ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Хлеб и письма блокадного Ленинграда

Почтовые дороги войны

Женщины Рафаэля Кирхнера

Гадкий утенок-голос в защиту


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

2020-01-10 15:56:40, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы приоткроем завесу тайны гибели легендарного экипажа Н-209 и рассмотрим несколько существующих версий. 

12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет... Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

*  *  *

Сначала особо никто не волновался. Экипаж был опытным, самолет, хоть и «сырой», но все-таки очень хороший. Да и маршрут разрабатывали специально под Леваневского – более короткий, всего 6650 километров и не такой сложный, как у Громова и Чкалова. Было сделано практически все, чтобы полет прошел, как говорится, «на ура». Но когда пауза слишком затянулась, все поняли, что что-то случилось.

Самолет искали долго, вплоть до августа 1938 года, делая перерывы на зиму и решение финансовых вопросов. К слову сказать, американцы тоже, параллельно СССР, занимались поиском Н-209. И перерывов в этом деле не делали. Отсюда возникает еще одна версия, что именно они первыми и нашли самолет.

Спустя два дня после вылета Н-209, временный поверенный СССР в США К.Уманский попросил президента американского «Клуба исследователей» В.Стефансона помощи в организации поисков. Американцы все сделали оперативно. Экспедицию возглавил опытный полярник Х. Уилкинс. 

Х. Уилкинс

Возникло предположение, что Н-209 потерпел катастрофу в районе Аляски. Поэтому Уилкинс искал экипаж там. Ему было вручено письмо, адресованное экипажу Леваневского, в котором говорилось о том, что их ищут и с воздуха, и на земле. Уилкинс должен был сбросить письмо вместе с радиооборудованием в районе предполагаемой аварийной посадки самолета.

Поиск экипажа встал Советскому Союзу «в копеечку» - для экспедиции Уилкинса был приобретен самолет-амфибия, авиация лишилась двух тяжелых бомбардировщиков, двухмоторной летающей лодки Dornier Wal и самолета Г-2 «СССР-Н-212». Последний, вместе с экипажем и пассажирами, упал в реку. И это не считая пеших экспедиций и снаряжения.

12 августа 1938 года, в газете «Правда», было опубликовано правительственное сообщение о прекращении поисков самолета Н-209. Несмотря на это искать не перестали. Даже в наше время, по прошествии стольких лет, желание разгадать тайну гибели многим не дает покоя. Но сегодня самолет продолжают искать только энтузиасты, воодущевленные просьбой президента: «Леваневского надо обязательно найти!».

Вернемся в 1937 год. Очевидцы, которые присутствовали при подготовке самолета к полету, утверждают, что на аэродром был привезен некий груз, из-за которого Леваневский лично сократил аварийный запас продовольствия и убрал два меховых спальника. Плюс ко всему на борт была доставлена большая опечатанная коробка с, якобы, гостинцами для президента Америки и его жены.

Что там было на самом деле – это уже навсегда останется тайной. Нам остается только предполагать. Возможно, из-за этого таинственного груза самолет и не долетел до США. Его задачей было только взлететь… возвращение не предполагалось. И об этом знал только узкий круг людей.

Подготовка к полету

К слову сказать, в ту пору мать Леваневского жила в Польше. После гибели Сигизмунда Александровича, решением правительства СССР, ей была назначена пенсия. Более того, когда началась война, она получила единоразовое пособие, на которое был куплен двухэтажный дом под Варшавой. После того, как советская армия освободила Польшу, Сталин приказал найти мать Леваневского и «окружить ее всяческой заботой и вниманием».

Вернемся к «задаче только взлететь»... После войны, когда Туполев разрабатывал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин живо этим интересовался и был в курсе как продвигается работа по этому проекту.

Однажды он спросил:

- Скажите, Андрей Николаевич, возможно ли внести в конструкцию самолета некоторые изменения?

- Какие? - поинтересовался Туполев.

- Например, установить дополнительные двигатели. 

- Зачем?

- Чтобы самолет долетел до Америки, выполнил поставленную задачу и вернулся обратно. Ни разу при этом не сделав в посадку. Услышав «Нет», Сталин сразу потерял к проекту интерес.

Вернемся к поискам.

Согласно радиограммам у самолета вышел из строя двигатель. Который, по словам очевидцев, дымился еще на земле. Возникает новая версия. Из-за потери одного двигателя, машина начала снижаться и обледенела, отчего стала тяжелой и неуправляемой. Пилоты, вполне вероятно, смогли дотянуть ее до земли, которой стала Якутия. По некоторым сведениям, радист из Якутии даже поймал несколько слабых сигналов одной из радиостанций Н-209. И было это уже после исчезновения самолета.

Несколько раз в Якутию снаряжались экспедиции. В одной из которых был Эрнст Мулдашев — известный врач-офтальмолог. Он-то и нашел того самого радиста. Также ему удалось выйти еще на одного свидетеля - вертолетчика Евгения Попова, который утверждал, что нашел доску с вырезанной ножом датой «13 августа 1937 года». Далее следовали затертые временем фамилии, одна из которых оканчивалась на «…ский».

Мулдашев нашел еще несколько очевидцев, видевших на берегу озера Сегян-Кюэль мёртвого человека славянской внешности, одетого в меховую куртку. С их слов, мужчина был убит.

В архивах МИДа хранятся документы, в которых сказано, что доктор Келлемс, который в 1938 году, на своей шхуне приплыл на мыс Барроу и местные охотники ему рассказали, что в августе 1937 года видели, как «железная летательная машина» упала в море Бофорта. Погода была плохая, шел дождь, штормило. Когда все утихло, охотники подплыли к месту падения машины и  увидели там большое масляное пятно. Келлемс заинтересовался и стал искать вместе с охотниками это место. Но началась зима и путешественнику пришлось вернуться домой. Он написал письмо в Советское посольство и надеялся, что его пригласят принять участие в поисках.

Но начавшаяся война внесла свои коррективы - долгое время ни американцы, ни русские поисками экипажа не занимались. По крайней мере официально. И только в 1989 году экспедиция, состоящая из студентов и аспирантов Института геофизики при  университете Фэрбенкса, под руководством доктора Стоуна, возобновила поиски. 

Итак, на сегодняшний день существует несколько версий гибели Н-209 и мест, где это могло произойти.

1.Вынужденная посадка в американском секторе Арктики в районе полюса относительной недоступности с  последующей гибелью экипажа от полученных при посадке травм, голода и холода. Причина - человеческий фактор.

2.Катастрофа в воздухе – самолет, обледенев, развалился на части.

3.При снижении или посадке на дрейфующий лед самолет взорвался. Или, при этих же обстоятельствах, пробил лед и ушёл на дно. 

4.У самолета кончилось горючее и он затонул, предположительно в прибрежных водах Аляски или Сибири, возможно, между островами Спай и Тетис у мысов Барроу и Оликток на Аляске.

5.Самолет упал из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры в Якутии, в районе озера Себян-Кюэль или в районе одного из островов Канадского Арктического архипелага.

6.Самолет потерпел катастрофу  в Гренландии, на Чукотке или на одном из арктических островов российского сектора Арктики. 

7. Американцы нашли самолет первыми и не отдали его советской стороне.

8.Причастность органов НКВД к катастрофе. Возможно, самолет вернулся обратно, а экипаж был расстрелян.

9.Самолет долетел до Америки, после чего экипаж попросил политического убежища в США, либо в одной из капстран.

Возможно, когда-нибудь разгадка этой тайны «всплывет» со дна моря или озера. А, может быть, будет рассекречена и окажется в свободном доступе в одном из архивов. Но пока мы строим только предположения.

*  *  *

В одной из наших рассылок мы попросили подписчиков написать свою версию гибели экипажа. И благодарны тем, кто откликнулся.

- «Самое логичное предположение о судьбе экипажа С.Леваневского — авиакатастрофа. Остатки самолёта покоятся где-то на просторах Северо-Ледовитого океана, под слоем льда и снега».  Валерий Ивашкевич;

- «Мне кажется, что самолет взлетел, но не покинув пределы Московской области, приземлился на засекреченном аэродроме». Наталья Н.;

- «Зная, что происходило в нашей стране  в 1937 году, вполне можно предположить,что вместо Леваневского и членов его экипажа, полетели другие люди». Владимир;

- «Самолет разбился. Либо утонул, либо его засыпало слоем снега». Иван Сергеевич.

А у вас есть версия? Напишите в комментариях.

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.

 

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского.Часть II




Комментарии к статье:
2020-01-14 15:46:48, Наталья
Спасибо. Почитала с удовольствием. Согласна с версией №8

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru