ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!

Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год

Эпоха Просвещённого мира

Филателия. Одна - но пламенная страсть


Главная  /  Атомный век. Харитон против Оппенгеймера

Поиск по статьям:

Атомный век. Харитон против Оппенгеймера

2019-08-07 12:59:29, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В августе 1949 года из пункта А в пункт Б отправился необычный литерный поезд. Его не было в расписании... да и вообще он существовал только для определеного круга людей. Все остальные о нем попросту не знали. Даже не догадывались... Путь предстоял долгий...

*  *  *

8 апреля 1949 года Ю.Б. Харитон и К.И. Щелкин представили в Спецкомитет Берии доклад о решении всех теоритических, конструкторских и технических задач по РДС-1 с приложением к нему «Порядка испытаний  РДС-1» и «Программы тренировочных полетов на полигоне».

В июне этого же года  П.М. Зернов, Ю.Б. Харитон и К.И. Щелкин направляют на утверждение Б.Л. Ванникову различные варианты транспортировки узлов изделия, за исключением непосредственно тяжелого горючего, с объекта до конечного пункта. А затем А.С. Александров просит В.А. Болятко забронировать на 10 июля два эшелона для перевозки спецпродукции из КБ-11 на Полигон № 2.

Предстояло десять долгих дней в пути. Люди, которые ехали в этом поезде понимали всю возложенную на них ответственность. Они везли на испытание изделие, которое не могло не сработать. Потому что каждый из них свою часть просчитал, подготовил и сделал на совесть. Во главе их команды стоял Юлий Борисович Харитон – человек, который никогда не ошибался, человек, который каждый микрон этой бомбы пропустил через себя, он знал ее наизусть, все чертежи и детали. Редкая, уникальная память.

Вместе с ним ехали Я.Б. Зельдович, Д.А. Франк-Каменецкий, Г.Н. Флеров.

Все они, создатели этого сверх секретного на тот момент оружия, верили в успех. В него нельзя было не верить, ведь в случае неудачи их ждал расстрел и они это прекрасно понимали.

Как вспоминал впоследствии Юлий Харитон, что незадолго до взрыва, Берия вытащил листки с фамилиями ученых, принимавших участие в создании бомбы. Напротив каждого стоял красный крестик.

- Вот видите списки? - Спросил Берия, - если все пройдет успешно, я лично уничтожу эти бумаги.

Юлий Борисович понимал, что ему-то уж точно достанется больше всех. На своем ответственном посту он был неблагонадежным из-за своей абсолютно невозможной анкеты.

Его мама – Мирра Яковлевна Буровская, актриса художественного театра, долгое время жила в Берлине, потом, в Тель-Авиве, затем, перебралась в Палестину.

Отец – журналист Борис Иосифович Харитон. В 1922-м году он попал в число идеологически чуждой интеллигенции. 

Ю. Харитон с мамой и сестрами

Родители развелись в 1907 году, мать второй раз вышла замуж и уехала вместе с мужем за границу. Борис Осипович воспитывал сына сам.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 (27) февраля 1904 года в еврейской семье. Свою трудовую деятельность начал в 13 лет. Одновременно с учёбой в реальном училище работал письмоводителем, учеником механика, монтером.

В 1926 году талантливый юноша уезжает на стажировку в Кембридж, в лабораторию Резерфорда. Возвращаясь из Англии, он заезжает в Берлин повидаться с матерью – иностранной подданной. Затем, получает от нее посылки и письма. Для того времени событие из ряда вон выходящее.

И, тем не менее, вопреки всем этим компроматам Харитона поставили во главе команды, которая должна была сделать атомную бомбу. Неужели в то время не было ученого с безупречно чистой анкетой? Возможно, он и был. Но Харитон очень любил физику. По его словам, атомную бомбу он начал собирать еще в 1926 году. На тот момент ему было всего 22 года. Юнец... Но уже глыба! В это время он уже сотрудник лаборатории электронной химии Ленинградского Физико-технического института.

Ю. Харитон, 1924 год

Сначала молодой ученый работал на имя и ему очень везло. В семнадцать лет он буквально влюбился в физику и стал студентом А. Иоффе, потом заинтересовал Николая Николаевича Семенова, а дальше уже имя стало работать на него. 

В том самом 26-м году Семенов дал ему тему, в ходе работы над которой Харитон провел уникальный опыт с парами фосфора. Открытие повергло в шок именитых ученых. Некоторое время спустя учитель дарит превзошедшему его ученику свою книгу, которую подписывает такими словами:«Дорогому Юлию Борисовичу, первому, который толкнул мою мысль в область цепных реакций». 

Но совсем скоро Харитон и сам «зацепится» за эти реакции и применит их к ядерной физике. И под руководством Джеймса Чедвика – одного из будущих руководителей Манхеттенского проекта, Харитон в 24 года защитит диссертацию.

В то время он знакомится с Петром Капицей. Эта дружба двух гениев продлится до конца их жизни. И даже тогда, когда Капица надолго впал в немилость, отказавшись работать под руководством Берии, Харитон ни на минуту не усомнился в друге и не предал его.

В начале 30-х годов прошлого столетия Харитон возвращается в Ленинград. Им уже завладела другая идея - динамика быстрых физико-химических превращений, если проще сказать – взрывы. Он создает отдел взрывов, а затем и специализированную лабораторию.

Я.Б. Зельдович, с которым Юлий Борисович опубликовал несколько основополагающих работ по теории цепной реакции деления урана, вспоминал: «Выбор взрывчатых веществ в качестве дела жизни свидетельствовал о смелости Харитона, о его окрыляющем чувстве научной силы».

Очень быстро Харитон становится признанным лидером в науке о взрывах. В 39-м году Курчатов, работавший по соседству в Физтехе, не мог не заметить такого ученого. Поэтому, когда в 1943-м остро и неотвратимо встал вопрос об атомной бомбе, он тут же позвал Харитона.

К этому времени Юлий Борисович за свои боевые взрывчатые вещества уже был удостоен боевым орденом Красной Звезды.

Наши физики теоретически были давно готовы к созданию бомбы. Но когда Харитон узнал, что американцы взорвали экспериментальное атомное устройство, первое чувство, которое он испытал, была досада: четыре года потери. Конечно, была веская причина - война, после которой страна была в экономическом упадке. Но ведь могли бы! Нужно было срочно наверстывать упущенное время...

Делали это быстро.... уже 18 декабря 1947 года глубокой ночью молодыми научными сотрудниками НИИ-9 (ВНИИНМ) Р.Е. Картушевой, М.Е. Пожарской и инженерами А.В. Елькиной и К.П. Луничкиной был получен первый в СССР препарат плутония в количестве 73 микрограммов. Трехвалентный плутоний был светло-голубого цвета - это была голубая капелька в миллилитровой пробирке. 

В 1948 года уже было накоплено 2 партии раствора плутония, содержащие 1200 и 2650 микрограммов плутония. А в мае этого же года впервые в стране на Заводе №12 было освоено производство металлического кальция, необходимого для металлургии урана.

Менее чем за три года был построен и внедрен в эксплуатацию завод по производству урана и изделий из него. Была создана уникальная отечественная технология, более совершенная, которая обеспечивала необходимые показатели,а также первое в Союзе производство дисциллированнного металлического кальция.

В июле 48-го в Советском Союзе впервые был получен металлический плутоний.

*  *  *

Литерному поезду по всему пути следования была открыта зеленая улица. Его движение было под особым контролем. Везли груз особой важности – ядерный заряд для первой советской атомной бомбы. Боялись повредить не только бомбу, но и ее создателей. Сталин в целях безопасности запретил Харитону летать на самолетах. 

Кстати, 18 сентября 1948 года из соображений безопасности, был подписан приказ о запрещении вождения машин сотрудниками ПГУ  (Первое главное управление при Совете Министров СССР— орган власти СССР, на который были возложены вопросы обеспечения советского атомного проекта) независимо от наличия у них прав на вождение машин.

*  *  *

После десяти суток в пути поезд прибыл на Полигон, где собрались все участники испытания и члены государственной комиссии во главе с Берией. Испытание было назначено на 29 августа 1949 года. 

С 26 июля на Семипалатинском испытательном полигоне начала работу Правительственная комиссия под председательством М.Г. Первухина. 5 августа комиссией было сделано заключение о полной готовности полигона и предложено в течение 15 дней провести детальную отработку операций по сборке и подрыву изделия. Определилось и время испрытания - последние числа августа.

Плутониевый заряд собирали ночью, тогда же вставляли и нейтронный запал. Сборку центральной части заряда проводила группа в составе Н.Л. Духова, Н.А. Терлецкого, Д.А. Фишмана и В.А. Давиденко. Члены Специального комитета Л.П. Берия, М.Г. Первухин и В.А. Махнев контролировали ход заключительных операций.

Высокое качество деталей и сборочных единиц заряда, хорошо отработанная технология и безупречная дисциплина позволили собрать заряд в строгом соответствии с конктрукторской документацией.

... По команде монтажники выкатили бомбу из мастерской в лифт, чтобы отправить на испытательную башню. Затем включили автомат подрыва, опечатали вход и отправились на командный пункт, который находился недалеко от эпицентра. С этого момента вмешаться в процесс стало уже невозможно.

29 августа 1949 года в 4 часа утра по московскому и в 7 утра по местному времени состоялось испытание первого советского ядерного заряда для авиационной бомбы РДС-1, что полностью ликвидировало монополию США на атомное оружие.

Один из участников тех событий шутил: «Главной нашей задачей было перехаритонить Оппенгеймера». И справились!Перехаритонили! Конструктивно первая атомная бомба состояла из ядерного заряда, разработанного по физической схеме американского заряда «Толстяк»и системы автоматики подрыва заряда с системами предохранения, а также баллистического корпуса авиационной бомбы собственной, советской разработки.

*  *  *

А жители огромной страны ничего не знали о взрыве и о том, что за создание первой советской атомной бомбы Курчатову, Харитону, Щелкину, Зельдовичу и другим было присвоено звания «Герой Социалистического труда» и «Лауреат Сталинской премии». Курчатову и Харитону подарили по машине ЗИС-110, а остальным - «Победы». Под Москвой выделили дачи, дали путевки в санатории, установили бесплатный проезд, детей определили в лучшие ВУЗы.

Теперь можно было и отдохнуть. Но все только начиналось...

Продолжение следует...

Атомный век. Начало

Атомный век. Отец советской атомной бомбы




Комментарии к статье:
2019-08-08 15:49:08, Владимир
Спасибо, очень интересная статья. Буду ждать продолжения!
2019-08-08 22:54:16, валерий
Как всегда ,очень интересно .Спасибо

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru