От голубя до «соб@ки»
2017-12-04 17:18:51, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Все мы привыкли к тому, почтальон принесет нам письмо. Или оно само прилетит к нам по средствам электронной почты. А как же появился почтовый ящик? Давайте проследим его историю и историю почты от клинописи до e-mail.
Во всем мире День рождения почтового ящика отмечают 2 августа, а в Росии - 1 декабря.
До нашей эры
Если углубиться в древность, то первые письма представляли собой клинопись.Она появилась 3 тысячи лет до нашей эры. С этого момента можно отсчитывать историю почты.
Послания создавались путем вырисовывания деревянной палочкой на мягких глиняных табличках необходимой информации. Для подобных писем даже существовали конверты, которые изготавливались из глины. Для того чтобы прочитать содержимое, адресату необходимо было разбить «упаковку».
О первых этапах становления почты мы мало что знаем. Известно, что наибольший вклад в ее развитие внес царь Ассирии в 7 веке до нашей эры. Согласно его указанию был создан первый архив, в котором хранилось около 25 тысяч глиняных табличек, в том числе и «письма» государственной важности и строгой секретности. Эта библиотека дошла до наших дней, и историки работают над расшифровкой старинных писем.
От бусин до морского алфавита
Индейцы из племени гуронов использовали в качестве писем бусины из раковин. Каждую бусину они нанизывали на нить, тем самым составляя послание. Так, например, черный цвет знаменовал известие о смерти, красный – военные действия, желтый – денежные поборы и т.д. Только мудрецы могли растолковать значения, и это считалось особой привилегией.
Нельзя не отметить и наскальные рисунки, которые также являлись зарождением будущей почты. До сегодняшнего дня искатели находят в пещерах новые изображения и пытаются прочитать таинственные послания наших предков.
У древних египтян была широко развита голубиная почта. С ее помощью они передавали свертки с иероглифами. Именно этот народ считается родоначальником первого в мире систематизированного алфавита.
Собственным алфавитом обзавелись и финикийцы, которые прославились кораблестроением. Моряки доставляли послания в многочисленные колонии Средиземного моря. Эта система легла в основу греческого алфавита.
Персидская почтовая служба
Ангарион – именно так называется древнейшая персидская почта, которая была создана в империи Ахеменидов в 6 веке до нашей эры. Ее основателем является царь Кир II Великий. Ранее доставка корреспонденции могла растянуться на несколько месяцев. Даже для того времени это было очень долго и утомительно. И тогда Кир распорядился организовать специальные службы – конных курьеров. Именно этот способ дал основу для развития современной военно-полевой почты.
В те же времена самая длинная дорога, по которой осуществлялась доставка писем, составляла около 2500 километров. На протяжении этого маршрута было несколько станций, где менялись лошади и доставщики. На протяжении долгого времени так обменивались информацией и вели переговоры персидские цари.
Позже приемник Кира II распорядился о строительстве Царской дороги и более улучшенном варианте коммуникаций, примером которой впоследствии воспользовался Александр Македонский.
Времена Римской империи
Почта в Римской империи развивалась по стопам персидской. При этом параллельно существовало две ветви: государственная и частная система передачи писем. Второй вариант был доступен исключительно для знати, так как приходилось нанимать собственных гонцов или использовать рабов.
В период становления империи почтой была охвачена огромнейшая территория в трех частях света. Единая система маршрутов объединяла к первому веку нашей эры возможность доставки корреспонденции из Сирии в Испанию. Письма перевозились на лошадях и складывались в повозку, что позволяло брать сразу большой объем каждому курьеру.
Наиболее быстрой почтой в Римской Империи считалась государственная доставка. Но для того чтобы ею воспользоваться чиновникам и священника необходимо было получить специальное разрешение.
Европейское Средневековье
Вместе с падением Римской империи потерпела крах и существовавшая на тот момент почтовая система. Поэтому чиновникам пришлось столкнуться с определенными трудностями в доставке корреспонденции. Причина тому – границы и запутанные маршруты, а самое главное – отсутствие централизованного управления. Создание феодального строя оказалось еще большее негативное влияние на почтовую службу, так как крупные землевладельцы стали взимать большую пошлину за возможность доставить письма через свою территорию.
На тот момент единственной централизованной и организованной властью оставалась церковь. А так как храмы и монастыри нуждались в регулярном обмене информацией, за возрождение коммуникативной системы взялись отвечать духовные монархи. Разводить письма стали монахи и священники, что и позволило возродить прежнюю систему и настроить ее на новый лад.
Еще один слой населения, который не мог существовать и развиваться без почты – купцы и ремесленники. Поэтому среди гильдий существовала отдельная система передачи купеческой почты. Впервые она стала успешно работать в Венеции, а затем распространилась по всей Европе.
Что касается городской почты, то первые ее предпосылки зародились в Италии и Германии, а также в столице Франции. Специально обученные гонцы доставляли корреспонденцию довольно оперативно, а стоимость доставки определял установленный государством тариф.
Роль ямщиков в Киевской Руси
Необходимость создания почтового пути возникла и с развитием Киевской Руси. Огромные территории нуждались в едином управлении, а для этого без передачи информации нельзя было обойтись. Так появились русские гонцы и знаменитая фраза: Едет с грамотой гонец. Интересен тот факт, что догое время за хорошую весть гонца награждали, а за плохую могли и казнить. О, времена! О, нравы!
В период правления Ивана Грозного на царских курьерах была возложена колоссальная работа. За день им приходилось преодолевать около ста километров. С 13-го по 17-й век почта на Руси имело место название «яма». На службе этих станций содержалось большое количество человек. Существовала даже ямская повинность, согласно которой на крестьян возлагалась необходимая работа по организации перевозки писем.
Дирижабли и поезда
К 17-му веку в Европе почта обрела централизованную систему управления и активно развивалась в области международных коммуникаций. Простых конных гонцов вытеснили кареты, на которых можно было перевозить больше писем и даже посылок. В Англии же пошли еще дальше и стали использовать дирижабли и дилижансы. Об их прибытии на местность сообщали специальным звуком рожка.
Переломный момент в истории развития европейской почты пришелся на начало 19-го века. Причина тому – появление железных дорог. Новый вид транспорта позволил доставлять корреспонденцию в кратчайшие сроки и в самые отдаленные места.
История почтового ящика
Несколько столетий назад все письма передавались не индивидуально, а посредством одного большого ящика. Оттуда адресат сам забирал адресованные ему послания. Чаще всего подобным образом передавали весточки моряки. В 16-м веке хранение корреспонденции напоминало каменный тайник, однако именно он стал прообразом современного ящика.
Первая городская почта возникла в Париже, и датируется это событие 17-м веком. Для того чтобы доставить письмо до адресата, требовалось немало затрат, в том числе и на курьера. И тогда для сбора почта было решено приспособить старые ящики для доносов – флорентийские тамбуро. Именно они стали первыми вариациями современного дизайна. Однако просуществовал такой способ недолго.
Для того чтобы наладить коммуникации между континентами, такими как Англия и Америка, капитаны судов дальнего плавания вывешивали в гостиницах и местах общественного питания специальные мешки для сбора писем. Таким образом, любой человек мог оставить послание, оплатив его пересылку за символичную плату всего в один пенс. Капитан перед отправлением забирал мешок, а в пункте назначения передавал почтмейстеру для дальнейшего сортировки по указанным на конвертах адресам.
Медленно почтовые ящики завоевывали популярность. Люди не спешили доверять им. И только к середине 19-го века они стали активно использоваться в Германии в частном секторе. Позже в Англии появились автоматические механизированные контейнеры для писем, которые назывались «экспрессами». В автомат опускался конверт и монеты, после чего следовало опустить специальный рычаг, при помощи которого вызывался курьер для доставки корреспонденции.
В Москве в 1928 году появились первые «ящики-путешественники». Их название обусловлено тем, что крепились они исключительно в транспорте, идущих по указанному маршруту мимо почтамтов. Однако просуществовал такой способ недолго и был замене на более удобный вид передачи писем: неподвижные железные ящики стали крепить на стенах домов, заборах и столбах.
Возникновения марок
Развитие почты предполагало взимание сборов за пересылку. Эта проблема была решена в Великобритании, где стали печатать первые марки в 1840 году. Один из первых тиражей включал в себя «черный пенни» - до сегодняшнего дня один из самых ценных экспонатов филателии. С этого же момента и началось введение тарифов за почтовые услуги.
Инициатором печати марочной продукции стал политик Роуленд Хилл. Его идея с успехом прижилась, и с тех пор каждый конверт имел специальную метку – оплату. Позже такие «наклейки» появились и в других странах. Таким образом, новая реформа привела к улучшению работы почтовой службы и росту ее популярности.
В России первые марки появились в 1857 году. Первая экземпляры оценивались в 10 копеек, а в качестве изображении был выбран двуглавый орел. Во времена СССР роль марок только усилилась. Стали печатать тиражи, посвященные определенному событию, например, первому полету человека в космос.
Первые открытки
Поздравительные послания появились сравнительно недавно. Первые открытки были напечатаны в Австро-Венгрии в 1869 году. После публикации тиража они сразу же стали популярными. Особенно этому поспособствовала Франко-прусская война 1870-1871г.г. Французские солдаты активно приобретал иллюстрированные карточки, чтобы отправить весточку родным домой.
Позже фронтовую моду на открытки оценили коммерсанты, и уже спустя несколько месяцев открытки стали активно продаваться в Англии, Бельгии и Нидерландах. Что же касается России, то первая почтовая карточка с изображением была выпущена в 1872 году.
Факты
- Первый конверт был изобретен в Великобритании в 1820 году.
- Первые бандероли появились в 1850 году.
- К середине 19-го века письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней.
- В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и Всемирный почтовый кодекс, который регулировал почтовую систему в 22 странах.
- К концу 19-го века письменную почту постепенно стала заменять электронная версия за счет развития компьютерных технологий.
- В 1965 годцу, с развитием Интернета, появилась электронная почта, которая доставляет все письма прктически мгновенно. Для удобства передачи адресов в строке имени пользователя (адресата) ставится значок @ - собака.