ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Атомный флот. Они были первыми

Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.

«Сакура» в цвете. Окончание

Города на марках. Приволжский округ


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

2019-12-12 13:06:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, началась подготовка к перелету. Помимо самолета тщательно готовили экипировку и продпаек. Мех белки, шелк, колбаса салями, копченая грудинка, язык, куриное филе... что еще должно было потребоваться летчикам, отправляющимся в дальний путь?

*  *  *

Перелет был назначен на 12 августа 1937 года через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Бортовой номер самолета Н-209. Экипаж состоял из 6 человек. Командир - С. Леваневский, штурман В. Левченко, механики Н. Годовиков и Г. Побежимов. Они были опытными пилотами, не раз летавшими в Арктику. Радист Николай Галковский летел на север впервые. Второй пилот Николай Кастанаев, был испытателем этого самолета и знал его, что говорится, «до последнего шурупа».

Маршрут разрабатывали тщательно. До полюса через Архангельск, потом Баренцево море — остров Рудольфа — географический полюс. Таким же путем летали Чкалов и Громов. Затем, вдоль 148-го меридиана, пролететь над полюсом и приземлиться в конечном пункте назначения.

Первым делом, конечно, нужно было подготовить самолет. Вот что писал в газете «Правда» главный конструктор авиационного завода имени Сергея Горбунова (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) В.Ф. Болховитинов (к слову сказать, он был не в восторге от идеи использовать для перелета бомбардировщик): «Четыре величины определяет мощь авиации – дальность, быстрота, грузоподъемность и высотность. В отношении дальности и грузоподъемности Советская авиация имела бесспорно огромные победы. Нам надо было также успешно завоевать высоты и скорости. Мы принялись за работу, хорошо понимая отвественность возложенной на нас задачи…

В.Ф. Болховитинов

…. Чтобы перенести на такого типа самолет опыт, накопленный в других областях авиации, требовался труд не одного, а многих людей, настоящее коллективное творчество, содружество конструкторов, объединенных одной идеей… Весь завод, вся его партийная организация, весь мощный пролетарский коллектив были подлинными создателями машины. Коллектив поддерживал нас в трудные минуты, окружая атмосферой бодрости, помогая преодолевать препятствия в процессе работы. А трудностей было немало. Чтобы улучшить управление самолета и его аэродинамические качества, мы впервые на такого рода машинах, применили полуубирающиеся шасси, щитки, гладкую обшивку, особой системы фюзеляж, специальный обтекатель для радиатора и много другое. Все эти нововведения давали самолету лучшие летные свойства, позволяли увеличить скорость в полете и сократить ее при посадке...

...Чтобы осуществить такое... предстояло рассчитать все детали, вополотить замысел в реальность чертеже... Прочность, просторность, прекрасная управляемость. Немудрено, что мы напряженно работали над решением этой задачи. Пришлось сделать целый ряд опытов, разработать механику расчетов и только тогда, накопив необходимые данные, перейти к проектированию… Проектирование самолета отняло у нас около пяти месяцев…».

Кстати, при подготовке материала, в одном из источников удалось найти такую историю. Якобы, когда в Монино шла подготовка самолета, встал вопрос - в какие цвета его красить? Запросили у Леваневского, на что тот ответил: «В мои».

Ответ был странным и непонятным. Но, после разговора с родственниками, выяснилось, что у Сигизмунда Александровича был свой фамильный герб в красно-синем цвете.

Самолет был перекрашен. Новая краска легла на старую, заводскую, что утяжелило машину примерно на двести килограмм. По неподтвержденным данным, перед самым вылетом, Леваневский, чтобы хоть как-то облегчить вес Н-209, не стал брать аварийную радиостанцию и приспособление для ручного (ножного) вращения генератора аварийной радиостанции. В простонародье - «солдат-мотор». Но, опять-таки, по неподтвержденным данным, этой системы в самолете по каким-то причинам вообще не было.

Параллельно шла подготовка и экипажа, точнее, его экипировки.

Особое внимание уделялось обмундированию.

Подкладка комбинезонов была сшита из шелка, который по спецзаказу поставили из скорняжной мастерской Мосмехторга.

Были заказаны репсовые комбинезоны, в количестве 6 штук. Шлемы были сшиты из натуральной кожи.

Для летнего обмундирования был заказан мех белки.  

И гагачий пух.

Было куплено два кожаных планшета для документов и резиновые матрацы. Помимо этого было сшито 8 курток и брюк из кожи и беличьего меха, 6 пар сапог на собачьем меху и рукавицы.

Тщательно подошли и к составлению рациона летчиков.

Норма суточного пайка для экипажа Н-209 была такой...

Несмотря на такую усиленную подготовку, все делалось в режиме цейтнота. Самолет был «сырым», недоработанным. Да и экипаж не успел притереться друг к другу.

Практически накануне вылета призошла замена радиста. Вместо Л.Л.Кербера был назначен Н.Я.Галковский. Несомненно, он был опытным и высококлассным специалистом и входил в список лучших авиационных радистов Союза, но, по утверждениям людей, которые готовили Н-209 к полету, у Николая Яковлевича, впрочем как и у других членов экипажа, не хватило времени должным образом изучить самолет.

Из воспоминаний Л.Л. Кербера: «Я должен был передать новому бортрадисту свой костюм, сшитый персонально по моим меркам, в ателье Наркоминдела. Но мы с Галковским были разного размера и роста, а шить заново уже не было времени. Чувствовалась какая-то незавершенность и тревожная неуверенность».

Исходя из этого возникает версия, что одной из причин крушения самолета стал, как сейчас любят говорить, человеческий фактор. И вторая - множественные технические недоделки при подготовке машины, что подтвержадается радиограммой, отправленной экипажем, спустя несколько часов после взлета, в которой сообщалось, что из строя вышел крайний правый мотор.

Маршрут Н-209

Вернемся к подготовке. 

Самолет был загуржен по полной программе. Предполагалось, что Америка встретит экипаж, как героев. И не спустыми же руками лететь. В самолет был погружен запас аварийных лодок, почтовые марки, почта, множество разных сувениров.

Также на борту была большая коробка с подарками для президента США и его жены - икра, меха и, по некоторым данным, золото. Его было много. Почти пять тонн. Это были слитки и предназначались они еще и для оплаты каких-то поставок. 

То, что самолет повезет очень ценный груз, говорила и вдова Леваневского. Она рассказывала о переживаниях мужа перед полетом по этому поводу.

Золото породило еще одну версию. Самолет аварийно сел на поверхность озера Сегян-Кюэль. Он не утонул, так как баки его были практически пустые. В то время в тех местах отсиживались бывшие белогвардейцы, которые и нашли самолет. Дальнейшие их действия описывать не стоит. О них не трудно догадаться. 

Итак, 12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет...

Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

Фрагмент газеты «Правда», 1937 год

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

Продолжение следует...

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.




Комментарии к статье:
2019-12-12 17:46:21, Наталья
Какое чудо - эти старые снимки. Люди жили, любили, трудились. А сейчас их нет. Остались только фотографии.
2019-12-19 23:04:16, Valeri Ivashkevich
Согласен с Натальей,тоже люблю смотреть старые фотографии. Это как путешествие в прошлое на машине времени.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Атомный флот. Они были первыми
  • Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.
  • «Сакура» в цвете. Окончание
  • Города на марках. Приволжский округ
  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа
  • Наследство профессора Беляева
  • Художник с коммерческой жилкой
  • Молодость моя, Белоруссия!
  • «Сакура» в цвете
  • Europa-CEPT
  • Шах и мат в советской филателии
  • Шах и мат в мировой филателии
  • Что такое филателия? К 40-летию Олимпиады-80
  • Где находится край земли?
  • Нету милей моей Молдавии родной!
  • Детские марки Джона Леннона
  • Почтовая администрация ООН
  • Как добиться выпуска почтового конверта
  • Страна озер, марципана и макраме
  • Бесценные марки Фредди Меркьюри
  • День семьи, любви и верности
  • Города на марках. Крым
  • Монгольский вклад в военно-полевую почту СССР
  • Художественное наследие Боголюбова
  • Великолепный Тарбозавр
  • Города на марках. Юг и Северный Кавказ
  • Филателисты и российские дороги
  • В Литве все по-другому
  • В стране литературных героев
  • По главной площади с Победой
  • Чесменский бой - он трудный самый
  • Как попасть на марку?
  • Пуп Луны
  • Медицина и пандемии. Часть II
  • Медицина и пандемии
  • Города на марках. Центральная Россия
  • Пять книг для взрослых
  • Кто рисует марки?
  • Перевертки - что за этим стоит?
  • И чувства добрые он лирой пробуждал
  • «Голубая Александрия». Символ невероятной любви
  • Истина в деталях
  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru