Крещение Руси. Как это было
2018-07-27 14:19:36, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
28 июля был принят православной церковью как день памяти святого равноапостольного князя Владимира, как день, когда в 988-м году он принял крещение сам, крестил киевлян в водах Днепра, а после и жителей остальных городов Древней Руси. Конечно, дата во многом условна, дана в пересчете на современный календарь. Также у историков нет единого мнения насчет того, было ли это именно в 988-м году, чуть раньше или чуть позже.
По некоторым данным первое крещение Руси было совершено в 867 году по инициативе князя Аскольда, а уже потом, в 988 году случилось более известное «второе крещение». А первая попытка крещения славян была предпринята еще Андреем Первозванным, в I веке. Но эта версия спорная. До сих пор многие историки считают это легендой.
Было еще несколько случаев крещения славян задолго до Владимира. В середине IX века знаменитый мусульманский географ Ибн Хордабех писал: «Если говорить о купцах Ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать». А первым массовым крещением народа Руси считается так называемое «Фотиево крещение». Проведший его в 867 году патриарх Фотий свидетельствовал: «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды».
Более того и церкви появились еще до Владимира. Вот что пишет А. Королев в книге «Загадки первых русских князей»: «В 945 году византийцы прислали к князю Игорю послов для восстановления мира. Русские язычники присягнули на холме, на котором стоял идол Перуна. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и хазар, — это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов».
Многие считают язычество как что-то темное и антигуманное, и крещение было «лучом света в темном царстве», который буквально вытащил народ из первобытной темноты. С этим совершенно не согласны исследователи древнеславянской истории. «Славянское язычество, — писал он, — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий».
Главным мотивом принятия христианства в качестве государственной религии у Владимира было укрепление центральной власти. К христианству он пришел не сразу. Сначала он попытался действовать менее революционно и попробовать создать общую веру из привычных людям разрозненных языческих верований. Это случилось сразу после прихода Владимира к власти в 980 году.
Новая религиозная система, языческое шестибожие, могла остаться государственной религией Киевской Руси, если бы Владимира устраивала судьба местного князька. Но он явно мечтал о большем. А вести глобальную политику язычник тогда уже не мог...
До крещения Владимир был совсем не святым. Великий хронист Титмар Мерзебаргский называл его «великим распутником». В христианстве он вел себя гораздо скромнее, вступив в брак всего дважды (и то, не одновременно). Как отмечает по этому поводу доктор исторических наук С. Алексеев: «Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом».
Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.
Известна история о том, как Владимир выбирал новую веру, оценивая пригодность для своей ситуации ислама, католичества и православия. По версии академика Д. Лихачев, православие было принято, потому что, по легенде, послам, посланным в Византию, понравилась красота службы. Конечно, их миссия была не оценивать внешнее, а составить мнение о сути веры — но именно внешнее поразило их в первую очередь. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть той красоты, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Владимир был впечатлен...
Крещение Киевской Руси проводилось в обстановке, далекой от демократической. Князь делал это насильно, не интересуясь ничьим мнением, при сопротивлении и жречества, и различных слоев населения. Но в Киеве этот процесс прошел мирно, хотя и без радости. Владимир разослал по всему городу глашатаев, которые должны были явить народу повеление князя: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб, — да будет противник мне». Князя услышали. По свидетельству киевского митрополита Иллариона, «не было ни одного противящегося благочестивому повелению его (князя Владимира), даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его было сопряжено с властью».
Поскольку христианство на Руси продвигалось силой, возникает вопрос — сколько человек поплатилось жизнью за его торжество? В исторической литературе встречается громадное количество жертв - вплоть до немыслимых 9 миллионов. Комментируя эту цифру, богослов Ф. Бабенко пишет: «Это абсолютно абсурдное утверждение. Даже имея современные средства массового уничтожения, убить такое количество не так-то просто, а уж в древние времена и подавно. Ни князь Владимир, ни его преемники просто физически не могли уничтожить 9 миллионов людей теми силами, что были у них в наличии. Даже Батыево нашествие унесло в разы меньше жизней, хотя масштаб его разрушений был беспрецедентен для средневековой Руси». Впрочем, сопротивление все-таки было, и были жертвы...
Не смотря та то, что крещение Руси все-таки произошло, простой люд продолжал чтить языческие традиции, которое постепенно влились в христианские. Так и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
По материалам: www.facebook.com, billionnews.ru