ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Художественное наследие Боголюбова

Великолепный Тарбозавр

Города на марках. Юг и Северный Кавказ

Филателисты и российские дороги


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание

2020-01-10 15:56:40, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы приоткроем завесу тайны гибели легендарного экипажа Н-209 и рассмотрим несколько существующих версий. 

12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет... Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

*  *  *

Сначала особо никто не волновался. Экипаж был опытным, самолет, хоть и «сырой», но все-таки очень хороший. Да и маршрут разрабатывали специально под Леваневского – более короткий, всего 6650 километров и не такой сложный, как у Громова и Чкалова. Было сделано практически все, чтобы полет прошел, как говорится, «на ура». Но когда пауза слишком затянулась, все поняли, что что-то случилось.

Самолет искали долго, вплоть до августа 1938 года, делая перерывы на зиму и решение финансовых вопросов. К слову сказать, американцы тоже, параллельно СССР, занимались поиском Н-209. И перерывов в этом деле не делали. Отсюда возникает еще одна версия, что именно они первыми и нашли самолет.

Спустя два дня после вылета Н-209, временный поверенный СССР в США К.Уманский попросил президента американского «Клуба исследователей» В.Стефансона помощи в организации поисков. Американцы все сделали оперативно. Экспедицию возглавил опытный полярник Х. Уилкинс. 

Х. Уилкинс

Возникло предположение, что Н-209 потерпел катастрофу в районе Аляски. Поэтому Уилкинс искал экипаж там. Ему было вручено письмо, адресованное экипажу Леваневского, в котором говорилось о том, что их ищут и с воздуха, и на земле. Уилкинс должен был сбросить письмо вместе с радиооборудованием в районе предполагаемой аварийной посадки самолета.

Поиск экипажа встал Советскому Союзу «в копеечку» - для экспедиции Уилкинса был приобретен самолет-амфибия, авиация лишилась двух тяжелых бомбардировщиков, двухмоторной летающей лодки Dornier Wal и самолета Г-2 «СССР-Н-212». Последний, вместе с экипажем и пассажирами, упал в реку. И это не считая пеших экспедиций и снаряжения.

12 августа 1938 года, в газете «Правда», было опубликовано правительственное сообщение о прекращении поисков самолета Н-209. Несмотря на это искать не перестали. Даже в наше время, по прошествии стольких лет, желание разгадать тайну гибели многим не дает покоя. Но сегодня самолет продолжают искать только энтузиасты, воодущевленные просьбой президента: «Леваневского надо обязательно найти!».

Вернемся в 1937 год. Очевидцы, которые присутствовали при подготовке самолета к полету, утверждают, что на аэродром был привезен некий груз, из-за которого Леваневский лично сократил аварийный запас продовольствия и убрал два меховых спальника. Плюс ко всему на борт была доставлена большая опечатанная коробка с, якобы, гостинцами для президента Америки и его жены.

Что там было на самом деле – это уже навсегда останется тайной. Нам остается только предполагать. Возможно, из-за этого таинственного груза самолет и не долетел до США. Его задачей было только взлететь… возвращение не предполагалось. И об этом знал только узкий круг людей.

Подготовка к полету

К слову сказать, в ту пору мать Леваневского жила в Польше. После гибели Сигизмунда Александровича, решением правительства СССР, ей была назначена пенсия. Более того, когда началась война, она получила единоразовое пособие, на которое был куплен двухэтажный дом под Варшавой. После того, как советская армия освободила Польшу, Сталин приказал найти мать Леваневского и «окружить ее всяческой заботой и вниманием».

Вернемся к «задаче только взлететь»... После войны, когда Туполев разрабатывал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин живо этим интересовался и был в курсе как продвигается работа по этому проекту.

Однажды он спросил:

- Скажите, Андрей Николаевич, возможно ли внести в конструкцию самолета некоторые изменения?

- Какие? - поинтересовался Туполев.

- Например, установить дополнительные двигатели. 

- Зачем?

- Чтобы самолет долетел до Америки, выполнил поставленную задачу и вернулся обратно. Ни разу при этом не сделав в посадку. Услышав «Нет», Сталин сразу потерял к проекту интерес.

Вернемся к поискам.

Согласно радиограммам у самолета вышел из строя двигатель. Который, по словам очевидцев, дымился еще на земле. Возникает новая версия. Из-за потери одного двигателя, машина начала снижаться и обледенела, отчего стала тяжелой и неуправляемой. Пилоты, вполне вероятно, смогли дотянуть ее до земли, которой стала Якутия. По некоторым сведениям, радист из Якутии даже поймал несколько слабых сигналов одной из радиостанций Н-209. И было это уже после исчезновения самолета.

Несколько раз в Якутию снаряжались экспедиции. В одной из которых был Эрнст Мулдашев — известный врач-офтальмолог. Он-то и нашел того самого радиста. Также ему удалось выйти еще на одного свидетеля - вертолетчика Евгения Попова, который утверждал, что нашел доску с вырезанной ножом датой «13 августа 1937 года». Далее следовали затертые временем фамилии, одна из которых оканчивалась на «…ский».

Мулдашев нашел еще несколько очевидцев, видевших на берегу озера Сегян-Кюэль мёртвого человека славянской внешности, одетого в меховую куртку. С их слов, мужчина был убит.

В архивах МИДа хранятся документы, в которых сказано, что доктор Келлемс, который в 1938 году, на своей шхуне приплыл на мыс Барроу и местные охотники ему рассказали, что в августе 1937 года видели, как «железная летательная машина» упала в море Бофорта. Погода была плохая, шел дождь, штормило. Когда все утихло, охотники подплыли к месту падения машины и  увидели там большое масляное пятно. Келлемс заинтересовался и стал искать вместе с охотниками это место. Но началась зима и путешественнику пришлось вернуться домой. Он написал письмо в Советское посольство и надеялся, что его пригласят принять участие в поисках.

Но начавшаяся война внесла свои коррективы - долгое время ни американцы, ни русские поисками экипажа не занимались. По крайней мере официально. И только в 1989 году экспедиция, состоящая из студентов и аспирантов Института геофизики при  университете Фэрбенкса, под руководством доктора Стоуна, возобновила поиски. 

Итак, на сегодняшний день существует несколько версий гибели Н-209 и мест, где это могло произойти.

1.Вынужденная посадка в американском секторе Арктики в районе полюса относительной недоступности с  последующей гибелью экипажа от полученных при посадке травм, голода и холода. Причина - человеческий фактор.

2.Катастрофа в воздухе – самолет, обледенев, развалился на части.

3.При снижении или посадке на дрейфующий лед самолет взорвался. Или, при этих же обстоятельствах, пробил лед и ушёл на дно. 

4.У самолета кончилось горючее и он затонул, предположительно в прибрежных водах Аляски или Сибири, возможно, между островами Спай и Тетис у мысов Барроу и Оликток на Аляске.

5.Самолет упал из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры в Якутии, в районе озера Себян-Кюэль или в районе одного из островов Канадского Арктического архипелага.

6.Самолет потерпел катастрофу  в Гренландии, на Чукотке или на одном из арктических островов российского сектора Арктики. 

7. Американцы нашли самолет первыми и не отдали его советской стороне.

8.Причастность органов НКВД к катастрофе. Возможно, самолет вернулся обратно, а экипаж был расстрелян.

9.Самолет долетел до Америки, после чего экипаж попросил политического убежища в США, либо в одной из капстран.

Возможно, когда-нибудь разгадка этой тайны «всплывет» со дна моря или озера. А, может быть, будет рассекречена и окажется в свободном доступе в одном из архивов. Но пока мы строим только предположения.

*  *  *

В одной из наших рассылок мы попросили подписчиков написать свою версию гибели экипажа. И благодарны тем, кто откликнулся.

- «Самое логичное предположение о судьбе экипажа С.Леваневского — авиакатастрофа. Остатки самолёта покоятся где-то на просторах Северо-Ледовитого океана, под слоем льда и снега».  Валерий Ивашкевич;

- «Мне кажется, что самолет взлетел, но не покинув пределы Московской области, приземлился на засекреченном аэродроме». Наталья Н.;

- «Зная, что происходило в нашей стране  в 1937 году, вполне можно предположить,что вместо Леваневского и членов его экипажа, полетели другие люди». Владимир;

- «Самолет разбился. Либо утонул, либо его засыпало слоем снега». Иван Сергеевич.

А у вас есть версия? Напишите в комментариях.

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.

 

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского.Часть II




Комментарии к статье:
2020-01-14 15:46:48, Наталья
Спасибо. Почитала с удовольствием. Согласна с версией №8

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Художественное наследие Боголюбова
  • Великолепный Тарбозавр
  • Города на марках. Юг и Северный Кавказ
  • Филателисты и российские дороги
  • В Литве все по-другому
  • В стране литературных героев
  • По главной площади с Победой
  • Чесменский бой - он трудный самый
  • Как попасть на марку?
  • Пуп Луны
  • Медицина и пандемии. Часть II
  • Медицина и пандемии
  • Города на марках. Центральная Россия
  • Пять книг для взрослых
  • Кто рисует марки?
  • Перевертки - что за этим стоит?
  • И чувства добрые он лирой пробуждал
  • «Голубая Александрия». Символ невероятной любви
  • Истина в деталях
  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru