МХТ. Предлагаемые обстоятельства
2018-10-26 13:44:31, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В июне 1897 года, в московском ресторане «Славянский базар» два солидно одетых гражданина обсуждали возможность создания нового театра. Разговор шел тихо, спокойно, без особых эмоций и споров. Это была беседа двух единомышленников.
А уже через год «Художественно – общедоступный театр» начал свою работу. За годы своего существования театр не раз менял свое название, но всегда оставался «лучом света» для многих поколений ценителей театрального искусства.
И сегодня он отмечает свое 120-летие.
Отцы-основатели МХТ собрали в театре целую плеяду выдающихся актеров, и совершили поистине революцию в театральной среде. На сцене ставились спектакли, в очередь за билетами на которые выстраивалась вся театральная Москва: «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Горе от ума», «Синяя птица», «Месяц в деревне», «Гамлет», «Мнимый больной». Список можно продолжать долго. А спектакль, поставленный по пьесе Чехова «Чайка», вообще был знаковым - парящая чайка стала узнаваемой эмблемой театра.
А. П. Чехов читает труппе МХТ пьесу «Чайка». 1898 г.
Сцена из спектакля МХТ по пьесе М. Горького «На дне» . 1902 г.
Режиссеры сами учили молодых актеров, которые вносили в театр нотки современности. В МХТ шли спектакли по пьесам Булгакова, Катаева, Иванова, Островского, Горького. А спектакль «Юлий Цезарь», поставленный в 1903 году произвел настоящий фурор. На сцене было разыграно грандиозное действие, практически насквозь пропитанное духом того времени – рабы, ремесленники, египтяне, танцовщики. В спектакле было задействовано почти 200 актеров.
Практически идеальные в начале, впоследствии, отношения между режиссерами не складывались.
Вот как описывает Михаил Булгаков в своем «Театральном романе» их взаимоотношения: «…Аристарх Платонович не может ему ничего сказать, так как Аристарх Платонович не разговаривает с Иваном Васильевичем с тысяча восемьсот восемьдесят пятого года.
- Как это может быть?
- Они поссорились в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону.
- У меня кружится голова! Как же стоит театр?
- Стоит, как видите, и прекрасно стоит. Они разграничили сферы. Если, скажем, Иван Васильевич заинтересовался вашей пьесой, то к ней уж не подойдет Аристарх Платонович, и наоборот. Стало быть, нет той почвы, на которой они могли бы столкнуться. Это очень мудрая система…»
Каждый из них был выдающейся личностью. Споры между ними возникали, в основном, при постановке спектаклей. И после 1903 года режиссеры уже «творили» каждый сам по себе и каждый со своей труппой.
Эти разногласия породили в актерской среде не одну байку. Согласно самой известной, однажды коллеги решили их помирить. Сделать это было решено после одного, совместно поставленного мэтрами, спектакля. По задумке актеров, режиссеры должны были выйти на поклон и в знак дружбы пожать друг-другу руки. Сценарий «примирения» понравился всем, включая Станиславского и Немировича-Данченко, с которыми было все заранее согласовано. И вот час «X» настал.
Под звуки музыки мэтры вышли на сцену. Станиславский был крупнее и дошел до центра сцены быстрее. А Немирович-Данченко замешкался и, к ужасу всех присутствующих, споткнулся и упал прямо к ногам Константина Сергеевича, который, разведя руки, сказал: «Ну, зачем же уж так-то?». Больше, если верить этой легенде, они ни разу друг с другом не заговорили.
Система, в основу которой были взяты, в том числе и слова Пушкина: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя», была разработана Станиславским. Она с успехом работает и до сих пор - по ней учатся и творят лучшие актеры, даря зрителям незабываемые спектакли и радуя своим непревзойденным мастерством.
А какой спектакль из репертуара МХТ нравится вам?