ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Филобзор от наших читателей. Крым наш

Вишлист, хюррей, друзья по всему свету. О чём мечтают белгородские посткроссеры

Полифония Японии

Сарматские сокровища. Окончание


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

2020-01-10 15:56:40, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы приоткроем завесу тайны гибели легендарного экипажа Н-209 и рассмотрим несколько существующих версий. 

12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет... Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

*  *  *

Сначала особо никто не волновался. Экипаж был опытным, самолет, хоть и «сырой», но все-таки очень хороший. Да и маршрут разрабатывали специально под Леваневского – более короткий, всего 6650 километров и не такой сложный, как у Громова и Чкалова. Было сделано практически все, чтобы полет прошел, как говорится, «на ура». Но когда пауза слишком затянулась, все поняли, что что-то случилось.

Самолет искали долго, вплоть до августа 1938 года, делая перерывы на зиму и решение финансовых вопросов. К слову сказать, американцы тоже, параллельно СССР, занимались поиском Н-209. И перерывов в этом деле не делали. Отсюда возникает еще одна версия, что именно они первыми и нашли самолет.

Спустя два дня после вылета Н-209, временный поверенный СССР в США К.Уманский попросил президента американского «Клуба исследователей» В.Стефансона помощи в организации поисков. Американцы все сделали оперативно. Экспедицию возглавил опытный полярник Х. Уилкинс. 

Х. Уилкинс

Возникло предположение, что Н-209 потерпел катастрофу в районе Аляски. Поэтому Уилкинс искал экипаж там. Ему было вручено письмо, адресованное экипажу Леваневского, в котором говорилось о том, что их ищут и с воздуха, и на земле. Уилкинс должен был сбросить письмо вместе с радиооборудованием в районе предполагаемой аварийной посадки самолета.

Поиск экипажа встал Советскому Союзу «в копеечку» - для экспедиции Уилкинса был приобретен самолет-амфибия, авиация лишилась двух тяжелых бомбардировщиков, двухмоторной летающей лодки Dornier Wal и самолета Г-2 «СССР-Н-212». Последний, вместе с экипажем и пассажирами, упал в реку. И это не считая пеших экспедиций и снаряжения.

12 августа 1938 года, в газете «Правда», было опубликовано правительственное сообщение о прекращении поисков самолета Н-209. Несмотря на это искать не перестали. Даже в наше время, по прошествии стольких лет, желание разгадать тайну гибели многим не дает покоя. Но сегодня самолет продолжают искать только энтузиасты, воодущевленные просьбой президента: «Леваневского надо обязательно найти!».

Вернемся в 1937 год. Очевидцы, которые присутствовали при подготовке самолета к полету, утверждают, что на аэродром был привезен некий груз, из-за которого Леваневский лично сократил аварийный запас продовольствия и убрал два меховых спальника. Плюс ко всему на борт была доставлена большая опечатанная коробка с, якобы, гостинцами для президента Америки и его жены.

Что там было на самом деле – это уже навсегда останется тайной. Нам остается только предполагать. Возможно, из-за этого таинственного груза самолет и не долетел до США. Его задачей было только взлететь… возвращение не предполагалось. И об этом знал только узкий круг людей.

Подготовка к полету

К слову сказать, в ту пору мать Леваневского жила в Польше. После гибели Сигизмунда Александровича, решением правительства СССР, ей была назначена пенсия. Более того, когда началась война, она получила единоразовое пособие, на которое был куплен двухэтажный дом под Варшавой. После того, как советская армия освободила Польшу, Сталин приказал найти мать Леваневского и «окружить ее всяческой заботой и вниманием».

Вернемся к «задаче только взлететь»... После войны, когда Туполев разрабатывал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин живо этим интересовался и был в курсе как продвигается работа по этому проекту.

Однажды он спросил:

- Скажите, Андрей Николаевич, возможно ли внести в конструкцию самолета некоторые изменения?

- Какие? - поинтересовался Туполев.

- Например, установить дополнительные двигатели. 

- Зачем?

- Чтобы самолет долетел до Америки, выполнил поставленную задачу и вернулся обратно. Ни разу при этом не сделав в посадку. Услышав «Нет», Сталин сразу потерял к проекту интерес.

Вернемся к поискам.

Согласно радиограммам у самолета вышел из строя двигатель. Который, по словам очевидцев, дымился еще на земле. Возникает новая версия. Из-за потери одного двигателя, машина начала снижаться и обледенела, отчего стала тяжелой и неуправляемой. Пилоты, вполне вероятно, смогли дотянуть ее до земли, которой стала Якутия. По некоторым сведениям, радист из Якутии даже поймал несколько слабых сигналов одной из радиостанций Н-209. И было это уже после исчезновения самолета.

Несколько раз в Якутию снаряжались экспедиции. В одной из которых был Эрнст Мулдашев — известный врач-офтальмолог. Он-то и нашел того самого радиста. Также ему удалось выйти еще на одного свидетеля - вертолетчика Евгения Попова, который утверждал, что нашел доску с вырезанной ножом датой «13 августа 1937 года». Далее следовали затертые временем фамилии, одна из которых оканчивалась на «…ский».

Мулдашев нашел еще несколько очевидцев, видевших на берегу озера Сегян-Кюэль мёртвого человека славянской внешности, одетого в меховую куртку. С их слов, мужчина был убит.

В архивах МИДа хранятся документы, в которых сказано, что доктор Келлемс, который в 1938 году, на своей шхуне приплыл на мыс Барроу и местные охотники ему рассказали, что в августе 1937 года видели, как «железная летательная машина» упала в море Бофорта. Погода была плохая, шел дождь, штормило. Когда все утихло, охотники подплыли к месту падения машины и  увидели там большое масляное пятно. Келлемс заинтересовался и стал искать вместе с охотниками это место. Но началась зима и путешественнику пришлось вернуться домой. Он написал письмо в Советское посольство и надеялся, что его пригласят принять участие в поисках.

Но начавшаяся война внесла свои коррективы - долгое время ни американцы, ни русские поисками экипажа не занимались. По крайней мере официально. И только в 1989 году экспедиция, состоящая из студентов и аспирантов Института геофизики при  университете Фэрбенкса, под руководством доктора Стоуна, возобновила поиски. 

Итак, на сегодняшний день существует несколько версий гибели Н-209 и мест, где это могло произойти.

1.Вынужденная посадка в американском секторе Арктики в районе полюса относительной недоступности с  последующей гибелью экипажа от полученных при посадке травм, голода и холода. Причина - человеческий фактор.

2.Катастрофа в воздухе – самолет, обледенев, развалился на части.

3.При снижении или посадке на дрейфующий лед самолет взорвался. Или, при этих же обстоятельствах, пробил лед и ушёл на дно. 

4.У самолета кончилось горючее и он затонул, предположительно в прибрежных водах Аляски или Сибири, возможно, между островами Спай и Тетис у мысов Барроу и Оликток на Аляске.

5.Самолет упал из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры в Якутии, в районе озера Себян-Кюэль или в районе одного из островов Канадского Арктического архипелага.

6.Самолет потерпел катастрофу  в Гренландии, на Чукотке или на одном из арктических островов российского сектора Арктики. 

7. Американцы нашли самолет первыми и не отдали его советской стороне.

8.Причастность органов НКВД к катастрофе. Возможно, самолет вернулся обратно, а экипаж был расстрелян.

9.Самолет долетел до Америки, после чего экипаж попросил политического убежища в США, либо в одной из капстран.

Возможно, когда-нибудь разгадка этой тайны «всплывет» со дна моря или озера. А, может быть, будет рассекречена и окажется в свободном доступе в одном из архивов. Но пока мы строим только предположения.

*  *  *

В одной из наших рассылок мы попросили подписчиков написать свою версию гибели экипажа. И благодарны тем, кто откликнулся.

- «Самое логичное предположение о судьбе экипажа С.Леваневского — авиакатастрофа. Остатки самолёта покоятся где-то на просторах Северо-Ледовитого океана, под слоем льда и снега».  Валерий Ивашкевич;

- «Мне кажется, что самолет взлетел, но не покинув пределы Московской области, приземлился на засекреченном аэродроме». Наталья Н.;

- «Зная, что происходило в нашей стране  в 1937 году, вполне можно предположить,что вместо Леваневского и членов его экипажа, полетели другие люди». Владимир;

- «Самолет разбился. Либо утонул, либо его засыпало слоем снега». Иван Сергеевич.

А у вас есть версия? Напишите в комментариях.

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.

 

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского.Часть II




Комментарии к статье:
2020-01-14 15:46:48, Наталья
Спасибо. Почитала с удовольствием. Согласна с версией №8
2021-01-05 23:00:30, Геннадий
Только недалекий ребенок, напуганный рассказками и бреднями об НКВД, мог придумать версию 8. Правда же давно известна... цитата "«Записка» доктора Х. Келлемса – священника и путешественника, приплывшего на собственной шхуне «Пандора» на мыс Барроу осенью 1938 года. Он доставил самодельный памятник Вилли Посту и его другу-журналисту У. Роджерсу: они погибли при подготовке к перелёту в 1935 г. через Северный полюс в СССР. От трёх инуитов он узнал, что 15 августа (?) 1937 года, год назад, они услышали громкий шум моторов и увидели "летательный аппарат", который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав большой всплеск. Был дождь и небольшой шторм, который стих к утру. Охотники подплыли на каяках и увидели большое масляное пятно, захлестнувшееся на Тэтис. Несколько суток Х. Келлемс с инуитами искал место катастрофы. Но начиналась зима, и шхуна вернулась в Калифорнию – домой. Келлемс поверил охотникам, написал "Записку" в советское посольство и был уверен, что Советский Союз пригласит его участвовать в поисках на следующий год, но началась Вторая мировая война..." А потом и до сих пор никому нет дела до поляка=неудачника да и никто денег на поиски любителям конспирологии не хочет давать. А профессионалы заявки на поиски не подают. Легче верить в бредни о НКВД и Леваневском, не читая истории в документах, а лишь в страшилках.
2021-01-05 23:37:59, Александр
Можно только восхищаться уверенностью Геннадия и единственной правдой, основанной на записках священника. А как же с основополагающей позицией судо-производства: " А орудие убийства найдено?" . останки самолета, вещи, тела найдены? Очень удобная позиция - поверить охотникам и закрыть тему!!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филобзор от наших читателей. Крым наш
  • Вишлист, хюррей, друзья по всему свету. О чём мечтают белгородские посткроссеры
  • Полифония Японии
  • Сарматские сокровища. Окончание
  • Камбоджа или Кампучия?
  • Обзор марок от наших читателей. Войска национальной гвардии
  • История большого раскола
  • Незатейливые истории. Первые марки Российской Империи
  • Вам письмо. Рассматриваем ретрооткрытки из Музея Зеленограда
  • Как Афанасий Фет Мценский клуб посткроссеров основал
  • Приглашаем к обсуждению. Пушкиниана
  • Честность филателиста, или Как продавали марки без Интернета
  • Филобзор от наших читателей. Новые выпуски марок
  • Филатуризм. Симбиоз филателии и туризма
  • Сначала было слово
  • Тайны филателистической коллекции
  • День семьи, любви и верности
  • По следам наших публикаций. Галерея филателистических коллекций
  • Самое популярное хобби
  • Звезда первой величины
  • Марки - это живая история
  • Остров Рождества
  • Королева людских сердец
  • Галерея филателистических коллекций
  • Привет из Хейнола
  • Человек с особой миссией
  • Бесценная находка в коробке от сигар
  • Сарматские сокровища
  • Чем занимается армянское радио?
  • Выставка – это не только марки
  • Швеция и Швейцария. Одно и то же?
  • Волшебник из Кургана
  • Ошибка на миллион
  • Выставка фронтовых писем из коллекции Сергея Филатова
  • Чемпионат Европы по футболу на почтовых марках
  • Лучше своей родины нигде нет
  • Замечательные КЮФы нашей страны. КЮФ «Гермес», Старый Оскол
  • По следам наших публикаций. Что лучше размещать на марках России?
  • Тифлисская марка
  • Парадные автомобили
  • Юные филателисты – на городском фестивале!
  • История одной почтовой открытки
  • Открытки для души
  • Пингвиновый рай
  • Что лучше размещать на марках России?
  • День защиты детей
  • Самая известная блондинка
  • Военно-полевой хирург
  • Шахматист всех времен и народов
  • Часовые Родины
  • Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
  • Пиво, клевер, холмы и кельтский крест
  • Самый цитируемый математик
  • Конго. Какое из двух?
  • По следам наших публикаций. Филателистическая литература
  • День пионерии
  • Технические достижения России
  • Классификация филателистической гагаринианы
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к тематическому коллекционированию?
  • Собирание частей в целое
  • «Леваневский с надпечаткой». Сувенирный тираж
  • Транспортная филателия
  • Памятник фронтовому почтальону
  • Великая Отечественная война в коллекции китайского филателиста
  • Этот день мы приближали, как могли
  • Дуб-Хитрун
  • Скрытый юбилей?
  • История российского цирка
  • Приглашаем к обсуждению. Развитие филателии
  • Приглашаем к обсуждению. Куда катится филателия?
  • Меня очень вдохновляет основатель посткроссинга Пауло
  • День рождения почтовой марки
  • Майские праздники: Первомай и Пасха
  • Тайна Бермудов
  • Марки для положительных эмоций
  • Марки - это окно в мир
  • Обзор марок от наших читателей. 800-летие Нижнего Новгорода
  • Вперёд, к звёздам!
  • Страна абсолютных рекордов
  • Лениниана
  • Национальный день донора
  • С мечтой о космосе
  • Филателия - это отдых для души
  • Филателисты ждали чуда
  • Лекция по филателии для детей и взрослых
  • День космонавтики в филателии
  • Поехали!
  • Космос на марках современной России
  • «Первый кляссер мне подарил отец»
  • О чём мечтают девушки-филателистки?
  • Будут ли дорожать марки?
  • Популярные у россиян объекты коллекционирования
  • КЮФ. Как увлечь родителей филателией?
  • День, перевернувший жизнь человечества
  • Жук-олень и Александрия
  • Марки Белоруссии - от истоков к современности
  • Главархив знакомит с фондом краеведа Ольги Сваричовской
  • Частная международная переписка длиной полвека
  • Женское лицо Победы. Маша и Наташа
  • Обзор марок от наших читателей. Ирисы и Федоскино
  • Как собрать кусочки воедино
  • История с продолжением
  • Клён-убийца
  • Итоги. Лучшая марка Беларуси
  • Человек-оркестр
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок на 2021 год
  • Незатейливые истории. «Омоложение» филателии
  • В ГД против передачи почтовых марок в коммерческие структуры
  • Все в порядке, ребята. Коллекционирование марок вернулось
  • Великие шахматисты
  • Писатель с синими глазами
  • О марках и планах
  • Советы юным филателистам. Как оформить выставочный экспонат
  • Филателист со стажем
  • Советы юным филателистам
  • Лучшие весенние марки
  • Весна идет - весне дорогу
  • Держите марку
  • По следам наших публикаций. Исторические поселения и малые города России
  • Королева индийской филателии
  • Приглашаем к обсуждению. Темы для выпуска марок
  • Pеставрация марок - спорная тема
  • Незатейливые истории. 23 февраля
  • О чем расскажет старая открытка
  • Незатейливые истории. Санта Клаус из Аляски
  • Леваневский с надпечаткой. Дополнение
  • Марки - это очень красиво
  • Национальные сокровища Индии
  • Ценообразование марок с разным состоянием клеевой стороны
  • Рихард Зариньш. Святой Георгий Победоносец
  • Берег кроликов и бананов
  • История одного экспоната: письмо с войны
  • Эти глаза напротив
  • Леваневский с надпечаткой. Окончание
  • Самые красивые марки Финляндии 2020 года. ТОП-10
  • Окно в старый Геленджик
  • Леваневский с надпечаткой
  • Чем запомнился 2020 год в Филателии?
  • Австрия. Почему здесь нет кенгуру?
  • Природа и филателия: дикие кошки на марках
  • История одного портрета
  • Приглашаем к обсуждению. Антарктида
  • Выставка ботанического искусства
  • Незатейливые истории
  • Лаконичность и минимализм
  • Неудачная марка
  • Все марки рыб в одной коллекции
  • Французский остров Реюньон
  • Вот такие были времена
  • Секрет раскрыли марки

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru