ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта

Музыкальная Пушкиниана. Окончание

Музыкальная Пушкиниана

Лучшей маркой 2021 года стала...


Главная  /  Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Поиск по статьям:

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

2021-11-02 11:38:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

200-летие Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) – одно из ключевых событий в культурной жизни России 2021 года. Эту дату отмечает вся страна. Достоевский получил признание ещё при жизни. Его романы “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Бесы” и “Подросток”, проза малых форм и публицистика снискали мировую известность.

Достоевского проходят в школах как признанного классика. Читатели и критики много лет спорят о том, можно ли анализировать “Преступление и наказание” в юном возрасте”, будет ли этот непростой роман понятен подросткам? Роман очень сложный и многое зависит от учителей, от их умения приобщить учащихся к этому памятнику русской литературы.

Великого русского классика ценят в мире, прежде всего как уникального знатока человеческой психологии, как автора, который был способен уловить и отразить в слове тончайшие движения души. Более того, принято считать, что он в романе “Бесы” предвидел многие катаклизмы в социально-политической жизни России ХХ века.

Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве, в семье военного врача. Он окончил Инженерное училище в Санкт-Петербурге (здание Инженерного замка представлено на марках).

Переводил на русский язык прозу Бальзака, затем стал писать собственные произведения. В 1846 году он дебютировал в литературе повестью “Бедные люди”.

Одним из первых рецензентов этого произведения был Н.А. Некрасов, юбилей которого также отмечается в этом году. Некрасову посвящен российский почтовый блок, а ранее его творчество было отражено на трех российских марках.

Два таких значительных юбилея – повод погрузиться в мир литературы девятнадцатого века.

Жизнь Достоевского была богата как страданием, так и счастьем. В биографии писателя были военная служба и каторга, карьера прозаика и публициста, бедность, жизнь за границей, увлечение рулеткой и конфликты с коллегами-литераторами. И, конечно же, успех его великих романов и триумфальное шествие его книг по всему миру.

Петербург Достоевского, отраженный на многих открытках – это целый мир, который, как известно, не похож на парадный, классический Петербург. В коллекциях филокартистов имеется несколько сувенирных наборов открыток, посвященных мемориальным местам, связанным с писателем и его персонажами.

Это город униженных и оскорбленных, город, в котором герои мечутся в поисках ответов на мучительные философские вопросы. Не случайно Достоевского все чаще сравнивают с Францем Кафкой, который был знаком с романами русского классика и герои которого бродят в лабиринтах страха и непонимания. Эти персонажи столь же сложны и противоречивы, сколь и герои Достоевского (поэтому марку, посвященную Кафке, мы тоже отнесем к нашей теме).

Среди типажей, созданных писателем, мы находим так называемого “человека угла” – одинокого персонажа, не нашедшего своего счастья. Некоторые филателисты находят черты именно этого типажа в картине Богуслава Рейнека “Натюрморт с автором” (это полотно воспроизведено на марке Чехии). В 1881 году Ф.М.Достоевский скончался в возрасте 60 лет. В Петербурге существует его мемориальная квартира, в которой бережно воспроизведена домашняя обстановка. Историко-литературная часть музея рассказывает о Достоевском-литераторе.

  

В музее часто проходят выставки, научные конференции и лекционные мероприятия. Было бы замечательно, если бы дом, в котором расположен музей, появился на почтовом конверте (ведь на одной из зарубежных марок он уже есть).

Признаем с некоторой горечью, что Достоевскому посвящено не так много марок, и всё же облик писателя нашел разностороннее отражение в филателистических материалах. Портреты писателя мы видим на марках СССР, Болгарии, Румынии.

В Российской Федерации готовится к выпуску почтовый блок, художником-дизайнером которого является О.Савина. Ранее анонсировалась одиночная марка, но самая последняя информация содержит сведения о выпуске именно блока. На нём репродуцированы два произведения И.С.Глазунова: портрет Ф.М.Достоевского и сцена из повести “Белые ночи”. Произведения скомпонованы так, будто они являются элементами книжного переплета (очень интересный пример почтово-филателистической фантазии). На момент написания статьи известно ещё и о планируемом выпуске в Кыргыстане.

“Нормативным” портретом Достоевского является картина русского художника В.Г. Перова, для которой писатель специально позировал. Именно этот портрет воспроизведен на обеих советских марках (1956 и 1971 годов выпуска). Портрет писателя отличается поразительным сходством. Дом, в котором Достоевский позировал Перову, сохранился до наших дней.

 

Вот один интересный факт. Достоевский был скорее всего равнодушен к маркам, однако его вторая жена, Анна Григорьевна Достоевская (урожденная Сниткина) была одной из первых в России женщин-филателисток и состояла в Дрезденском филателистическом обществе. В биографическом телесериале о писателе, снятом режиссером В.Хотиненко, есть сцена, в которой супруги Достоевские едут в поезде, и зритель вдруг видит, как Анна Григорьевна… достает филателистический альбом и начинает клеить туда марки.

Этот эпизод представляет интерес для филателистов, но бросается в глаза одно обстоятельство: Анна Григорьевна наклеивает марки на страницы, сделанные из черной бумаги. Альбомных листов черного цвета в девятнадцатом веке не существовало (престижным было размещать марки на листах кремового цвета с виньетками по углам). Возможно, создатели фильма вдохновились оформлением книги В.Бродского “Искусство почтовой марки”, в которой большинство знаков почтовой оплаты даны на эффектном черном фоне. Однако это дизайнерские изыски 1960-х годов: в девятнадцатом веке такой моды ещё не было.

Творчество писателя принято рассматривать на фоне широкого общемирового контекста. Рядом с именем Достоевского очень часто называют имена Диккенса и Бальзака. И действительно: Федор Михайлович очень любил и высоко ценил этих замечательных авторов. Они во многом сформировали его мировоззрение.

Нельзя не упомянуть и великого Сервантеса: Дон Кихот был одним из любимых героев русского классика. Говоря о Достоевском, литературоведы и философы также часто упоминают Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. Ницше с его культом сверхчеловека и Фрейд со свойственным ему проникновением в природу подсознательного находились под сильным влиянием Достоевского, заимствовали у него психологическую глубину.

  

Уильям Фолкнер (1897 – 1962) хорошо известен в России и является излюбленным чтением среди интеллектуалов. Об общих чертах в творчестве Достоевского и Фолкнера немало написано, вот уже много лет как литературоведы сравнивают их, ищут все новые общие черты в творчестве двух писателей. Главная общая черта двух писателей – сложность мира их героев, их напряженные умственные искания.

Очень интересные сравнения проводят биографы Достоевского и с творчеством Джека Керуака (1922 – 1969), основоположника битнической литературы. Странствия героев Керуака по дорогам Америки сродни блужданиям персонажей Достоевского по мрачным улицам городов. И те и другие ищут смысл жизни.

Великий английский поэт и прозаик Оскар Уайльд (1854 – 1900) взял у Достоевского тему страдания. Отметим также, что литературоведы видят сходство “Записок из мертвого дома” с некоторыми произведениями А.И.Солженицына, поэтому марку, посвященную знаменитому русскому прозаику ХХ века, мы тоже поместим в нашу подборку.

А выдающийся норвежский прозаик Кнут Гамсун (1859 – 1952) по праву считается скандинавским Достоевским. У двух писателей так много общего, что литературоведы изучают эти историко-литературные связи много лет. 

Имеющиеся филателистические материалы позволяют нам разрабатывать тему, касающуюся экранизаций великого русского классика. Крупнейший японский режиссер Акира Куросава (1910 – 1998) обращался к творчеству Достоевского несколько раз. Он экранизировал роман “Идиот”, причем перенес действие в Японию. Фильм Куросавы считается чуть ли не самой лучшей экранизацией книги Достоевского всех времен. К счастью, на марке мы находим кадр из этой картины.

А. Куросаву во многом вдохновлял выдающийся японский прозаик Акутагава Рюноске (1892 – 1927), автор повести “Жизнь идиота”, мотивы которой содержат прямые параллели с творчеством русского классика. Портрет писателя в молодости мы видим на японской марке.

Польский режиссёр Анджей Вайда экранизировал “Бесов” и “Идиота” и несколько раз ставил Достоевского на сцене.

Выдающийся киноактер (и увлеченный филателист) Юл Бриннер в 1958 году сыграл роль Дмитрия Карамазова в фильме Ричарда Брукса “Братья Карамазовы”. Роль Грушеньки в этом фильме исполнила выдающаяся швейцарская актриса Мария Шелл (1926 – 2005), портрет которой мы находим на марке Австрии. По тем временам это была едва ли не самая масштабная экранизация знаменитого романа. Бриннер был филателистом, и его образ мы находим на многих марках. Но кадра из “Карамазовых” в филателистических материалах пока нет.

Зарубежные экранизации Достоевского долгое время не были отражены на марках. Однако на марке Италии, посвященной кинорежиссеру Лукино Висконти (1906 – 1976) мы замечаем название фильма “Белые ночи”. Мы видим эти слова и на памятном почтовом штемпеле.

Интересно, что Висконти перенес действие фильма из Петербурга в итальянский город Ливорно. Роль Настеньки (в фильме ее зовут Natalia) исполнила вышеупомянутая актриса Мария Шелл. А портрет Марчелло Мастроянни, сыгравшего роль Мечтателя (по фильму – сеньора Марио), мы видим на марках многих стран. Выберем одну из них, и пусть она дополнит уже имеющийся филматериал о Достоевском. Оговорим здесь, что партнером Мастроянни был знаменитый Жан Маре, сыгравший жениха Настеньки (его героя зовут Джулиано).

Ещё один талантливый режиссер – Бернардо Бертолуччи в течение всей своей творческой жизни находился под сильным влиянием Достоевского. Выдающийся французский актер Жан-Луи Трентиньян в фильме “Конформист” (по роману Альберто Моравиа) сыграл персонажа, который суммирует черты сразу нескольких героев Достоевского – от Раскольникова до князя Мышкина. К счастью, существует марка с портретом Трентиньяна, и мы можем, взглянув на нее, вспомнить те места из “Конформиста”, которые напоминают нам прозу русского классика. Фильм Робера Брессона “Кроткая” тоже нашел отражение в филателии.

На марке Чехии мы находим плакат к этому фильму, выполненный в сюрреалистической манере. Всего Брессон обращался к творчеству Достоевского дважды (кроме “Кроткой” он вслед за Висконти экранизировал ещё и повесть “Белые ночи”, перенеся действие в современную Францию). Известно, что Р. Брессон был любимым режиссером Андрея Тарковского (1932 – 1986).

А сам Тарковский? Отдельные мотивы и темы Достоевского мы находим в его фильмах “Зеркало” и “Сталкер”. Тарковский собирался ставить телевизионный сериал по роману “Идиот”, но не успел. Зато мы встречаем упоминание о романе “Бесы” в фильме Тарковского “Зеркало”.

Нельзя не упомянуть и изобразительное искусство. Австрийский художник и писатель Альфред Кубин (1877 – 1959) создал немало произведений, посвященных теме ужасного и трагического. Он выполнил цикл иллюстраций и обложку для издания повести Достоевского “Двойник” и фантастическую композицию “Памяти Достоевского” (“In memoriam Dostojewski”). Кубин, не бывавший в Петербурге, точно уловил драматическую атмосферу, свойственную произведениям русского классика.

Ещё один талантливый австрийский художник Эгон Шиле (1890 – 1918) не оставил никаких свидетельств о том, что он любил Достоевского или отражал его идеи в своем творчестве. Но через несколько десятилетий после его смерти многочисленные почитатели Шиле нашли в картинах и рисунках художника мотивы Достоевского, причем это касается как портретов, так и пейзажей. Биографы художника считают, что Шиле как-то особенно лирично относился к изображаемым им домам, подобно тому, как это делал Мечтатель из “Белых ночей”. Картинам Шиле посвящено множество марок и блоков разных стран.

Упомянем здесь и знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка (1863 – 1944), который не просто читал Достоевского, а был его горячим поклонником. Он посвятил живописное полотно повести “Кроткая”. Вытянутая по вертикали картина висела в комнате, в которой умер художник. Трагизм героев “Преступления и наказания” и “Братьев Кармазовых” очень импонировал Мунку, так как он чаще всего отражал в своем творчестве темные стороны жизни. Мунку посвящены марки и блоки многих стран.

Самому Достоевскому (доживи он до 20-го века) не понравились бы произведения Кубина, Шиле и Мунка. Он был поклонником традиционного искусства. Ему импонировала живопись передвижников и традиции реалистической книжной иллюстрации. Можно предположить, что ему бы пришлась бы картина И.Е.Репина “Отказ от исповеди перед казнью”, так как все ситуации, связанные с религией и верой, для Федора Михайловича были полны драматизма. Но не такого, который был воплощен в полотнах экспрессионистов, а скорее такого, каким его понимали передвижники.

Давайте рассмотрим марку Монако, которая была первой ласточкой среди юбилейных выпусков. Г.Шишкин удачно использовал принципы коллажирующей композиции, объединив на небольшом пространстве почтовой миниатюры целую группу персонажей из разных произведений. На первом плане крупно дан портрет поэта, а остальное пространство марки занимают герои книг писателя. Мы узнаём Мечтателя и Настеньку из Белых ночей, Неточку Незванову, персонажей повести “Игрок” и других литературных героев.

Достоевский создал свой, уникальный и в высшей степени оригинальный мир, однако при всей своей неповторимости он не изолировал себя от внешнего мира. Поэтому для характеристики контактов писателя с литературной средой нам понадобятся марки с портретами Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова, И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого. Нельзя обойтись и без марок с портретом Чокана Валиханова (1835 – 1965) – казахского просветителя, с которым связывала крепкая дружба (ему посвящены марки России и Казахстана).

А ещё в нашу подборку обязательно войдет марка или блок, посвященные А.С.Пушкину. Ведь Достоевский не только любил Пушкина, но и произнес знаменитую речь на открытии памятника великому поэту. А это побуждает филателистов включить в коллекцию о Достоевском ещё и пушкинскую марку (а вот какую именно, пусть каждый коллекционер выберет сам).

Эта статья была уже написана, когда в Российской Федерации вышел в свет конверт, посвященный талантливому советскому актеру Александру Кайдановскому (1946 – 1995). Выпуск конверта посвящен 75-летию со дня рождения артиста. Любители кино помнят, что Кайдановский играл мистера Астлея в экранизации романа Ф.Достоевского “Игрок” и провел эту роль с блеском. Но на конверте он изображен в роли ротмистра Лемке из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”, не имеющего отношения к Достоевскому.

Хотя если вдуматься в образ Лемке, то вспоминается любопытный факт: между ним и арестовавшим его чекистом Егором Шиловым возникают непростые отношения. Чекист несет на своей спине арестованного белогвардейца, и во время привала разговаривает с ним как человек с человеком. Это враги и, конечно же, не друзья, но в некоторые моменты фильма – собеседники. Трагическая ситуация невольно сближает военных противников. А в связи с чем в литературоведении появилось понятие друзья-враги? Конечно же, в связи с прозой Ф.М.Достоевского.

Итак, постепенно накапливается интереснейший филателистический материал. Хочется верить, что юбилей писателя станет поводом для новых почтовых эмиссий, а новые марки станут стимулом для создания интересных коллекций.

Андрей Петрович Дьяченко,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте




Комментарии к статье:
2021-11-02 16:09:03, Владимир
Спасибо за интересный и познавательный материал!!
2021-11-04 13:05:21, Юрий
Всё прекрасно, но, по моему мнению, марка с Солженицыным - это, как ложка дёгтя ...
2021-11-04 16:18:51, Константин
Юрий, а как Кнут Гамсун? Не напрягает?
2021-11-04 22:14:40, X
Юрий, я думаю Вы согласитесь с тем, что мы, филателисты-тематики, обязаны фиксировать разные аспекты темы. И раз Достоевского сравнивают с писателем, марка с которым как ложка дегтя, соответствующая почтовая миниатюра может быть в коллекции. Кстати и Ленина, который Фёдора Михайловича не любил, тоже можно поместить. Я сожалею. если оскорбил Ваши чувства.
2021-11-06 11:40:53, А. Дьяченко
Эта статья была уже написана, когда в Польше вышла марка с портретом Станислава Лема. Он был глубоко возмущен мотивами больной совести в фильме А.Тарковского СОЛЯРИС и сказал, что Тарковский превратил роман в русское ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (как будто это так плохо!!!). Да ещё и обозвал Тарковского дураком. Но я не успел марку с портретом Лема поместить в статью. И ещё я проигнорировал Вирджинию Вульф, но когда я буду на базе этой статьи делать брошюру, то вставлю обязательно и её. А Солженицына, возможно, уберу.
2021-12-18 11:49:00, Андрей Дьяченко
Я узнал, что марки к юбилейной дате выпустили Болгария и Сербия. Для Болгарии это уже третья (!) марка с Достоевским. Хорошо бы было, если бы ещё откликнулись Германия, Франция и США. И,конечно, Япония.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года
  • ФилОбзор от наших читателей. Народное ополчение
  • Приглашаем к обсуждению. Кругобайкальская железная дорога
  • От гонцов до онлайн-сервиса: о чём может рассказать Музей истории тамбовской почты
  • Виртуальная выставка. Шелковые конверты. Великобритания
  • Филателия Бориса Огли
  • Советский Новый год глазами юных филателистов
  • Марий Эл на почтовых марках
  • ФилОбзор от наших читателей. В хоккей играют настоящие мужчины
  • Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
  • Виртуальная выставка. Связь времен
  • Приглашаем к обсуждению. Итоги филателистического года
  • Готовим пироги с марками
  • Конкурс: И я здесь был… Байкал
  • История рождественской открытки
  • Как я из «хроника» стал «тематиком»
  • Филателия – это не только хобби, искусство, но и наука
  • Филобзор. Маршалы Победы
  • Самая красивая марка Аландских островов 2021 года
  • Филателист, почта, кинокадр
  • Самая старая марка в коллекции
  • А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
  • Календарь филателиста. Ноябрь 2021 года
  • Марки не горят, или Зачем человеку память?
  • Приглашаем к обсуждению. Два взгляда на один вопрос
  • Фил.обзор от наших читателей. Туризм в Арктической зоне
  • Грациозность Эжена Грассе
  • Арктический туризм
  • Как не ошибиться при покупке? Ценные советы опытного филателиста
  • Что такое чернодрук?
  • Фальшивые трюки
  • К юбилею Н.А. Некрасова
  • Фил. обзор от наших читателей. 300 лет прокуратуре
  • Семнадцать тысяч открыток для музея
  • Подарок для Дарьи
  • Образ святого Георгия Победоносца в филателии
  • Пушкиниана. Пушкинские места России
  • Художник Отто Экман глазами филателиста
  • Фил.обзор от наших читателей. Юбилей Достоевского
  • Искусство силуэта в почтовой графике
  • ФилМарафон. Кто следующий?
  • Читаем Достоевского
  • Американский фил.план на 2022 год
  • Фил. обзор. Часовой завод «Ракета»
  • Фальсификаты массовых марок
  • Заграничный обмен, или Как это было 100 лет назад
  • Мастерство фальсификации, или Как не дать провести Вас за нос?
  • Лимонка – поучительная история одной марки
  • Дружба в альбомах филателиста
  • Картины, написанные точками
  • Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
  • Календарь филателиста. Октябрь 2021 года
  • Фил. обзор от наших читателей. Создатель советской нефтяной геологии
  • Магия Рождества Марджалисы Питкяранта
  • Приглашаем к обсуждению. Российская марка по программе «Европа»
  • Разбираем архивы. Мультики-пультики
  • Искусство Бердслея: филателистический взгляд
  • Филобзор от наших читателей. Георгиевский зал
  • Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ХII научно-практического семинара по истории почты и филателии 2021
  • Мифы и легенды о совах и филинах
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание
  • ХII научно-практический семинар. Программа
  • Филобзор от наших читателей. Маяки России
  • Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии
  • И невозможное возможно!
  • Приглашаем к обсуждению. Кто поддержит молодежь?
  • Письма в жизни Рериха. Окончание
  • Приглашаем к обсуждению. Какие планы на 2022 год?
  • По следам наших публикаций. Варианты оформления коллекции
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций
  • Фил.обзор от наших читателей. Дом-музей Чехова в Ялте
  • Как прошел ХII научно-практический семинар. Подробности
  • Первая городская выставка филателистов и посткроссеров Воронежа
  • Разбираем архивы. От голубя до «соб@ки»
  • Неделя почтовых коллекций
  • Письма в жизни Рериха
  • Приглашаем к обсуждению. Новогодняя марка
  • Филобзор от наших читателей. История отечественного тракторостроения
  • Необычный подход к маркам
  • Статья отмечена медалями
  • Об обычных страстях и старом дефиците
  • Филобзор от наших читателей. История Российского мундира
  • Мальта - сладкий мед
  • Пушкиниана. Сказка о царе Салтане
  • Новая жизнь старых открыток
  • Незатейливые истории. Способы отправки марок за границу
  • Филобзор от наших читателей. Ништадтский мирный договор
  • Вам привет из Таганрога
  • Разбираем архивы. Право выбора
  • Какая ты, самая красивая марка Европы? Ждем результатов
  • Далеко не этнографическая серия
  • Филобзор от наших читателей. Города трудовой доблести
  • Музей Земства
  • Филателия Узбекистана. Новая история
  • Выставка, резиновая марка и открытки из юрты
  • Недоступный QR-код
  • Фил.обзор от наших читателей. Гордость отечественного танкостроения
  • Разбираем архивы. Несломленный город
  • Фантики или будущее филателии?
  • Писал солдат на Цыганскую Поляну… Окончание
  • Самая популярная книга о филателии
  • Введение нумерации и дерзкие ограбления. К 150-летию Тульской городской почты
  • Почтовые марки СССР. Дефекты перфорации и печати на дефектной бумаге
  • К юбилею великого клоуна
  • Упрощение культуры
  • Разбираем архивы. Марки разные читать
  • С Днем шахтера
  • Фил.обзор от наших читателей. Образ современной России
  • От царского штемпеля - до советского
  • День тельняшки
  • Триколор в филателии
  • Филобзор от наших читателей. Путешествие Афанасия Никитина
  • Приглашаем к обсуждению. К юбилею Республики Коми
  • Филателия Кыргызстана. Новая история
  • Обнадеживающий взгляд в будущее
  • Разбираем архивы. Август пахнет хлебом, медом и яблоками
  • Марки дедушки Рувика
  • Фил.обзор от наших читателей. Музей фарфора
  • Почтовый тракт и музей

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru