ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок

Pеставрация марок - спорная тема

Незатейливые истории. 23 февраля

О чем расскажет старая открытка


Главная  /  История рождественской открытки. Часть II

Поиск по статьям:

История рождественской открытки. Часть II

2021-01-05 10:25:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Продолжаем рассказывать вам историю рождественской открытки...

Открытка как предмет буржуазного быта

Когда после революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный».

Пропагандистский советский лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» Издательство «Общины св. Евгении» еще как-то существовало до 1920 года. Но в 1920 году были ликвидированы все организации сестер милосердия Красного Креста, а издательство, получив название «Комитет популяризации художественных изданий» (КПХИ), передали в ведение Государственной Академии Материальной Культуры.

Антирождественский плакат

Однако уже в 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. В 1927 году, после выступления Сталина на очередном партсъезде, в стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить и детей, лишив их традиционной рождественской елки. Ее лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». В истории открыток наступили темные времена.

Реабилитация елки и народный Новый год

Правда времена эти продолжались недолго. «Выселить» из квартир елки оказалось нелегко. Верующие, несмотря на запреты, продолжали отмечать Рождество и устраивали праздник детям.

Тогда в 1935 году было решено реабилитировать елку, но не Рождество! В декабре 1935 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Давайте организуем детям хорошую елку». Декретом Совнаркома было введено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика. Были созданы сценарии празднований новогодних елок в детских садах. Лучшие писатели трудились над образами Деда Мороза, Снегурочки и снеговика.

Началось массовое производство елочных игрушек, соответствовавших нуждам нового строя. Восьмиконечную рождественскую звезду ловко преобразили в пятиконечную кремлевскую и стали украшать ею елки. А в 1942 году, во время ВОВ (!) возобновилось массовое производство поздравительных открыток, которые теперь украшали танки и кремлевские звезды.

Душевно-патриотическая тематика в духе сталинских «братьев и сестер» имела смысл и пользовалась спросом.

Все чаще открытки снабжались самостоятельными текстом, часто стихотворным:

«Врага с пути сметающий,

К победе приведет Великий,

Наступающий, Народный славный год!»

«С Новым годом, товарищи бойцы, командиры, политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!»

После Великой отечественной войны в страну буквально хлынули поздравительные открытки. Сотнями тысяч их отправляли солдаты из освобожденных европейских городов. Советская власть решила двигаться по течению, начав массовое производство поздравительных открыток, которые к 1953 году стали одним из основных средств пропаганды.

В деле были задействованы сразу несколько издательств: Изогиз, Министерство связи СССР, издательство Советский художник, входившее (с 1964 года) в систему Комитета Совета Министров СССР по печати.

Постепенно в открытки вернулись и старые забытые сюжеты, переосмысленные советскими художниками-иллюстраторами: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта, птицы — синицы и снегири стали символами Нового года, появлялись и отвлеченные композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.

Даже освоение космоса нашло отражение в новогодних открытках, на которых в небо на ракете взмывал Дед Мороз или его напарник — молодой мальчик Новый год. Олимпиада, трудовые подвиги, освоение космических пространств — все это находило отражение в открытках, которые выходили миллионами тиражами, стоили копейки и были непременными участниками новогодних праздников. Рождественская открытка в СССР Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.

В Тульском историко-архитектурном музее работала уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время

— Куратор выставки, историк Алексей Панин.

— Лозинский Ростислав Романович (1912 – 1994) протоиерей, доктор богословия и Почетный гражданин города Тулы. Он был знаком со множеством людей, прежде всего священниками, назначенными в приходы РПЦ за рубеж, со многими из которых годами вел переписку и, конечно же, получал поздравительные открытки. Свое служение он начинал в Эстонии, где его помнили вплоть до начала 1990-х годов. После смерти о. Ростислава в музей ТИАМ были переданы его архивы, в том числе альбомы «художественных поздравлений» с Пасхой и Рождеством за период 1957 – 1989 годов, позволяющие проследить динамику религиозного искусства в советское время.

Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались дореволюционные открытки с религиозной символикой; аналогичные открытки, изданные за рубежом; фотооткрытки и литографии, выпущенные нелегально в государственных фотомастерских и распространявшиеся потом преимущественно в поездах «глухонемыми». Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.

В коллекции отца Ростислава представлены практически все виды открыток, которые могли использоваться в СССР в качестве поздравительных.

Лубок, почтовая открытка и религиозное искусство

Условно рождественские открытки в СССР можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это открытки, изданные по инициативе Церкви в 1970–80 годы (дореволюционные и репринтные переиздания). Учитывая отсутствие выходных данных, скорее всего такие открытки выпускались не издательским отделом РПЦ, а каким-либо крупным приходом или монастырем, потому что являют нечто среднее между ручной и печатной работой, предполагающей использование технических приспособлений и некоторое тиражирование.

По качеству печати практически неотличимы от поздравительных фотооткрытки, изготавливавшиеся в СССР полулегально (1949 — 1975 гг.). Производились эти открытки без участия советского государства (Церковью, кустарями-фотографами, часто изготавливались вручную).

Другой значительной частью коллекции являются открытки «иностранного происхождения». Некоторые из поздравлений, хотя и изданы за рубежом, содержат поздравительные тексты на русском языке.

Например, вполне «католическая» открытка, изданная в Нью-Йорке, которую просто использовали для отправки поздравлений в Россию. Или открытка с репродукцией картины «Рождество Христово» (1523 г., Государственная галерея в Вашингтоне). Автор картины — венецианский живописец Лоренцо Лотто (1480 — 1556).  

Несмотря на то, что изображение не имеет ничего общего с православной традицией, а сама картина скорее всего была неизвестной в СССР, на лицевой и оборотной стороне она имеет текст на русском языке. С большой долей вероятности мы можем предположить, что это открытка, изданная в США для нужд верующих в СССР.

Среди поздравительных открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки, изданные вполне легально. Поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками, поздравляющими с православными праздниками.  

Наибольший интерес в коллекции представляют шесть открыток пасхального цикла 1982 – 1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти московского художника и иконописца Владислава Низова. Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных и рождественских открыток.

Интересно проследить, как со временем меняется стилистика подобных открыток. Первое, что обращает на себя внимание – использование религиозной символики, которая становиться более «каноничной» по мере нормализации отношений Церкви и государства – вплоть до использования иконографических образов в 1980-е годы. Что до тем сюжетов, то они кажутся достаточно произвольными и скорее говорят о возможностях отправителя, чем о сознательном предпочтении той или иной темы. Лишним подтверждением ограниченности выбора открыток с религиозными сюжетами является наличие самодельных (или переделанных открыток).

В целом на основании «художественных поздравлений» о. Ростислава можно прийти к выводу, что сюжеты рождественских открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки и авторские офорты. По сути, если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра, то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называл коллекцию «художественными поздравлениями». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и религиозное искусство.

Использованы изображения с сайта filokartist.net

Дарья Рощеня

Источник: www.miloserdie.ru

История рождественской открытки. Часть  I




Комментарии к статье:
2021-01-07 13:14:26, Плотников С.А.
Спасибо сайту и спасибо Дарье, автору этой замечательной статьи, за поднятую тему! Более узкая в ней - самодельные почтовые открытки - сверхважна для понимания нашей истории и культуры. Моё эссе, опубликованное сайтом, на ту же тему, только рассмотренную на примере одного единственного предмета. Сейчас вспоминаю, что склеивал и отправлял по почте в конце 70-ых гг. свои конверты, рисуя к тому же на них карандашами или фломастерами смешные рисуночки-карикатуры. Связи, к сожалению, утеряны, так что эти конверты (и письма в них) мне уже не увидеть. Но я подумал: почему бы не вернуться к этой практике?

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок
  • Pеставрация марок - спорная тема
  • Незатейливые истории. 23 февраля
  • О чем расскажет старая открытка
  • Незатейливые истории. Санта Клаус из Аляски
  • Леваневский с надпечаткой. Дополнение
  • Марки - это очень красиво
  • Национальные сокровища Индии
  • Ценообразование марок с разным состоянием клеевой стороны
  • Рихард Зариньш. Святой Георгий Победоносец
  • Берег кроликов и бананов
  • История одного экспоната: письмо с войны
  • Эти глаза напротив
  • Леваневский с надпечаткой. Окончание
  • Самые красивые марки Финляндии 2020 года. ТОП-10
  • Окно в старый Геленджик
  • Леваневский с надпечаткой
  • Чем запомнился 2020 год в Филателии?
  • Австрия. Почему здесь нет кенгуру?
  • Природа и филателия: дикие кошки на марках
  • История одного портрета
  • Приглашаем к обсуждению. Антарктида
  • Выставка ботанического искусства
  • Незатейливые истории
  • Лаконичность и минимализм
  • Неудачная марка
  • Все марки рыб в одной коллекции
  • Французский остров Реюньон
  • Вот такие были времена
  • Секрет раскрыли марки
  • Эмблема как оружие филателиста
  • Музеи Ленина
  • Приглашаем к обсуждению. Французские марки: борьба с пандемией
  • Лучшей маркой 2020 года признана...
  • Академик Павлов. Рефлекс цели
  • Самая неудачная марка 2020 года
  • А можно ли обидеть коллекционера?
  • Неповторимый шарм самодельной открытки
  • Новый ботанический сад в Харькове
  • История рождественской открытки. Часть II
  • История рождественской открытки
  • Коллекция - это возможность сжать время, понять его скоротечность и величие
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках. Часть II
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках
  • Первые автоматные марки
  • Что нужно ребенку для счастья?
  • Все о футболе, и даже больше
  • Джеймс Гамильтон. Филателист и исследователь
  • Гибралтар. Лабрадор?
  • Открытки советского детства
  • Как создаются «визитные карточки страны»
  • Меценаты-филателисты. Где вы?
  • Как Бунин отправил открытку Паустовскому
  • Республика Абхазия: особенности почтовой службы и филателия
  • Мини-выставка. Кошки и филателия
  • Лучшая марка 2020 года
  • Приглашаем к обсуждению. Экспедиция Федора Конюхова
  • Филателисты - не собиратели бумажечек
  • Аскольдова могила
  • Представляет почта Финляндии
  • Филателист года
  • Кибермарки в киберпространстве
  • Таинственное послание Американской почты
  • Фуджейра. Для тех, кто не любит жару
  • История Русского музея
  • Рождество на острове Рождества
  • Радость приобретения, печаль узнавания
  • Территория Росса
  • Гаджеты и филателия. Конкуренция или новые идеи?
  • Нашествие динозавров
  • По следам наших публикаций
  • Разнообразие национального костюма
  • Будущее филателии
  • Словакия. План выпуска марок на 2021 год
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок на 2020 год
  • Почтовая программа ООН на 2021 год
  • Письма Маврикия
  • Марки «призрачных» мероприятий
  • Утраченные марки СССР
  • Cамая красивая марка SEPAC 2020 года
  • Канада. Программа выхода почтовых марок на 2021 год
  • Собаки на марках 2020 года
  • Марки - это часть культуры
  • Исправление дефектов клише
  • Блоки «День космонавтики». 1973 год
  • Сборник статей для филателистов
  • Латвия. План выпуска марок на 2021 год
  • Беларусь. Тематический план выпуска марок на 2021 год
  • Сколько раз ошибается филателист?
  • Почему в школах не преподают филателию?
  • Термины и обозначения, используемые на сайте
  • Заседание Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты
  • Приглашаем к обсуждению. Литературная проблема коллекционирования
  • Удивительный мир курского посткроссера
  • Филателия - это огромный мир для познания и изучения
  • Софиевская колокольня и колокол «Мазепа»
  • Приглашаем к обсуждению. Тематический план издания знаков почтовой оплаты на 2021 год
  • Коронавирус коллекционерам не помеха
  • Приглашаем к обсуждению. Национальные проекты
  • Древние почтовые маршруты. Итоги голосования
  • Проблемы филателистов Словакии
  • Лучший в СССР КЮФ
  • Затерянный остров
  • Самые необычные открытки
  • Если у человека есть дух собирателя, то его можно увлечь
  • Филателистический скандал космического масштаба
  • Остров лемуров
  • До чего доводит внимательность. Космос и советика
  • Как я связался с филателией
  • Солнечная Турция
  • Перманентная серия «Флора СССР»
  • Париж. Музей Родена
  • До чего доводит внимательность
  • Иногда началом в клубке Ариадны бывают простые почтовые предметы: марки, открытки, конверты
  • Марки и хобби вашего ребенка
  • Богатый рисунок с эмблемами на марках СССР
  • Волшебное свечение
  • Искусство на марках. Советские художники
  • Оскар Роти - знаковый персонаж в филателии
  • Вершина рассеянности филателии
  • Страна моих детских снов. Окончание
  • Страна моих детских снов
  • Как там у них? Коллекционеры делятся опытом
  • Ученая рассеянность филателии
  • Покорители морей
  • Рассеянность филателистического пространства СССР
  • Бумага - это тоже древесина, или Кому нужны деревянные марки?
  • Филателия должна принадлежать миллионам!
  • Африканские острова
  • Виноделие и филателия
  • Перманентная серия «Русская и советская живопись»
  • Семейная традиция
  • Плагиат в филателии
  • Атомный флот. Они были первыми. Окончание
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1971-1978)
  • Атомный флот. Они были первыми. Часть II
  • Колыбель цивилизации
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1965-1969)
  • Атомный флот. Они были первыми
  • Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.
  • «Сакура» в цвете. Окончание
  • Города на марках. Приволжский округ
  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа
  • Наследство профессора Беляева
  • Художник с коммерческой жилкой
  • Молодость моя, Белоруссия!

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru