ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Атомный флот. Они были первыми. Часть II

Колыбель цивилизации

Серия «Деятели искусства СССР» (1965-1969)

Атомный флот. Они были первыми


Главная  /  «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

Поиск по статьям:

«Советский Союз»: что осталось «за кадром»?

2019-04-23 11:38:52, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Когда летом 1959-го года в почтовых отделениях страны появились марки серии «Морской флот СССР», это не вызвало особого удивления – «корабельная» тема была на слуху. В Ленинграде завершалось строительство первого в мире атомохода «Ленин», только что завершившийся внеочередной XXI съезд КПСС поставил перед страной задачу – в ближайшие семь лет не только вдвое увеличить тоннаж и грузооборот отечественного морского флота и оснастить его современными судами, но и серьезно нарастить пассажирские перевозки, особенно в удаленных районах.

Плановые показатели, к слову, тогда перекрыли едва ли не в полтора раза, а темпы развития, взятые в конце 1950-х годов, через пятнадцать лет позволили не только перевести отечественный морской транспорт по общему тоннажу из второй двадцатки на пятое место в мире - к началу 1970-х годов советский морской флот считался еще и самым молодым в мире.

Морские пассажирские лайнеры решающей роли в решении всех этих задач не играли, но для «зарубежья» они должны были служить подтверждением того, что на XXII съезд КПСС в 1959 году назвали «полной и окончательной победой социализма в СССР».

О каждом из лайнеров, что представлены на миниатюрах, можно рассказать немало интересного. И самая, на мой взгляд, захватывающая история связана с первой из них, 10-копеечной маркой «Пассажирская линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский».

В каталогах времен СССР лайнер, изображенный на ней, фигурирует под названием «Александр Можайский». Спустя годы оно перекочевало и в некоторые постсоветские каталоги. Но это совсем другой корабль – «Советский Союз».

  

«Александр Можайский»

  

«Советский Союз»

Почему произошла эта «подмена»? Путаница началась в середине 1960-х годов. Как раз в это время начала работать линия «Находка-Иокогама» - первая послевоенная международная морская пассажирская линия, связавшая порты СССР и Японии. На ней-то и работал «Александр Можайский», приписанный, как и «Советский Союз» к порту Владивостока. Составители каталога почтовых марок, выпущенного в 1965 году, не особо вглядываясь в фотографии, посчитали, что на марке (разговоры об открытии пассажирской линии велись еще с середины 1950-х годов) изображен именно «Можайский». А «Советский Союз» работал на каботажной линии, занимался перевозкой людей с их имуществом, продовольствия и других грузов. Да и среди его пассажиров, в основном были те, кто ехали по оргнабору на рыбный промысел.

Тем самым внимание филателистов было невольно «отвлечено» от истории реального лайнера, изображенного на марке. Между тем, она таит в себе немало тематических поворотов - от темы туризма до истории Великой отечественной войны и информационно-пропагандистского противостояния двух политических систем.

Начнем с того, что корабль, запечатленный на марке 1959 года был известен под тремя названиями – «Альберт Баллин», «Ганза» и «Советский Союз».

Альберт Баллин – фигура в истории мирового судоходства удивительная. Фактический создатель крупнейшей пароходной империи в мире, он был еще и основателем совершенно нового тогда направления в туристическом бизнесе – морских круизов.

Карьеру Альберт Баллин начал семнадцатилетним сотрудником их семейной фирмы, которая занималась организацией выезда немецких эмигрантов за границу, главным образом в США. Желающих в середине XIX века отправиться за океан было предостаточно, только плыли они на грузовых судах, в трюмах. В начале 1880-х гг. Баллин предложил одному судовладельцу переоборудовать для перевозки пассажиров два грузовых парохода. Тот пожал плечами, но согласился. Но неожиданно для многих бизнес оказался очень прибыльным - спустя два года компания Баллина имела уже пять пассажирских судов. На обратном пути из Америки в Европу пароходы, чтобы не идти порожняком, брали на борт различные грузы. И очень скоро между компанией Баллина и крупнейшей немецкой пароходной компанией HAPAG разгорелась нешуточная «война цен». Закончилась она тем, что они договорились о слиянии, Альберт Баллин, которому исполнился лишь 31 год, вошел в ее совет директоров и скоро стал ее руководителем.

Взвалив на свои плечи груз ответственности за огромный даже по географическим меркам бизнес (в картель, к слову, входила и флотилия Русского Восточно-Азиатского общества, обслуживавшего пароходные линии на Дальнем Востоке), Баллин продолжал думать над тем, как еще больше «монетизировать» пассажирские перевозки. И здесь неожиданно для себя нашел единомышленника. Им оказался его ровесник, недавно взошедший на престол германский император Вильгельм II.

Кайзер, можно сказать, был «болен морем» и придавал огромное значение развитию германского флота. Неудивительно, что гамбургская компания HAPAG и ее руководитель Альберт Баллин оказались в поле его зрения. Вильгельм II начал регулярно наезжать в Гамбург - Баллин даже построил для его приездов отдельную виллу. Во время очередных «посиделок» на ней и родилась идея открыть совершенно новое тогда направление в пассажирском морском бизнесе - круизы. Переезд из одной страны в другую морем было делом обычным, а вот организовать для пассажиров отдых на борту судна в тёплых широтах – дело другое!

Сказано - сделано. Вильгельм II выступил в роли рекламного агента, и в январе 1891 года цвет немецкого общества отправился на пароходе Альберта Баллина, названном в честь матери Вильгельма II «Августа Виктория» в первый в мире круиз по Средиземному морю.

Первый блин не вышел комом: спрос на круизы неожиданно оказался настолько высоким, что компания начала открывать все новые и новые маршруты – в Северную и Южную Америки, в Индийский океан. Для особо любознательных и не обремененных домашними заботами даже предлагались 110-дневные кругосветные плавания. На кораблях компании Баллина были открыты почтовые отделения и пассажиры ими активно пользовались, тем более что HAPAG постоянно подогревали их интерес многочисленными фирменными почтовыми карточками и виньетками. И сегодня в Германии коллекционирование этих почтовых отправлений занятие весьма распространенное.

  

  

Интересная деталь: первый в мире круизный пароход «Августа Виктория» в 1904 году купило наше царское правительство. Но вовсе не для того, чтобы возить на нем праздных туристов – его переоборудовали во вспомогательный крейсер, переименовали в «Кубань» и отправили (как позднее и другой корабль HAPAG, «Советский Союз») на Дальний Восток на Русско-японскую войну.

Биpнес Альберта Баллина рухнул с началом Первой мировой войны. После поражения Германии почти весь немецкий флот поделили между собой союзники-победители. Альберт Баллин не смог пережить краха Империи - 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, он покончил жизнь самоубийством. Надо отдать должное немцам – после тяжелейшего поражения они не опустили руки. Уже в декабре 1918 года в HAPAG приняли решение о постройке четырех новых лайнеров. Первое из них, которое назвали в честь бывшего президента компании «Альберт Баллин» заложили летом 1921 года, И спустя два года оно отправилось в свой первый трансатлантический рейс.

Сергей Шаров

Продолжение следует - как «Альберт Баллин» стал «Ганзой» и попал в СССР.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Атомный флот. Они были первыми. Часть II
  • Колыбель цивилизации
  • Серия «Деятели искусства СССР» (1965-1969)
  • Атомный флот. Они были первыми
  • Сувенирную буклетию есть смысл собирать - продолжение, год спустя.
  • «Сакура» в цвете. Окончание
  • Города на марках. Приволжский округ
  • Динамика цен на марки за 12 лет
  • «Сакура» в цвете. Часть 2
  • Почтовые дороги России
  • Старый добрый почтовый ящик
  • Мастер пейзажа
  • Наследство профессора Беляева
  • Художник с коммерческой жилкой
  • Молодость моя, Белоруссия!
  • «Сакура» в цвете
  • Europa-CEPT
  • Шах и мат в советской филателии
  • Шах и мат в мировой филателии
  • Что такое филателия? К 40-летию Олимпиады-80
  • Где находится край земли?
  • Нету милей моей Молдавии родной!
  • Детские марки Джона Леннона
  • Почтовая администрация ООН
  • Как добиться выпуска почтового конверта
  • Страна озер, марципана и макраме
  • Бесценные марки Фредди Меркьюри
  • День семьи, любви и верности
  • Города на марках. Крым
  • Монгольский вклад в военно-полевую почту СССР
  • Художественное наследие Боголюбова
  • Великолепный Тарбозавр
  • Города на марках. Юг и Северный Кавказ
  • Филателисты и российские дороги
  • В Литве все по-другому
  • В стране литературных героев
  • По главной площади с Победой
  • Чесменский бой - он трудный самый
  • Как попасть на марку?
  • Пуп Луны
  • Медицина и пандемии. Часть II
  • Медицина и пандемии
  • Города на марках. Центральная Россия
  • Пять книг для взрослых
  • Кто рисует марки?
  • Перевертки - что за этим стоит?
  • И чувства добрые он лирой пробуждал
  • «Голубая Александрия». Символ невероятной любви
  • Истина в деталях
  • Филателия - это динамичное хобби
  • ТОП-7 русских поэтов
  • Приглашаем к обсуждению. Пора поддержать героев
  • История одного конверта
  • Филателистическая история одной семьи
  • Молодые филателисты Новой Зеландии
  • Опережая Илона Маска
  • Всего два простых слова на марке: СПАСИБО, ВАМ!
  • Приглашаем к обсуждению. Проект плана выпуска марок на 2021 год
  • Эпоха Просвещённого мира
  • Филателия. Одна - но пламенная страсть
  • Приглашаем к обсуждению. Пропадет ли интерес к филателии?
  • Разновидность? Или так?....
  • Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
  • Антарктическая Франция
  • Марки от прапрапрадеда
  • Давно мы из дома...
  • История Выборга в коллекции местного филателиста
  • Мы помним! Мы гордимся!
  • Приглашаем к обсуждению. Филателия и внутренний туризм
  • Неожиданная находка
  • Этот день мы приближали, как могли. ТОП марок Победы
  • Занятие для души
  • Самоизоляция - новые возможности
  • Желаю коллекционерам неугасаемого интереса к собирательству
  • 1 Мая. Повод побыть дома
  • Истории с провенансом. Мыс Кеннеди
  • Филателия - целый мир, где нет границ и карантина
  • О прошлом и о настоящем коллекционирования в Латвии
  • Приглашаем к обсуждению. Чернобыльская катастрофа
  • История почтового транспорта на Урале
  • ТОП-5 фильмов для филателистов
  • Приглашаем к обсуждению. Истина - в деталях
  • Ульяновы. Факты из биографии
  • Профессия бить в барабан и выращивать устрицы
  • Неотъемлемая часть нашей юности
  • Атрибут Пасхального празднования
  • Мифические картины Ильи Репина
  • «Лениниана» на картинах и марках
  • Тамбовские коллекционеры - собиратели истории
  • Письмо от Юрия Гагарина
  • Один гигантский скачок в космос
  • Аудиотур по истории почты
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть II
  • Приглашаем к обсуждению. Дополненный план выпуска марок на 2020 год. Часть I
  • ТОП марок о космосе
  • Ошибки и неточности на марках. Часть II
  • Горы Кыргызстана не впечатлили геологов
  • Приключения принцессы
  • Роберт Кох: Никогда не быть праздным!
  • Королевский фотограф
  • Ошибки и неточности
  • Интересные находки
  • ТОП книг о филателии
  • Марки, передающие эмоции и чувства
  • Древние почтовые маршруты
  • Тайна одного шедевра
  • Страна огней
  • А истина дороже
  • Евросоюз. А был ли мальчик?
  • Как пенсионерка изучала посткроссинг на фрегате "Паллада"
  • Приглашаем к обсуждению. Коллекционирование проигрывает компьютеру?
  • Чем запомнился 2019 год в Филателии?
  • Искусство на марках. Картины русских художников
  • Выдающиеся филателисты. Огласите весь список
  • Страна «Властелина колец»
  • Фолкленды 1933
  • Чем живут современные филателисты
  • К 75-летию Победы. Начало
  • Гренландия. Лучшая марка 2019
  • Женский день
  • Женщины искусства на марках
  • Главная загадка Вестминстерского дворца
  • Масленица. История и современность
  • Идеальное совпадение: марки, орхидеи и фотография
  • Филателия для подростка - очень развивающее занятие
  • Тридесятое королевство
  • Тактические игры в солдатиков
  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru