Лимонка – поучительная история одной марки
2021-11-04 21:58:53, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Лимонка – история одной марки.
Краткая история: После гражданской войны, голода и инфляции вышла первая серия стандартных марок СССР в твердой валюте. Впоследствии она была названа «Золотым стандартом». Одна из выпущенных марок серии волей случая стала одной из самых редких в СССР. Филателисты ее окрестили «лимонкой». Редкость «лимонки» издавна и по сей день провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. Какой урок мы можем почерпнуть из интересной истории всего одной марки?...
На проходившей филателистической выставке в Лондоне «Россика-2018» была представлена экспозиция, посвященная всего одной марке – в народе называемой «лимонка». Этот термин даже попал в Большой филателистический словарь (изд-во «Радио и связь» СССР) с пояснением «Является одной из самых редких почтовых марок СССР, особенно в негашеном виде».
Экспозиция рассказывает о происхождении этой самой редкой почтовой марки советского периода. Марка под номером 136 по каталогу ЦФА СССР (или № 50 по каталогу Загорского) из серии «золотого стандарта» именуется филателистами «лимонкой» по цвету рисунка. Марка вышла в обращение 6 февраля 1925 года и имеет рамочную зубцовку 14:14 ½.
История этой марки интересна и поучительна. Редкость негашеной марки объясняется тем, что с такой зубцовкой был отпечатан лишь незначительный тираж и затем перфорационная машина вышла из строя. Ведь на этой самой машине печатались еще одни из самых первых почтовых марок Российской империи.
Таким образом, весь основной тираж этой марки печатался с перфорацией 12. Обе марки поступили в обращение в одно время, и из-за отсутствия информации филателисты узнали о марке № 136 лишь когда она уже исчезла из продажи, разойдясь по почтовым отделениям в разных городах. Ну и разумеется, были использованы по назначению – наклеены на отправления. Именно поэтому негашеных экземпляров практически не осталось. В частности, в мире известно всего лишь 2 экземпляра чистых квартблоков этой марки.
Все-таки в гашеном виде марка встречается довольно часто, что объясняется двумя причинами. Марка имеет номинал 15 коп, что соответствовало тарифу дополнительного сбора за корреспонденцию авиа внутри страны. В то время Постановление Совнаркома РСФСР «О монополии по филателии» от 30 декабря 1921 года обязывало всех граждан выполнять программу « Сберегая почтовую марку – даешь кусок хлеба голодному». Почтовые марки, особенно гашеные с конвертов, должны были не выбрасываться, а сохраняться и отсылаться в адрес уполномоченного лица, которым являлся известный коллекционер Федор Чучин. Этим и объясняется довольно большое количество сохраненных гашеных экземпляров этой марки и относительную доступность ее по цене.
Чего не скажешь про негашеные экземпляры в состоянии люкс с «родным» клеем и без наклеек. Со временем, чистая марка стала вожделенным желанием обладания для любого коллекционера.
Редкость такой настоящей «лимонки» провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. В экспозиции были представлены 2 подлинные марки с сертификатами экспертов (один – известного филателиста Збигнева Микульского), а также примеры различных типов фальшивок, включающие:
1) сведение штемпеля,
2) перебивка зуцовки с последующей раскаткой марки,
на фото сверху - перебивка на мелкую зубцовку по верху и низу пары марок
на фото снизу - сравнение трех марок: зуб. 12 обычная, далее перебивка из нее (видно что стала меньше размером и третья - настоящая гашеная зубцовкой 14
3) врезка рисунка марки 136А (рамочная зубцовка 12) в другую с подлинным зубом 14:14 ½.
Детально проиллюстрированы способы распознавания фальшивок. Один из экземпляров сделан настолько искусно, предположительно методом врезки, что даже оснащенные оборудованием эксперты не могли 100-процентно указать на признаки и технологию изготовления.
как видим, глазом ничего не определишь
Следует отметить, что многие варианты изготовления подделок стали возможны еще и потому, что марки первых выпусков золотого стандарта изготавливались тогда без каких-либо способов защиты от подделок. Ну а времена то какие были!
Марки золотого стандарта выпускались с октября 1923 года на простой бумаге без всякой защиты от подделок, и лишь в январе 1925 года постепенно отдельными номиналами стали печататься на бумаге с водяным знаком «ковер», и такой выпуск продолжался до 1927 года. А в июле 1926 года на бумаге с водяным знаком но в беззубцовом варианте был издан и для нужд коллекционеров. Понятно, что подделывать такие марки стало крайне затруднительно.
Почему я затронул эту тему? Казалось бы, дела давно минувших дней. Да и вопрос фальшивок касается лишь дорогих редких марок и тех коллекционеров, кто может позволить себе их приобрести. Увы!....
Фальшивые современные марки Российской Федерации стали появляться с завидным постоянством. И это явно не способствует популяризации филателии и привлечению к этому виду коллекционирования новых увлеченных людей.
В марте 2016 года мы официально узнали о борьбе с подпольным рынком марочной продукции (не путать с ликеро-водочной). Заместитель гендиректора «Почты России» по почтовому бизнесу Инесса Галактионова заявляла, что за пять лет служба получила ущерб более 28 млрд руб. из-за «серой почты».
«…По сути марки - это валюта, потому что они являются платой за услуги, которые оказывает почта. Но эти марки не имеют соответствующих степеней защиты, на них нет водяных госзнаков, вплоть до того, что люди на цветном принтере их печатают, а почта потом обслуживает».
Известная поговорка гласит: «дурное дело – не хитрое». И если вопрос фальсификации стандартных почтовых марок РФ для нужд Почты России вызвал резонанс и были приняты контр-меры, то фальсификация почтовых марок в ущерб коллекционеров продолжает оставаться безнаказанной.
Мы все боимся нарваться на фальшивые «художественные» марки. Подозреваем, что такие где-то появляются. Ведь действительно качественные принтеры у народа уже имеются. Или доступ к типографскому оборудованию. «Настоящую» бумагу найти сейчас не трудно. С технологией нанесения клея и пробивки зубцовки можно разобраться. К счастью, мне еще не попадались подделки современных марок России, которые я бы не «учуял» на расстоянии 30-40 сантиметров и без всяких увеличительных устройств.
В настоящий момент, идя навстречу удобству работников почтовых отделений, которые теперь фактически полностью ушли от «наклейки языком», все шире стал распространяться выпуск почтовых марок самоклеек, как стандартных, так и художественных. К сожалению, подобные выпуски осуществлялись по упрощенной технологии печати, использования бумаги и способа вырубки, которые применяются сегодня также многочисленными типографиями, что специализируются на выпуске миллионными тиражами (если не миллиардными) разнообразных этикеток, рекламных наклеек и прочее. Вот и стали появляться фальшивые «шайбы» (новогодний выпуск 2004 года) и некоторые другие знаковые художественные самоклейки.
Мной был подмечен и не тривиальный способ проталкивания подобных на филателистический рынок. Под видом «бесплатного бонуса» к какому-либо очень интересному для всех лоту предлагаются несколько экземпляров самоклеек. Без каких либо уточнений, что это «реплика» или «копия». И какие могут быть к Продавцу претензии при изучении купленного? Это Вам был бесплатный бонус!
На что расчет? Что простые коллекционеры, получив в количестве такие экземпляры достаточно дорогих позиций, пользующихся спросом, теперь сами их станут распространять дальше (дьявольское искушение подзаработать). И тем самым невольно станут заполнять рынок фальшивками.
Но опаснее всего для коллекционеров, когда проталкиванию в жизнь подделок способствуют каталоги. Когда сомнительные по происхождению выпуски или так называемые разновидности, пробы, беззубцовые выпуски фиксируются на бумаге. Вот тогда коллекционер остается с каталогом в руках и наедине сам с собой: «собирать такие экземпляры и тратить на них немалые деньги? Или – нет?».
Остается сожалеть, что печатая на простой бумаге фактически деньги, и судя по нынешним номиналам - немалые (50 руб., 100 руб, блоки уже по 150 руб.), изготовитель почтовых марок слабо заботится о защите собственной продукции от подделок, о пресечении распространения подобных подделок, то есть – и о защите многочисленных коллекционеров, кто покупает эту продукции. А участившиеся в последнее время надпечатки на старых выпусках, вместо изготовления нового, красивого, информативного выпуска, только играют на руку «фальшиво-марочникам».
Может это - оригинальная дань прошлому, дань традициям? Ведь в 1920-х годах сколько было надпечаток!!! Ведь и «лимонка» - это редкость тех лет.
Какое можно сделать заключение?. История одной марки «лимонка», превращение ее в редчайшую, появление разнообразных способов ее фальсификации и трудности их выявления, способствовало появлению повышенного интереса к редкостям. Стала поводом для передаваемых филателистами былин и не былин. Что также является неотъемлемой увлекательной частью любого коллекционирования.
Но игнорирование проблемы фальсификации почтовых марок, и в первую очередь – современных, скорее подрывает саму суть коллекционирования, доверия филателистов. И не способствует популяризации Филателии.
Об этом и рассказывает филателистическая экспозиция «Лимонка, история одной марки». На это я и хотел обратить внимание филателистов.