ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире


Главная  /  История одной картонки

Поиск по статьям:

История одной картонки

2018-04-16 14:05:00, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Перед нами блок из четырёх марок. СССР, 1932 год. Выпущен к первой Всесоюзной филателистической выставке. Казалось бы, ничего особенного.

Но за этим блоком прячется целая история. Во-первых, в 2008 году он был продан на аукционе Cherrystone за 776250 долларов. А во-вторых, он связан с человеческой трагедией – с репрессиями, с ГУЛАГом, он чудом пережил все эти годы, чтобы донести до нас свою странную историю.

Вообще-то, это история о людях – в первую очередь. О марках – во-вторую. Но с марок всё началось и марками всё закончилось. Поэтому поговорим о них.

5 декабря 1932 года в здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась 1-я Всесоюзная филателистическая выставка. На самом деле она была второй. Первая общесоюзная филателистическая выставка, носившая название «Всесоюзная выставка по филателии и бонам», прошла гораздо раньше, с 14 декабря 1924 по 1 февраля 1925 года в Москве. Её инициировал один из основателей советской филателии Фёдор Григорьевич Чучин – на тот момент Уполномоченный по филателии и бонам в СССР.



Выставка 1924-25 годов была очень масштабной и поистине международной. В Москву съехались филателисты из десятков стран мира, а голландцы, турки, швейцарцы и литовцы даже получили награды за свои экспозиции. Если вам интересно, про эту выставку можно подробно прочитать в Википедии.

Но государственная политика за последующие семь лет значительно изменилась. Выставка Чучина была слишком… ну, капиталистической. На ней частные лица представляли свои частные собрания и коллекции, частные лица же и получали награды. В 1932 году такой расклад уже не годился. Поэтому организаторы выставки 1932 года закрыли глаза на выставку 1924-25 годов и назвали новую выставку Первой. Никаких частных филателистов с коллекциями там уже не было – на 1-я Всесоюзной филателистической выставке были представлены государственные коллекции Народного комиссариата связи СССР. Прямо скажем – это были хорошие и богатые коллекции, но сильно ограниченные из-за идеологической составляющей. Собственно, именно это и послужило причиной изменения формата – в частных коллекциях могли встретиться марки идеологических врагов.


Ко всем филателистическим выставкам во всём мире обязательно печатаются почтовые марки, прославляющие эти выставки (конечно, это утверждение касается только глобальных, государственного масштаба выставок). Плюс сами выставки всегда (в том числе и локальные) печатают свои собственные непочтовые, сувенирные марки.

Наркомсвязи СССР к 1-й выставке выпустил две сувенирные марки с изображением Пушкинского музея (рисунок Василия Васильевича Завьялова) номиналами 15 и 35 копеек, отпечатаны на бумаге с водяным знаком. В обращение они поступили в день открытия выставки, 5 декабря 1932 года.

15-копеечная имела тираж 300 000 экземпляров, 35-копеечная – 100 000 экземпляров. Для тех, кто не в теме, – это совершенно средние тиражи по сегодняшним временам, ну, чуть ниже среднего. По тем временам тираж, в принципе, был большим, но тоже не титаническим. То есть ничего особенного. Часть тиража 30-копечной марки имела разновидность с немного другой зубцовкой. Интересно то, что продавались марки по тройному номиналу – для покрытия расходов, связанных с организацией выставки. Но это тоже мелочи.

А вот дальше начинается интересное. Дело в том, что до 1932 года почтовых блоков в СССР не выпускали. Блок – это сугубо филателистическая штука, для оплаты почтовых отправлений она не нужна. То есть можно, конечно, выдрать из блока марку, и наклеить на конверт – но зачем?

Вообще – тут я отвлекусь – почтовый блок изобрели случайно. В 1923 году в Люксембурге намеревались выпустить марку по случаю рождения принцессы Елизаветы – но в типографии, получив одну форму для одной марки (обычно форма включает в себя сразу 20-100 марок для единовременной печати) ошиблись и напечатали марки на листах с огромными промежутками, так же и перфорировали. Перепечатывать было некогда – и пришлось нарезать марки с большими полями, то есть блоки. Дефект оказался неожиданно популярным у филателистов, произвёл фурор на филателистических выставках – и появился новый формат марки.

Так вот, в 1932 году к 1-й международной филателистической выставке в СССР решили приобщиться к распространяющемуся по миру формату и тоже напечатать блок размерами 168х120 мм. И напечатали – тиражом 500 экземпляров. Он не предназначался для свободной продажи (хотя при желании из него можно было вырезать марку и наклеить на конверт), поэтому его корректнее называть «сувенирным», а не «почтовым». Его 500 экземпляров прилагались к приглашениям на выставку для почётных гостей.

Как видно, на блоке, помимо 4-х марок, появилась надпись «Народный комиссариат связи СССР» и её дубляж на французском языке – Commissariat du Peuple des communications postales et électriques. Сувенирный лист был передан дирекции выставки, которая, собственно, и занималась рассылкой приглашений. Естественно, блоки «осели» в коллекциях приглашённых или были впоследствии ими передарены (перепроданы). Сегодня несколько таких блоков можно найти в свободной продаже (в основном, на аукционах), их стартовая цена в среднем составляет 20000$. Конечно, тираж 500 экземпляров. Редкость!

Более того, на выставке можно было блок специальным красным гашением погасить. Но почти все оставили свои блоки в чистом виде – поэтому гашёный сейчас стоит каких-то вообще невразумительных деньжищ.

Но на самом деле тираж блоков был не 500, а 525 экземпляров. Что же это были за загадочные 25 листов? Они были именными. На них была сделана надпечатка «Лучшему ударнику Всесоюзного Общества Филателистов». Их разослали не кому-нибудь, а 25 людям, внесшим наибольший вклад в развитие советской филателии – все они принимали участие в организации выставки.

Но есть и ещё более тонкое деление. Таких блоков, как на картинке выше, было не 25, а 22. На последних трёх блоках с надпечаткой «Лучшему ударнику Всесоюзного Общества Филателистов» была ещё одна, дополнительная, сделанная вручную надпечатка – с указанием конкретной должности и имени приглашённого. Как мы видим на вступительной в этот пост картинке, один из блоков предназначался «председателю Президиума МО – Э. М. Нуркас». МО – это Московское общество филателистов.

Второй блок с личным посланием получил тогдашний председатель Президиума Ленинградского общества филателистов. А третий – не кто иной как Генрих Григорьевич Ягода, на тот момент – начальник секретно-оперативного управления ОГПУ и фанатичный филателист.

Итак у нас есть:

500 блоков обыкновенных (некоторые гашёные).
22 блока с надпечаткой «ударнику».
3 именных блока.

Каждый из именных блоков – это так называемый уникум, то есть марка, существующая в единственном экземпляре. Причём чаще всего уникумами становятся, а не рождаются. Рапример, на данный момент известен только один экземпляр «Розовой Гвианы» 1856 года номиналом 1 цент; последний раз она всплывала на аукционе в 1980 году и была продана за 935 000 долларов. Но изначально – 150 лет назад – существовало больше экземпляров «Гвианы», просто они не сохранились. Три же сувенирных блока с именными надпечатками «родились» уникумами.

Выставка завершилась. Блоки осели в личных коллекциях получателей. А вот судьба трёх именных блоков интересна. К сожалению, я не знаю, кто возглавлял Президиум Ленинградского общества филателистов в 1932 году, и найти эту информацию я не смог. Но по слухам, его репрессировали и расстреляли в конце 1930-х. Генриха Ягоду, как известно, тоже расстреляли – 15 марта 1938 года. Их блоки может и сохранились – а может, и нет. Вполне вероятно, где-то хранился блок с личной надпечаткой Ягоде (посмотрите в дедушкином альбоме!), и его стартовая стоимость, полагаю, будет около 800-900 тысяч долларов.

А вот Нуркаса не расстреляли. Его посадили. И он взял в лагерь некоторые личные вещи, в том числе и небольшой кляссер с марками. Всё-таки он был коллекционер, надо же было чем-то греть в лагере душу. И в 1940-х продал блок лагерному врачу, который тоже был коллекционером. Точнее, отдал за внеочередной перевод в медчасть лагеря – там всё-таки получше кормили, и работать 24 часа в сутки не заставляли.

По некоторым данным Нуркас из ГУЛАГа не вышел. Хотя это точно неизвестно - фотография человека по имени Э.М.Нуркас есть в списке участников ВОВ Центрального экономико-математического института РАН (спасибо crema_catalana за наводку). Возможно, это он и есть - вернувшийся к жизни после лагеря и войны. Но вот врач вышел точно, и вскоре после войны эмигрировал в США, забрав и коллекцию, в которой была картонка Нуркаса. В личной коллекции врача блок находился очень длительное время. Потом его кляссеры болтались где-то, наследники, видимо, не обращали внимания на чудачества старика. А потом кто-то из наследников просмотрел коллекцию и понял, что наткнулся на что-то очень непростое.

В 2008 году картонка Нуркаса появилась на филателистическом аукционе Cherrystone и была продана за безумные деньги – 776250$. Это абсолютный рекорд для марок СССР. Наследники, видимо, в этот момент, искренне поблагодарили врача за то, что выменял этот странный блок и сохранил его.

На втором месте среди советских марок является марка с изображением лётчика Леваневского с перевёрнутой надпечаткой и опечаткой в слове «Сан-Франциско» (маленькая «ф»). Она была продана в июне 2008 года на том же Cherrystone за 718750$ (тут надо отметить, что за месяц до этого такая же ушла там же за 603750$). А вообще – вот интересные аукционы Cherrystone с редкими марками (в основном – именно советскими и российскими). Поглядите на эти цены.

Интересно, что в 1997 году, блок получил «вторую жизнь». Не именной блок Нуркаса, а обычный, без надпечатки. По инициативе Канадского Общества Русской Филателии был сделан небольшой тираж «картонки-97», которая полностью копирует «картонку-32» и отличается от нее памятной надписью на лицевой стороне и надписью на обороте.
 


Такая вот история. 

Автор: Тим Скоренко  nostradamvs.livejournal.com



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru