Эскизы одного художника
2019-12-25 12:48:33, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
У каждого старого шкафа есть своя тайна, которую он бережно хранит годами. И чтобы ее узнать, нужно всего лишь открыть дверь и провести ревизию.
К чему мы это?
К нам в редакцию часто приходят коллекционеры – сами по себе очень интересные люди. А вот есть филателисты, которые приносят с собой уникальные вещи, найденные в своих старых шкафах.
На днях нам принесли эскизы марок известного художника Комлева, с пометками, сделанными его рукой. Обладатель сего ценного материала, пожелал остаться инкогнито…
Вот, что он нам рассказал.
«В прошедшие выходные решил разобрать в шкафу, навести порядок перед праздниками, и наткнулся на коробочку, в которой отец хранил разные документы и нашел вот это…
Я Комлева помню смутно, видел его один раз, мельком. Было мне в ту пору 14 лет… оговорюсь сразу, Герман Алексеевич не приходится нашей семье родственником. Он даже не наш знакомый. Просто мой папа встречался с ним пару раз по роду своей деятельности. Мне стало интересно, я выяснил, чьи это эскизы и вот решил показать их вам… Я ведь филателист со стажем, а вот никогда не задумывался о том, кто же создает для нас всю эту красоту».
Действительно, собирая марки или открытки, редко кто вникает в такие подробности… И мы решили рассказать вам об этом художнике, по эскизам которого было выпущено 426 почтовых марок, 100 почтовых штемпелей, 466 конвертов и 141 почтовая карточка.
* * *
В начале ноября 1933 года, в небольшом поселке недалеко от Костромы, в многодетной семье Комлевых родился сын. Его тягу к рисованию родители заметили рано и по мере возможности поощряли увлечение мальчика, который после семилетки поступил в Костромское художественное училище. Директором училища в ту пору был Николай Павлович Шлеин, ученик В.А. Серова. Шлеин сразу отметил талант юноши и старался всячески его раскрыть. Но, денег у семьи не было и учебу пришлось оставить.
Н.П. Шлеин, 1910 год
Тогда же, в Костроме жил и работал известный портретист Алексей Иванович Рябиков, у которого брал уроки живописи Герман Комлев.
Щелыково. Шателен Мария Михайловна и художник Рябиков Алексей Иванович. Работа над портретом
Служить в Армии Герману посчастливилось в Ленинграде, где талантливый деревенский паренек окунулся в атмосферу искусства и культуры. Все свои немногочисленные увольнительные он тратил на походы в театры и музеи. А иногда просто бродил по улицам города.
В 1956 году Комлев женился. Чтобы прокормить жену и двух сыновей Герман работал художником-оформителем, рисовал плакаты, этикетки, рекламные проспекты для Росторгрекламы и Московского комбината торговой рекламы.
Не раз его талант и безупречная работа отмечалась грамотами. В рекламе Комлев проработал вплоть до 1975 года. А в середине 60-х он связал свою судьбу с почтовыми марками.
Вот как он сам об этом говорил: «В 1966 году меня пригласили в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. Делал я сначала открытки и конверты. Приглядывался к тому, как работают именитые художники-марочники, учитывал собственные ошибки, да и товарищи советами помогали. Создал уже много марок, но скажу честно – каждая дается трудно. Замысел должен «созреть» только после тщательного изучения материала. Вот почему наши художники редко ошибаются в отображении темы – любую фальшь или домысел филателисты сразу же обнаружат, промахов нам они не прощают. Чем интереснее тема, тем увлекательнее над ней работать. Работая над новым сюжетом, обогащаешь в первую очередь самого себя».
Г.А. Комлев
Работа с почтовыми миниатюрами увлекла Германа Алексеевича настолько, что он до самой своей смерти, практически больше ничем и не занимался.
Сначала рисовал открытки...
1968 год
1967 год
1976 год
1978 год
1984 год
А потом, с головой окунулся в создание марок. Походил он к этому основательно. Например, работая над серией «Из истории отечественной почты», он в течение двух лет провел в архивах и библиотеках.
В конце 70-х в стране разразился настоящий «космический» бум, который не обошел стороной и Германа Алексеевича. В 1978 году вышла марка, автором которой он стал, посвященная полету в космос первого международного экипажа.
Над свомими «космическими» марками Комлев работал с интересом, полностью отдаваясь изучению данной темы. «Он знал об этом практически все, - говорили люди, которые вместе с ним работали, - он был везде – в Звездном городке, изучил все системы подготовки космонавтов, встречался с Леоновым и Джанибековым. Ну вот только что в космос сам не слетал».
Художник любил экспериментировать и пробовал работать в разных техниках. Так марка к 50-летию со дня рождения Гагарина задумывалась художником как гравюра. Но, к сожалению, не получилось то, что хотелось.
Вот как об этом говорил сам Г.А. Комлев: «Манера изображения у каждого художника своя, личная. Это почерки, стили, даже инструменты – фломастер и перо, игла и резец. Почтовая марка «50 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина». Поэтому качество выпущенной марки во многом зависит от гравера. Среди современных художников-миниатюристов, за редким исключением, «чистых» граверов вы не встретите. Поэтому создание оригиналов в технике гравюры оборачивает ся нередко несоответствием, а порой – искажением первоначального замысла. Например, почтовую марку, посвященную 50-летию Ю.А.Гагарина, я задумал как гравюру, но она не получилась, во многом потеряв при печати художественность».
Несмотря на это, в 1984 году эта почтовая миниатюра заняла второе место в конкурсе «Лучшая марка года», который проводил журнал «Филателия СССР». А первое место заняла серия марок, посвященная оружию победы в Великой Отечественной войне. Автором этих миниатюр так же являлся Герман Алексеевич.
Вообще, Комлев не раз был отмечен наградами и призами. Его марки занимали призовые места в различных конкурсах.
За серию почтовых марок «Портреты национальных героев», выполненную в 1976 году для Демократической Республики Мадагаскар, Комлев был награжден Грамотой от Президента этой республики.
За пропаганду достижений отечественной космонавтики на почтовых марках он награждался юбилейными медалями и дипломами.
К Герману Алексеевичу не раз обращались за консультациями с Петровки, по поводу фальшивомонетчиков.
Скончался художник 24 июня 2000 года. Похоронен у себя на родине, в поселке Судиславль.
PS А какие тайны хранит ваш старый шкаф?