ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта

Музыкальная Пушкиниана. Окончание

Музыкальная Пушкиниана

Лучшей маркой 2021 года стала...


Главная  /  Картины, написанные точками

Поиск по статьям:

Картины, написанные точками

2021-11-03 15:29:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В середине 1880-х годов во Франции возникла новая техника живописи – пуантилизм или точечная живопись. Могло показаться, что это результат невинных экспериментов живописцев. Но в действительности эта манера стала гениальным прорывом в будущее.

Создание картин точечными мазками изобрел выдающийся французский живописец Жорж Сёра (1859 – 1891). Прочитав много книг об анатомии глаза и теории цвета, он отказался от смешивания красок на холсте. Картины Сера связывают с приемом расположения рядом мелких мазков разного цвета. Смешение этих цветов должно осуществиться на сетчатке глаза. При рассматривании марок с репродукциями работ Сера возникает удивительное чувство соприкосновения с необычной (выраженной точками) цветовой гаммой.

Живопись мелкими мазками получила название пуантилизм (живопись точками). Живописец клал рядом небольшие мазки тех красок, смесь которых он хотел бы увидеть на холсте. Получалось, что смешиваются не краски, а отражения мазков на сетчатке глаза. Художник Поль Синьяк (1863 – 1935), ближайший коллега Сёра, назвал этот приём «оптическая смесь» и убедительно доказал, что художники прошлого постепенно приближались к такому способу писать картины. Марок и блоков с репродукциями картин Сера и Синьяка очень много и они поражают разнообразием композиций и красивым колоритом.

Пуантилисты гордились своим открытием. Они утверждали, что найденный ими эффект призван усилить яркость света. Зрители сразу же заметили яркие по гамме точечные картины, но эти холсты не сразу получили признание: уж очень необычно они смотрелись.

Визитной карточкой новой манеры стало полотно Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», воспроизведённое на многих марках. Фигуры отдыхающих людей и фон полностью состоят из мелких точек, и у зрителя невольно возникает чувство удивления: ведь в это изображение вложен огромный труд. И действительно, Сёра и его последователи называли свою работу выдалбливанием. За один день живописец мог обработать только несколько квадратных дециметров картины.

Точечная живопись смотрелась как революционная по отношению к импрессионизму. Известно, что импрессионисты быстро покрывали плоскость холста грубоватыми мазками. Ведь они стремились быстро и виртуозно отобразить жизнь, не прибегая к предварительным наброскам и эскизам. Они просто отбросили все фазы подготовки к написанию картины. Сера и Синьяк подолгу работали над своими полотнами и тщательно отделывали каждую деталь. «Долбить» холст было трудоемким делом, но художники очень гордились полученными эффектами.

Точки пуантилистов очень похожи на современные пиксели, и поэтому, рассмтривая пуантиллистские марки иногда хочется поместить рядом почтовые миниатюры двадцать первого века с «пикселизированными изображениями». Но как могли художники девятнадцатого века столь гениально заглянуть в будущее? Все дело в том, что художники, разделявшие теории Сёра и Синьяка, то есть, живописцы-постимпрессионисты по-настоящему интересовались анатомией глаза, в частности, функцией сетчатки.

В середине девятнадцатого века в Европе было много оптических игрушек, демонстрировавших синтез белого цвета из спектра, неожиданное появление радуги и разного рода окрашивания световых лучей. Эти забавы выпускались для детей, но совершенно неожиданно ими заинтересовались живописцы. Пуантилисты решили возложить работу по восприятию цвета на зрителя. Смысл картины постигается лишь при смешении впечатлений от цветовых пятен на сетчатке глаза. Это означало и то, что на картину следовало смотреть издали, а вблизи были видны только точечные мазки. Обработкой поверхности холста мелкими точечными прикосновениями по-настоящему серьезно увлёкся Винсент Ван Гог. Он написал «Автопортрет в соломенной шляпе», в котором отдал дань мелким мазкам, но к Сёра и Синьяку так и не примкнул.

Пуантилисты хотели сказать своим творчеством, что любую картину можно сделать более светоносной, если заменить смешивание красок на палитре оптической смесью. Пуантилисты постоянно повторяли это словосочетание, и оно прочно закрепилось в литературе.

В Италии живопись точечными мазками получила название «дивизионизм» (от итальянского глагола, означающего разделять). Крупнейшим представителем этого направления был Джованни Сегантини (1858 – 1899). Он использовал точечную живопись для создания красивых пейзажей Италии и Швейцарии. Благодаря открытиям пуантилистов пейзажи Сегантини казались наполненными воздухом и светом. Художник воспевал сельскую жизнь. Ему особенно нравилась пасторальная тема, и точечная манера очень подходила для изображения овечьей шерсти.

Слово «дивизионизм» прижилось в англоязычных странах, так как выговорить слово «пуантилизм» для жителей этих стран было трудно. С новой манерой экспериментировали живописцы Испании, Бельгии, Румынии. Большинство итальянских футуристов начинали свой творческий путь именно с живописи точками.

Итальянцы Джино Северини (1883 – 1966) и Умберто Боччони (1882 – 1916), творчество которых хорошо представлено на марках, старались использовать точечные мазки для создания ощущения радости и динамики жизни. Боччони некоторое время жил в России и, наверное, мог бы обучить точечной живописи наших художников, но этого не произошло: итальянский авангардист был гувернером в богатой петербургской семье и преподавал хорошие манеры, а не живопись. Пуантилизм пришел в нашу страну другим путем.

Живопись точками не получила широкого распространения в России (нет ее ни на ранних советских марках, ни на почтовых миниатюрах послевоенного периода), а слово «дивизионизм» вообще не употреблялось. Это можно объяснить тем, что наши художники не увлекались оптикой и не искали необычных световых эффектов с помощью научных методов. Кстати и филателисты СССР и новой России не посвятили пуантилизму ни одной заметки. Даже поклонники металлографских марок не отметили, как трудно было французским граверам передавать на стальной пластинке особенности картины Сёра «Цирк».

В двадцать первом веке историки искусства совершенно неожиданно стали находить признаки точечной живописи в творчестве талантливого русского авангардиста Павла Николаевича Филонова (1883 – 1941), которому посвящена карточка с оригинальной маркой. Он никогда не хвалил Сёра и Синьяка, ибо тщательно выстраивал свои картины как архитектурные конструкции. Но мелкие детали, совсем как у пуантилистов, были признаны не усиливать светоносность картин, а подчеркивать искусственную «сделанность» форм, так что зритель видел кристаллы, сверкавшие разными гранями. Мелкие мазки уже несли совсем другую миссию.

Филонов долгое время оставался непонятым и умер в нищете в блокадном Ленинграде. Любимое им слово «сделанность» не сразу укрепилось в жаргоне художников. И все же некоторые полотна Филонова были признаны отзвуком французского пуантилизма в русском авангарде. В двадцатом веке ученые пришли к выводу, что пуантилизм был гениальным предвидением растрового экрана. Поверхность этого экрана состоит из специальных нитей или чешуек. Благодаря их расположению усиливаются световые эффекты. Но думали ли об этом художники-пуантилисты? Нет, они не могли знать, какая техника будет на вооружении человечества в двадцать первом веке, и поэтому могли лишь интуитивно предвидеть растр и пиксельное изображение.

И по сей день карикатуристы создают пародии на картину «Воскресенье на острове Гранд-Жатт», создавая ее растровые версии и заменяя центральную фигуру изображением с другим числом пикселей. Таких изображений накопилось уже довольно много. И действительно, картина часто кажется произведением компьютерной графики.

Благодаря смелым экспериментам над картиной «Гранд-Жатт», над Джокондой и некоторыми полотнами Ван Гога любители искусства стали верить, что у каждой картины есть свой цифровой двойник, пиксельная структура которого обладает не меньшим обаянием, чем оригинальная картина. Джоконда, складывающаяся из пиксельных квадратиков, понравилась сотням тысяч поклонников классического искусства. А марки, имеющие в основе пиксельные картины, осели в альбомах коллекционеров. Джоконды, состоящей из цветных квадратов, пока нет на марках, но некоторые цветные фотографии разных сюжетов, обработанные специальными программами, уже заняли своё место в истории мировой почтовой графики.

Мастера компьютерного дизайна стали экспериментировать с увеличением и уменьшением числа пикселей и создали жанр пиксельного портрета. Эти портреты, образно говоря, являются правнуками первых пуантилистских картин. Видеть «Джоконду», разделенную на пиксели на рубеже 1980-х и 1990-х годов, было так же необычно, как впервые видеть картину «Гранд-Жатт».

Андрей Петрович Дьяченко,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского
  • День тельняшки
  • Триколор в филателии
  • Филобзор от наших читателей. Путешествие Афанасия Никитина
  • Приглашаем к обсуждению. К юбилею Республики Коми
  • Филателия Кыргызстана. Новая история
  • Обнадеживающий взгляд в будущее
  • Разбираем архивы. Август пахнет хлебом, медом и яблоками
  • Марки дедушки Рувика
  • Фил.обзор от наших читателей. Музей фарфора
  • Почтовый тракт и музей

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru