного знака почтовой оплаты. Много воды утекло… А искусство приятнейшей тени продолжает жить и радовать коллекционеров.
Андрей Петрович Дьяченко,
коллекционер, Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)