Искусство Бердслея: филателистический взгляд
2021-10-26 10:21:37, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Многие марки, конверты и открытки разных стран напоминают филателистам о представителе английского модерна Обри Винсенте Бердслее, художнике-графике, оказавшем огромное влияние на оформление знаков почтовой оплаты (марок и открыток) не только периода модерна, но и последующих периодов.
Певучая линия Бердслея, его своеобразнейший подход к проблеме контура, стал на рубеже веков предметом многочисленных дискуссий. О художнике существует большая литература, в том числе и на русском языке.
Обри Винсент Бердслей (в другом написании Бёрдсли, 1872–1898) родился в Брайтоне в семье ювелира. С детства его главной страстью была музыка. Но увлечение изобразительным искусством взяло верх и он стал талантливым графиком и иллюстратором. Период 1890-х годов в Англии по праву называли “эпохой Бердслея”.
Художник пробовал свои силы как поэт и писатель, при этом, сам иллюстрировал собственные произведения. До нас дошли письма художника, причем хорошо сохранились как конверты, надписанные его рукой, так и наклеенные отправителем марки.
У художника было множество адресатов. Он был хорошо знаком с Оскаром Уайльдом и другими выдающимися деятелями эпохи. Издатели и коллеги относились к нему с большим уважением. Он многое не успел создать. Тяжелая болезнь легких стала причиной ранней смерти гениального графика.
Чем интересен нам сегодня этот талантливый англичанин? Одарённый Богом художник по праву считается одним из крупнейших мастеров европейского модерна. Он создавал не только книжные иллюстрации, но также экслибрисы и афиши.
Иллюстрируя книгу Т.Мэлори “Смерть Артура”, Бердслей насытил заставки тонко прорисованными изображениями, которые воспроизведены на нескольких почтовых конвертах в черно-белом и цветном вариантах. Сочетание силуэта и штрихового рисунка создавало ощущение романтической приподнятости. Книга Мэлори была переведена на многие языки, издана в разных странах мира и стала образцом изящного подарочного издания. Цикл получился очень совершенным по стилю исполнения. Этим тонким и выразительным иллюстрациям была уготована вечность – они навсегда вошли в золотой фонд английской графики.
Бердслей рано прославился. Этот великий художник повлиял на деятельность иллюстраторов и плакатистов во всем мире.
Известно, что Бердслей никогда не был в России. Но существуют нити, прочно связывающие его с русской культурой. В 1890-е гг. им была создана обложка и титульный лист для издания романа Ф.М.Достоевского “Бедные люди” из серии “Ключи”. Типаж главной героини отсылает зрителя (читателя) к эстетике английского символизма и к творчеству известной художницы Кейт Гринэуэй. Бердслею негде было взять русский типаж: он визуализировал образ Варвары Доброселовой через имеющийся у него “банк имиджей”, характерных для Англии конца XIX века.
Обложка и титульный лист романа Достоевского остались единственной работой художника на русскую тему. А какие ещё произведения он иллюстрировал? Среди его виднейших графических работ мы находим многие произведения мировой классики: пьесы Аристофана и Шекспира, поэму Александра Поупа “Похищение локона”, сказки “Тысячи и одной ночи”.
Бердслея можно заметить на одной из марок Великобритании, на которой изображена обложка альбома ансамбля “Битлз”. Мы видим большую группу деятелей мировой культуры разных эпох. И среди них находим интересующего нас художника. Только он получился очень мелким.
А вот черно-белой графике корифея английского модерна ещё предстоит проложить дорогу на марки и блоки его родной страны. Хотелось бы увидеть целую серию почтовых миниатюр с гениальными черно-белыми иллюстрациями, известными во всём мире.
Мы знаем, что Бердслей был талантливым силуэтистом. Искусству силуэта во все эпохи придавали особую магическую роль. Силуэт имитировал человеческую тень – двойника человека. А тени неодушевлённых предметов у многих народов считались изображением души. Языком силуэта пытались не только рассказать приключенческие истории, но и поведать современникам о лирических переживаниях. И не беда, что тушь была чёрной (а золотые силуэты также нередко воспринимались как чёрные): рисунки смотрелись как живые и интересные. В конце девятнадцатого века силуэты получили широчайшее распространение в почтовой графике.
Бердслей должен быть интересен коллекционерам, которые осваивают литературоведческую тематику. На памятных почтовых штемпелях Великобритании мы встречаем образ волшебника Мерлина из средневекового фольклора Англии. Эти штемпеля использовались для гашения марок из недавно выпущенной серии “Фантастические царства”. Бердслей и сам создал своего рода индивидуальную сказочную вселенную, которую нельзя спутать ни с какой другой территорией.
Взглянем на марку Сан-Марино, посвящённую Оскару Уайльду. Портрет писателя дан на фоне одной из иллюстраций к пьесе Уайльда “Саломея” (1894). Эта иллюстрация давно стала визитной карточкой творчества Бердслея, образцом его изящной манеры. В России эта пьеса была издана с предисловием К.Д.Бальмонта.
Что искали в английской графике русские издатели и оформители книжных обложек? Отечественная художественная традиция и современная действительность давали обильную почву для самостоятельного развития стилистики оформления прессы. Но это не помешало возникновению целой волны заимствований из арсенала европейских традиций. Например, о влиянии Бердслея говорят как о мощнейшей культурной инфузии, исчерпывающее объяснение которой не дано до сих пор. В России возник термин “бердслеемания”, причём отношение к этому слову было самое серьёзное.
Широко известно, что 1890-е годы в Европе принято называть в искусствоведческой литературе эпохой Бердслея (the Beardsley period). В этом названии есть своя логика. Ведь речь идёт не только об интересующем нас в рамках настоящей статьи художественно-графическом оформлении почтовых документов, но и об изобразительном искусстве в целом.
В целом О.Бердслей оказал колоссальное влияние на оформление русской иллюстрированной книги, а от книжного дизайна рукой подать до почтовой графики, главным образом, открыток. Бердслееманы создали десятки иллюстрированных почтовых карточек, в которых чувствовалось влияние европейского символизма.
Почему бердслеевские художественные открытия так удачно вплелись в стилистику оформления русских открыток рубежа веков? Поиски нового визуального языка в оформлении почтовых документов приводили к отказу от объёмно-тоновой моделировки в журнальной иллюстрации, а опыт сопровождения газетно-журнальных публикаций объёмно-тоновыми иллюстрациями был в России поистине колоссальным. Отчасти это объясняется тем, что объёмный тип рисунка достиг больших высот, и надо было идти дальше. В том числе и в почтовом дизайне.
Бердслеевская певучая линия завораживала, переливы чёрно-белых контрастов были полны тайн. Стилизованные открытки смотрелись очень необычно, и редакторы журналов охотно приглашали к сотрудничеству художников, которые отдали дань бердслеевской манере.
В Германии было множество последователей Бердслея, едва ли не крупнейшим из которых был немец Отто Эккман, создавший бердслеевский шрифт специфического начертания. Этот шрифт мы видим на многих марках нескольких стран (Азербайджана, Болгарии, Польши).
А немецкий художник Эмиль Преториус (1883–1973) проиллюстрировал роман Достоевского “Преступление и наказание” композициями в бердслеевском стиле.
Почему может быть интересной идея составления списка бердслееманов, портреты которых мы видим на марках и открытках?
Во-первых, это была бы совсем новая по теме подборка филматериалов, которая донесла бы до нас многие новейшие тенденции эстетизма и модерна. А ещё мы бы узнали, как называются старинные шрифты, которые используют в титрах фильмов современные кинематографисты.
Давно известно, что мастера европейского модерна любили открытки и марки, да и вообще графику малых форм. Многие из них имели у себя дома коллекции гравюр и предметов декоративно-прикладного искусства, а некоторые (например, М.В.Добужинский) даже в детстве были филателистами. Художники “Мира искусства” нередко пробовали себя в почтовой графике, реализуя в малых формах новейшие принципы красоты. Западные влияния были отчетливо видны в их творчестве.
Константин Андреевич Сомов (1869–1939) мог не только видеть бердслеевские работы, но и общаться с современниками и знакомыми знаменитого англичанина.
А Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) не был бердслееманом в прямом смысле этого слова. Но он был чуток ко всем проявлениям новейших тенденций в мировой книжной и плакатной графике. На его столе всегда лежали новейшие художественные журналы европейских стран.
На Украине была целая группа художников, которые подражали герою нашего очерка. Художник Всеволод Максимóвич (1894 – 1914) лишь недавно нашел отражение в почтовом дизайне, ибо в 2018 году появилась марка с его картиной “Поцелуй”. Левая верхняя марка в листе имеет купон, на котором изображена укрупнённая деталь картины. И марка, и купон квадратной формы.
Интересно, что бердслеевские грация и изящества иногда чувствуются и в современных украинских марках.
К сожалению, после Октябрьской революции Бердслей был почти полностью забыт. Он упоминается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”, но в комментариях к советским изданиям романа не оговаривалось, кто это такой. Известно, что некоторые образы знаменитого англичанина обыгрывала Анна Ахматова в “Поэме без героя”.
Однако в работах лучших советских иллюстраторов нет-нет да и проглядывало влияние приемовинтересующего нас художника. В особенности это касалось иллюстрирования А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, в частности, тех сцен, которые требовали изображения пышных драпировок, эффектных интерьеров и костюмов, богатых орнаментом.
Художник Николай Кузьмин, страстный бердслееман, заказал в типографии свой фирменный конверт с изображением А.С.Пушкина. На рисунке конверта мы видим великого поэта с пером в руке.
А из зарубежных художников, известных в России, ближе всего к бердслеевским принципам подошел, наверное, знаменитый Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901). Он очень любил английскую графику, причем его привлекало разнообразие линейных построений и контрасты между крупными формами и тонкими линиями. Лотреку посвящено немало почтовых миниатюр.
Современником Лотрека был талантливый плакатист и книжный иллюстратор Теофиль-Александр Стейнлен (1859 – 1923), создавший эффектный образ черного кота для одноименного литературного кабаре. И, конечно же, этот обаятельный кот не мог не попасть на марку.
Настоящим бердслееманом был выдающийся русский и советский актёр Федор Никитин (1900 – 1988), проживший долгую творческую жизнь в кино. Он любил изобразительное искусство, и однажды ему посчастливилось сыграть художника – Николая Ге (в фильме “Надежда”). Благородное лицо Ф.Никитина мы видим на советских открытках.
Много марок разных стран посвящены знаменитому никарагуанскому поэту Рубену Дарио (1867 – 1916). Его основным художественным методом был символизм. Жаль, что на марках мы не можем увидеть композиции, которая бы “выдавала” бердслееманию Рубена Дарио.
Назовем ещё и венгерскую писательницу Маргит Коффку (1880 – 1918). Посвящённая ей марка номиналом 10 форинтов целиком оформлена в бердслеевском стиле. Это своего рода приглашение в эпоху модерна. Причудливые орнаментальные линии создают красивую декоративную рамку, которая окаймляет портрет. О модерне напоминает и сиреневый цвет, который был моден в начале ХХ века.
Некоторые историки современного почтового дизайна видят бердслеевские влияния в работах современного художника-фантаста Роджера Дина, создающего красочные фантастические пейзажи, виды вымышленных островов. Дин – глубокий и интересный фантаст, и многоцветные марки с завораживающими пейзажами его работы очень популярны среди коллекционеров.
А какие ещё филателистические материалы могут косвенно зафиксировать мировую Бердслиану? Давайте вспомним некоторые рисунки и гравюры, которые хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской Галерее, например, работы К.Сомова, Д.Митрохина и С.Чехонина (называем здесь только те имена, которые связаны с изданием почтовых карточек) и даже великих авангардистов К.Малевича и В. Кандинского, которые в разные периоды творчества отдали дань бердслеевским приёмам. А это значит, что конверты, марки или блоки, посвящённые этим музеям, могут быть помещены в настоящую подборку.
Как знать, может быть, когда-нибудь крупные музеи России пригласят любителей искусства на большую выставку под названием “Русская Бердслиана”. И филателистам (а также и филокартистам) содержание этой выставки будет хорошо понятно и близко.
Разместив в одном ряду рассмотренные филателистические материалы, мы можем создать панораму бердслеевских приёмов, воплощённых в почтовой графике. И если в будущем художники марок и конвертов захотят использовать эти стилистические средства, в мире появятся новые интересные знаки почтовой оплаты.
А.П. Дьяченко,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)
Статья опубликована в сокращенном варианте