ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок

Pеставрация марок - спорная тема

Незатейливые истории. 23 февраля

О чем расскажет старая открытка


Главная  /  История рождественской открытки

Поиск по статьям:

История рождественской открытки

2021-01-04 09:25:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История рождественской открытки: ангелы, Дед-Мороз в космосе, и снова ангелы.

Что люди желали друг другу на Рождество и Новый год до революции, во время войны, или, например, в мирном, но советском 1950-м году?

Первая в мире В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех, во всяком случае, ему удалось серьезным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальнику поздравительных открыток.

С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне, а вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка. Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.

Художник и принцесса

Открытое письмо

До 1894 года на одной стороне позволялось писать только адрес, на другой только текст Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой, и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.

Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой.

Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия. Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении), с больницей, приютом для пожилых сестер милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток. Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.

Почтовая карточка

Именно с Рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашева: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы.

С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными. Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Оборотная сторона открыток со штампом общество св. Евгении

Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства: издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам.

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на ее открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Е. Бем «Сердце сердцу весть подает»

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж. И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками.

Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

Слева – И. Е. Репин «Запорожец». Справа – В. Овсянников «Головка»

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг: выставки, аукционы оригинальных рисунков для открыток, издание журнала с открытками, размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить ее по адресу.

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.

Открытка самому большому начальнику

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской елки, а также сцены катания на санях и коньках.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого

Издательства Гранберг В.Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.

Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб. Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приемную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.

Дарья Рощеня

Источник: www.miloserdie.ru

Продолжение следует...



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок
  • Pеставрация марок - спорная тема
  • Незатейливые истории. 23 февраля
  • О чем расскажет старая открытка
  • Незатейливые истории. Санта Клаус из Аляски
  • Леваневский с надпечаткой. Дополнение
  • Марки - это очень красиво
  • Национальные сокровища Индии
  • Ценообразование марок с разным состоянием клеевой стороны
  • Рихард Зариньш. Святой Георгий Победоносец
  • Берег кроликов и бананов
  • История одного экспоната: письмо с войны
  • Эти глаза напротив
  • Леваневский с надпечаткой. Окончание
  • Самые красивые марки Финляндии 2020 года. ТОП-10
  • Окно в старый Геленджик
  • Леваневский с надпечаткой
  • Чем запомнился 2020 год в Филателии?
  • Австрия. Почему здесь нет кенгуру?
  • Природа и филателия: дикие кошки на марках
  • История одного портрета
  • Приглашаем к обсуждению. Антарктида
  • Выставка ботанического искусства
  • Незатейливые истории
  • Лаконичность и минимализм
  • Неудачная марка
  • Все марки рыб в одной коллекции
  • Французский остров Реюньон
  • Вот такие были времена
  • Секрет раскрыли марки
  • Эмблема как оружие филателиста
  • Музеи Ленина
  • Приглашаем к обсуждению. Французские марки: борьба с пандемией
  • Лучшей маркой 2020 года признана...
  • Академик Павлов. Рефлекс цели
  • Самая неудачная марка 2020 года
  • А можно ли обидеть коллекционера?
  • Неповторимый шарм самодельной открытки
  • Новый ботанический сад в Харькове
  • История рождественской открытки. Часть II
  • История рождественской открытки
  • Коллекция - это возможность сжать время, понять его скоротечность и величие
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках. Часть II
  • Новогодняя сказка на почтовых марках и открытках
  • Первые автоматные марки
  • Что нужно ребенку для счастья?
  • Все о футболе, и даже больше
  • Джеймс Гамильтон. Филателист и исследователь
  • Гибралтар. Лабрадор?
  • Открытки советского детства
  • Как создаются «визитные карточки страны»
  • Меценаты-филателисты. Где вы?
  • Как Бунин отправил открытку Паустовскому
  • Республика Абхазия: особенности почтовой службы и филателия
  • Мини-выставка. Кошки и филателия
  • Лучшая марка 2020 года
  • Приглашаем к обсуждению. Экспедиция Федора Конюхова
  • Филателисты - не собиратели бумажечек
  • Аскольдова могила
  • Представляет почта Финляндии
  • Филателист года
  • Кибермарки в киберпространстве
  • Таинственное послание Американской почты
  • Фуджейра. Для тех, кто не любит жару
  • История Русского музея
  • Рождество на острове Рождества
  • Радость приобретения, печаль узнавания
  • Территория Росса
  • Гаджеты и филателия. Конкуренция или новые идеи?
  • Нашествие динозавров
  • По следам наших публикаций
  • Разнообразие национального костюма
  • Будущее филателии
  • Словакия. План выпуска марок на 2021 год
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок на 2020 год
  • Почтовая программа ООН на 2021 год
  • Письма Маврикия
  • Марки «призрачных» мероприятий
  • Утраченные марки СССР
  • Cамая красивая марка SEPAC 2020 года
  • Канада. Программа выхода почтовых марок на 2021 год
  • Собаки на марках 2020 года
  • Марки - это часть культуры
  • Исправление дефектов клише
  • Блоки «День космонавтики». 1973 год
  • Сборник статей для филателистов
  • Латвия. План выпуска марок на 2021 год
  • Беларусь. Тематический план выпуска марок на 2021 год
  • Сколько раз ошибается филателист?
  • Почему в школах не преподают филателию?
  • Термины и обозначения, используемые на сайте
  • Заседание Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты
  • Приглашаем к обсуждению. Литературная проблема коллекционирования
  • Удивительный мир курского посткроссера
  • Филателия - это огромный мир для познания и изучения
  • Софиевская колокольня и колокол «Мазепа»
  • Приглашаем к обсуждению. Тематический план издания знаков почтовой оплаты на 2021 год
  • Коронавирус коллекционерам не помеха
  • Приглашаем к обсуждению. Национальные проекты
  • Древние почтовые маршруты. Итоги голосования
  • Проблемы филателистов Словакии
  • Лучший в СССР КЮФ
  • Затерянный остров
  • Самые необычные открытки
  • Если у человека есть дух собирателя, то его можно увлечь
  • Филателистический скандал космического масштаба
  • Остров лемуров
  • До чего доводит внимательность. Космос и советика
  • Как я связался с филателией
  • Солнечная Турция
  • Перманентная серия «Флора СССР»
  • Париж. Музей Родена
  • До чего доводит внимательность
  • Иногда началом в клубке Ариадны бывают простые почтовые предметы: марки, открытки, конверты
  • Марки и хобби вашего ребенка
  • Богатый рисунок с эмблемами на марках СССР
  • Волшебное свечение
  • Искусство на марках. Советские художники
  • Оскар Роти - знаковый персонаж в филателии
  • Вершина рассеянности филателии
  • Страна моих детских снов. Окончание
  • Страна моих детских снов
  • Как там у них? Коллекционеры делятся опытом
  • Ученая рассеянность филателии
  • Покорители морей
  • Рассеянность филателистического пространства СССР
  • Бумага - это тоже древесина, или Кому нужны деревянные марки?
  • Филателия должна принадлежать миллионам!
  • Африканские острова
  • Виноделие и филателия
  • Перманентная серия «Русская и советская живопись»
  • Семейная традиция
  • Плагиат в филателии
  • Атомный флот. Они были первыми. Окончание
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1971-1978)
  • Атомный флот. Они были первыми. Часть II
  • Колыбель цивилизации
  • Серия «Деятели искусства народов СССР» (1965-1969)
  • Атомный флот. Они были первыми
  • Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.
  • «Сакура» в цвете. Окончание
  • Города на марках. Приволжский округ
  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа
  • Наследство профессора Беляева
  • Художник с коммерческой жилкой
  • Молодость моя, Белоруссия!

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru