ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

2020-01-10 15:56:40, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы приоткроем завесу тайны гибели легендарного экипажа Н-209 и рассмотрим несколько существующих версий. 

12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет... Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

*  *  *

Сначала особо никто не волновался. Экипаж был опытным, самолет, хоть и «сырой», но все-таки очень хороший. Да и маршрут разрабатывали специально под Леваневского – более короткий, всего 6650 километров и не такой сложный, как у Громова и Чкалова. Было сделано практически все, чтобы полет прошел, как говорится, «на ура». Но когда пауза слишком затянулась, все поняли, что что-то случилось.

Самолет искали долго, вплоть до августа 1938 года, делая перерывы на зиму и решение финансовых вопросов. К слову сказать, американцы тоже, параллельно СССР, занимались поиском Н-209. И перерывов в этом деле не делали. Отсюда возникает еще одна версия, что именно они первыми и нашли самолет.

Спустя два дня после вылета Н-209, временный поверенный СССР в США К.Уманский попросил президента американского «Клуба исследователей» В.Стефансона помощи в организации поисков. Американцы все сделали оперативно. Экспедицию возглавил опытный полярник Х. Уилкинс. 

Х. Уилкинс

Возникло предположение, что Н-209 потерпел катастрофу в районе Аляски. Поэтому Уилкинс искал экипаж там. Ему было вручено письмо, адресованное экипажу Леваневского, в котором говорилось о том, что их ищут и с воздуха, и на земле. Уилкинс должен был сбросить письмо вместе с радиооборудованием в районе предполагаемой аварийной посадки самолета.

Поиск экипажа встал Советскому Союзу «в копеечку» - для экспедиции Уилкинса был приобретен самолет-амфибия, авиация лишилась двух тяжелых бомбардировщиков, двухмоторной летающей лодки Dornier Wal и самолета Г-2 «СССР-Н-212». Последний, вместе с экипажем и пассажирами, упал в реку. И это не считая пеших экспедиций и снаряжения.

12 августа 1938 года, в газете «Правда», было опубликовано правительственное сообщение о прекращении поисков самолета Н-209. Несмотря на это искать не перестали. Даже в наше время, по прошествии стольких лет, желание разгадать тайну гибели многим не дает покоя. Но сегодня самолет продолжают искать только энтузиасты, воодущевленные просьбой президента: «Леваневского надо обязательно найти!».

Вернемся в 1937 год. Очевидцы, которые присутствовали при подготовке самолета к полету, утверждают, что на аэродром был привезен некий груз, из-за которого Леваневский лично сократил аварийный запас продовольствия и убрал два меховых спальника. Плюс ко всему на борт была доставлена большая опечатанная коробка с, якобы, гостинцами для президента Америки и его жены.

Что там было на самом деле – это уже навсегда останется тайной. Нам остается только предполагать. Возможно, из-за этого таинственного груза самолет и не долетел до США. Его задачей было только взлететь… возвращение не предполагалось. И об этом знал только узкий круг людей.

Подготовка к полету

К слову сказать, в ту пору мать Леваневского жила в Польше. После гибели Сигизмунда Александровича, решением правительства СССР, ей была назначена пенсия. Более того, когда началась война, она получила единоразовое пособие, на которое был куплен двухэтажный дом под Варшавой. После того, как советская армия освободила Польшу, Сталин приказал найти мать Леваневского и «окружить ее всяческой заботой и вниманием».

Вернемся к «задаче только взлететь»... После войны, когда Туполев разрабатывал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин живо этим интересовался и был в курсе как продвигается работа по этому проекту.

Однажды он спросил:

- Скажите, Андрей Николаевич, возможно ли внести в конструкцию самолета некоторые изменения?

- Какие? - поинтересовался Туполев.

- Например, установить дополнительные двигатели. 

- Зачем?

- Чтобы самолет долетел до Америки, выполнил поставленную задачу и вернулся обратно. Ни разу при этом не сделав в посадку. Услышав «Нет», Сталин сразу потерял к проекту интерес.

Вернемся к поискам.

Согласно радиограммам у самолета вышел из строя двигатель. Который, по словам очевидцев, дымился еще на земле. Возникает новая версия. Из-за потери одного двигателя, машина начала снижаться и обледенела, отчего стала тяжелой и неуправляемой. Пилоты, вполне вероятно, смогли дотянуть ее до земли, которой стала Якутия. По некоторым сведениям, радист из Якутии даже поймал несколько слабых сигналов одной из радиостанций Н-209. И было это уже после исчезновения самолета.

Несколько раз в Якутию снаряжались экспедиции. В одной из которых был Эрнст Мулдашев — известный врач-офтальмолог. Он-то и нашел того самого радиста. Также ему удалось выйти еще на одного свидетеля - вертолетчика Евгения Попова, который утверждал, что нашел доску с вырезанной ножом датой «13 августа 1937 года». Далее следовали затертые временем фамилии, одна из которых оканчивалась на «…ский».

Мулдашев нашел еще несколько очевидцев, видевших на берегу озера Сегян-Кюэль мёртвого человека славянской внешности, одетого в меховую куртку. С их слов, мужчина был убит.

В архивах МИДа хранятся документы, в которых сказано, что доктор Келлемс, который в 1938 году, на своей шхуне приплыл на мыс Барроу и местные охотники ему рассказали, что в августе 1937 года видели, как «железная летательная машина» упала в море Бофорта. Погода была плохая, шел дождь, штормило. Когда все утихло, охотники подплыли к месту падения машины и  увидели там большое масляное пятно. Келлемс заинтересовался и стал искать вместе с охотниками это место. Но началась зима и путешественнику пришлось вернуться домой. Он написал письмо в Советское посольство и надеялся, что его пригласят принять участие в поисках.

Но начавшаяся война внесла свои коррективы - долгое время ни американцы, ни русские поисками экипажа не занимались. По крайней мере официально. И только в 1989 году экспедиция, состоящая из студентов и аспирантов Института геофизики при  университете Фэрбенкса, под руководством доктора Стоуна, возобновила поиски. 

Итак, на сегодняшний день существует несколько версий гибели Н-209 и мест, где это могло произойти.

1.Вынужденная посадка в американском секторе Арктики в районе полюса относительной недоступности с  последующей гибелью экипажа от полученных при посадке травм, голода и холода. Причина - человеческий фактор.

2.Катастрофа в воздухе – самолет, обледенев, развалился на части.

3.При снижении или посадке на дрейфующий лед самолет взорвался. Или, при этих же обстоятельствах, пробил лед и ушёл на дно. 

4.У самолета кончилось горючее и он затонул, предположительно в прибрежных водах Аляски или Сибири, возможно, между островами Спай и Тетис у мысов Барроу и Оликток на Аляске.

5.Самолет упал из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры в Якутии, в районе озера Себян-Кюэль или в районе одного из островов Канадского Арктического архипелага.

6.Самолет потерпел катастрофу  в Гренландии, на Чукотке или на одном из арктических островов российского сектора Арктики. 

7. Американцы нашли самолет первыми и не отдали его советской стороне.

8.Причастность органов НКВД к катастрофе. Возможно, самолет вернулся обратно, а экипаж был расстрелян.

9.Самолет долетел до Америки, после чего экипаж попросил политического убежища в США, либо в одной из капстран.

Возможно, когда-нибудь разгадка этой тайны «всплывет» со дна моря или озера. А, может быть, будет рассекречена и окажется в свободном доступе в одном из архивов. Но пока мы строим только предположения.

*  *  *

В одной из наших рассылок мы попросили подписчиков написать свою версию гибели экипажа. И благодарны тем, кто откликнулся.

- «Самое логичное предположение о судьбе экипажа С.Леваневского — авиакатастрофа. Остатки самолёта покоятся где-то на просторах Северо-Ледовитого океана, под слоем льда и снега».  Валерий Ивашкевич;

- «Мне кажется, что самолет взлетел, но не покинув пределы Московской области, приземлился на засекреченном аэродроме». Наталья Н.;

- «Зная, что происходило в нашей стране  в 1937 году, вполне можно предположить,что вместо Леваневского и членов его экипажа, полетели другие люди». Владимир;

- «Самолет разбился. Либо утонул, либо его засыпало слоем снега». Иван Сергеевич.

А у вас есть версия? Напишите в комментариях.

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.

 

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского.Часть II




Комментарии к статье:
2020-01-14 15:46:48, Наталья
Спасибо. Почитала с удовольствием. Согласна с версией №8
2021-01-05 23:00:30, Геннадий
Только недалекий ребенок, напуганный рассказками и бреднями об НКВД, мог придумать версию 8. Правда же давно известна... цитата "«Записка» доктора Х. Келлемса – священника и путешественника, приплывшего на собственной шхуне «Пандора» на мыс Барроу осенью 1938 года. Он доставил самодельный памятник Вилли Посту и его другу-журналисту У. Роджерсу: они погибли при подготовке к перелёту в 1935 г. через Северный полюс в СССР. От трёх инуитов он узнал, что 15 августа (?) 1937 года, год назад, они услышали громкий шум моторов и увидели "летательный аппарат", который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав большой всплеск. Был дождь и небольшой шторм, который стих к утру. Охотники подплыли на каяках и увидели большое масляное пятно, захлестнувшееся на Тэтис. Несколько суток Х. Келлемс с инуитами искал место катастрофы. Но начиналась зима, и шхуна вернулась в Калифорнию – домой. Келлемс поверил охотникам, написал "Записку" в советское посольство и был уверен, что Советский Союз пригласит его участвовать в поисках на следующий год, но началась Вторая мировая война..." А потом и до сих пор никому нет дела до поляка=неудачника да и никто денег на поиски любителям конспирологии не хочет давать. А профессионалы заявки на поиски не подают. Легче верить в бредни о НКВД и Леваневском, не читая истории в документах, а лишь в страшилках.
2021-01-05 23:37:59, Александр
Можно только восхищаться уверенностью Геннадия и единственной правдой, основанной на записках священника. А как же с основополагающей позицией судо-производства: " А орудие убийства найдено?" . останки самолета, вещи, тела найдены? Очень удобная позиция - поверить охотникам и закрыть тему!!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru